Серия Буклетов "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ" (для родителей и воспитателей)

Афанасьева Светлана Николаевна

В буклетах представлен материал о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

формировании статических и локомоторных функций двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств). Нарушения речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух, отмечаются отклонения в лексико-грамматическом оформлении, трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления его содержания. Ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей, затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознании, самооценки, системы «Я». Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС затрудняют взаимодействие ребенка с окружающей средой, снижают его адаптивные возможности.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является весьма распространенным нарушением детского возраста, проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефицитом внимания, импульсивностью поведения, а так же также нарушениями когнитивных функций (внимания и памяти), проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Двигательная гиперактивность - чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно, и может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной речевой активности и шумном поведении. Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители, они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В любой учебной деятельности у детей наблюдается «импульсивный тип работы»: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей, из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях, что становится причиной травм и несчастных случаев.F:\rfhnbyrb\vozrastnye-osobennosti-detej-4-5-let-roditelskoe-sobranie.jpg

Импульсивность сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго. Импульсивность, часто сочетаясь с агрессивным и оппозиционным поведением. Попав в разряд «неуспевающих», ребёнок начинает ощущать негативное отношение со стороны взрослых и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми проблемами, затрудняющими отношения с родителями, сибсами, педагогами и сверстниками, они не чувствуют дистанцию между собой и взрослым. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение.

Автор буклета педагог-психолог МДОУ ДС №120  - Афанасьева С.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад    № 120 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 120 г. Челябинска»)

ул. 1 Пятилетки, 5, г. Челябинск, 454085, тел.: 8(351) 737-69-11, E-mail: mdouds120@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ОВЗ)

1 ЧАСТЬ (из 3ёх)

Для Родителей и Воспитателей

2022 г. Челябинск


Дети с речевыми нарушениями 

У детей с речевыми нарушениями отмечаются более поздние сроки появления гуления, первых слов и фразовой речи. Наблюдаются нарушения фонематического восприятия, низкий уровень развития буквенного гнозиса. Зрительное восприятие отстает в своем развитии и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета, увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева», трудности ориентировки в собственном теле. Внимание неустойчивое, снижено произвольное внимание, трудности в планировании своих действий, трудности в выполнении задания в условиях словесной инструкции. Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Для детей с речевыми нарушениями характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: задерживает формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

Дети с задержкой психического развития конституционального происхождения: На первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Эти дети имеют инфантильный тип телосложения (худощавые, как правило, невысокого роста, бледные), «детскую» мимику, слабо развитую моторику. Игровая деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Для детей характерны эгоцентризм, истерические реакции, что затрудняет социальную, в том числе школьную адаптацию. Этим детям рекомендуется медикаментозная терапия. Отмечается наследственно обусловленная недостаточность отдельных функций: развития зрительной и слуховой памяти, речи. Именно среди таких детей отмечаются случаи нарушения чтения (дислексии), письма (дисграфии), счетных навыков (дискалькулии). В плане коррекции это один из благоприятных типов ЗПР.

Дети с задержкой психического развития соматогенного генеза:

Возникает у детей с хроническими соматическими сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями эндокринной системы, почек и других органов. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельностей. Ребенка характеризует сниженная работоспособность, робость, боязливость. У детей, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с задержкой психического развития психогенного генеза: Неблагоприятные микросоциальные условия являются причиной ЗПР у детей. У детей выявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, выносливость, гибкость, координация. Наблюдаются нарушения в координации движений.

Не сформирован самоконтроль, поэтому они не замечают неправильного выполнения действий. Технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании слабо сформированы. Многие из детей не умеют правильно держать карандаш, кисточку (держат в кулаке или используют четыре пальца), не регулируют силу нажима (при рисовании линии могут быть малозаметными или дети настолько сильно нажимают на карандаш, что он ломается или рвет бумагу), с трудом пользуются ножницами. Ребенок за определенное время воспринимает меньший объем материала, отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различения сходных по написанию букв и цифр. У детей снижен интерес к игре и игрушкам, у них с трудом возникает замысел игры, сюжеты стереотипны, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. В процессе игры дети мало общаются между собой, они играют не «вместе», а «рядом», между ними часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза:

ЗПР церебрально-органического генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. Данная категория детей в первую очередь нуждается в комплексной медико-психолого- педагогической коррекции в условиях специальных классов и дошкольных учреждений. По своей сути эта форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние, что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей. У многих детей отмечается эмоциональная неустойчивость, отсутствие интереса, импульсивность, быстрая истощаемость. Характерным для них является отсутствие целенаправленности и использования рациональных способов выполнения практической и интеллектуальной деятельности. Снижена ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в  определении  их  свойств.  Отмечается  задержка  в



Предварительный просмотр:

рождающиеся от предметов и явлений окружающего мира, рисуют незрячему своеобразную картину мира. Для  слепого ребенка осязание - главный фактор     для    познания    окружающего    мира,    так как посредством осязания он получает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении. Совсем иначе выглядит слабовидящий ребенок, так как эти дети предпочитают зрительную ориентацию всем другим чувствованиям. Развитие осязательного чувства, как и развитие других чувств, достигается путем упражнения.

Дети с нарушением слуха:

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети по уровню развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов.

При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм - мимико-жестовой речи, дакхилыюй, чтения с губ. Недоразвитие речи обусловливает изменение развития других познавательных процессов, задержку психического развития ребенка. У детей запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала - слов, предложений и текстов.

Специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности.

Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием.

У глухих детей особенно отстает развитие словесно - логического мышления, то есть связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями длительное время не формируются. Наиболее сложна логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей.

У детей могут сформироваться некоторые негативные черты личности, такие как агрессивность, замкнутость. Дети предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта.

Социальная адаптация часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные отклонения из-за первичного дефекта и социальной депривации, возникающей из-за неадекватных условий воспитания в семье.

Автор буклета педагог-психолог МДОУ ДС №120  - Афанасьева С.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад    № 120 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 120 г. Челябинска»)

ул. 1 Пятилетки, 5, г. Челябинск, 454085, тел.: 8(351) 737-69-11, E-mail: mdouds120@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ОВЗ)

2 ЧАСТЬ (из 3ёх)

Для Родителей и Воспитателей

2022 г. Челябинск


Дети с расстройствами аутистического спектра:  У детей данной категории социальная адаптация является более сложной и не всегда возможной.

Психическое развитие детей определяется как искаженное. У детей нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, трудности становления активных взаимоотношений, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственною поведения. Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности, отсутствии «чувства края»), характерно противоречивое сочетание этих крайностей, бесстрашие в реально опасных ситуациях может сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов.

Главным симптомом аутистических проявлений нарушения аффекгивного контакта с людьми, и прежде всего с близкими, особенно нарушение глазного контакта. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого. Отмечается запаздывание «комплекса оживления», который возникает спонтанно, не в коммуникативной ситуации, а как реакция на какой-то неодушевленный стимул. Ребенок не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности к близкому человеку. У детей возникают сложности при выражении собственного эмоционального состояния в выражении просьбы. Речевое развитие детей своеобразно: возникают трудности в самостоятельном построении речевого высказывания, ребенок использует речевые штампы, себя называет во взором иди в третьем лице. Однако тот же ребенок может проявлять удивительное чувство языка, играя сочетаниями звуков, слов, рифмуя, изобретая неологизмы. Нередко наблюдается мутизм (отказ от речи), ребенок может отказаться от устной речи, но при этом использовать письменную речь. Не менее своеобразно развитие мышления детей. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего они могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять сложные мыслительные операции: сложные математические вычисления, проигрывание шахматных композиций. Дети обнаруживает особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновению.

Низкий порог аффективного дискомфорта обусловливает длительную фиксацию неприятных впечатлений, быстрое пресыщение даже приятными переживаниями, что приводит к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром. В итоге вместо форм активного взаимодействия с миром у ребенка с аутичными проявлениями преимущественно развиваются средства защиты от него.

Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычной обстановки, в противодействии любым изменениям в окружающей среде. Стереотипность поведения является одним из проявлений названного феномена: наличие однообразных действий - моторных, речевых, стереотипных манипуляций с избранным предметом, однообразие игр, стереотипные интересы. У детей стремление к стереотипным способам извлечения приятных вестибулярных, тактильных, проприоцептивных ощущений. Ребенок может потряхивать руками, скрипеть зубами, кружиться на месте, раскачиваться. Общая моторика хуже развита, чем мелкая.

Некоторые дети лучше выполняют сложные движения, чем более легкие. В каких-то случаях движения являются угловатыми, вычурными, несоразмерными по силе и амплитуде. Передача детям социального опыта, введение их в общество особенно затруднено.

Дети с нарушениями зрения: Слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Особенно трудным для детей является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений. У детей представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, что затрудняет процесс межличностного общения. Несформированность неречевых средств общения приводит к появлению навязчивых стереотипных движений у слепых; нередко такой ребенок стоит, производя маятникообразные движения туловищем, крутя в руках какой-то мелкий предмет, разговаривая сам с собой. Вывести его из этого состояния удается с трудом: ребенок полностью погружен в свой внутренний мир и не желает контактировать с окружающими. Многие из детей погружаются в фантазии, страшась неизвестных предметов и ситуаций, воздействия которых они боятся, так как не могут их идентифицировать и понять. Самопередвижение в незнакомом пространстве создает для слепого стрессовую ситуацию. Для детей с нарушением зрения характерно непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, не употребляемость развернутых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений. Значительную роль в проявлении недоразвития речи играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и неудовлетворительные условия речевого общения.

При слабовидении, дети не пытаются осмысливать изображение. Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначен. Слуховое восприятие доставляет слепому ребенку разнообразные сведения о предметах,   их   свойствах.     Всевозможные     звуки,



Предварительный просмотр:

с синдромом Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире.

Речь у детей развивается более медленно, чем познавательная и двигательная активность. Характерно снижение темпа развития речи, неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый голос. Трудности в освоении речи связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того у детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие. Также у детей отмечается недостаток развития образного мышления - утрата, нивелирование специфических признаков. Дети обращают больше внимания на детали формы, а не на целостную конфигурацию. Вместе с тем, обиходные, привычные для ребенка предметы воспринимаются и различаются достаточно правильно. У детей с синдромом Дауна затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

Дети с иммунодефицитом:

Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также нарушением речи (заикание, ЗРР), с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы: гиперактивные, расторможенные, с повышенной тревожностью и страхами, неврозами, утомляемостью, с нарушениями навыков общения, самообслуживания и стереотипностью в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений. Наиболее характерными проявлениями ВИЧ-инфекции у детей являются отставание в физическом и нервно-психическом развитии, увеличение печени, селезенки, лимфатических узлов, частые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, кожи и т.д. Работоспособность таких детей во многом зависит от их настроения, отношения к незнакомой обстановке и новым людям и, наконец, от погоды и атмосферного давления. Детям первых пяти лет жизни очень важен физический и эмоциональный контакт с ухаживающими за ними взрослыми, слышать обращенную к нему спокойную ласковую речь. Частые посещения врачей, медицинские процедуры вызывают тревожность, страх, волнение, что сказывается на формировании личности детей и их социальной адаптации.

Дети-инвалиды с различными соматическими заболеваниями:

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Специфика интеллектуального и эмоционального развития ребёнка-инвалида зависит от особенностей и сложности его заболевания.

Автор буклета педагог-психолог МДОУ ДС №120  - Афанасьева С.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад    № 120 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 120 г. Челябинска»)

ул. 1 Пятилетки, 5, г. Челябинск, 454085, тел.: 8(351) 737-69-11, E-mail: mdouds120@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ОВЗ)

3 ЧАСТЬ  (из 3ёх)

Для Родителей и Воспитателей

2022 г. Челябинск


Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Навыки самообслуживания у детей развиты недостаточно из-за нарушений манипулятивной функции. Психические и речевые расстройства, гак же как и двигательные, имеют разную степень выраженности. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения, по-разному проявляющиеся при различных формах ДЦП. Интеллектуальное развитие может варьироваться от условной нормы до интеллектуальной недостаточности. Дети не могут верно скопировать предмет, его форму, им трудно соединить точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном отображении. Детям достаточно трудно усвоить схему тела.

Дети плохо планируют свои действия при выполнении различных заданий. Речь и вербальное мышление детей развиты недостаточно из-за дизартрии; бывают дополнительно осложнены тугоухостью.

При недостаточном вербальном мышлении, наглядно-образное развито удовлетворительно. Дети успешно справляются с заданиями по наглядным инструкциям, а при ответах на вопросы или при уяснении рассказанного текста испытывают значительные трудности.

 Дети с ДЦП наиболее ранимы и уязвимы из-за двигательной несостоятельности, чаще других детей они подвержены тревоге и депрессии, тяжело переживают своё вынужденное одиночество и трудности в социальной адаптации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью:

Интеллектуальная недостаточность является специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Основной дефект - нарушение познавательной деятельности - вызван органическим повреждением коры головного мозга. У детей отмечается дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности, замедленная и затрудненная восприимчивость к новому, слабая обучаемость. К этому с годами присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. Чувства детей однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя, часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. Слабость мысли, интеллекта и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Вместе с тем, отмечается живость эмоций у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Замедленный темп развития речи и ее несовершенство затрудняют и сильно ограничивают общение интеллектуально недостаточного ребенка с окружающими. Интеллектуально недостаточный ребенок с самого начала своего общения с нормальными сверстниками «выпадает» из детского коллектива, не занимая в этом коллективе адекватной позиции. Нормальные сверстники часто игнорируют его, либо предлагают ему самые невыгодные роли. У детей с интеллектуальной недостаточностью недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности, они пассивны в игре, она для него не становится моделью приобретения социального опыта. Непонимание языка «эмоций», нарушения в развитии речи, несамостоятельность, пассивность у детей с интеллектуальной недостаточностью отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.

Дети с генетическими нарушениями (Синдром Дауна): Детям с синдромом Дауна свойственна мышечная гипотония. Пониженный мышечный тонус задерживает развитие навыков, которые требуют участия соответствующих мышц. У них отмечается чрезмерная подвижность суставов.

Руки и ноги у детей с синдромом Дауна короткие, сравнительно с длиной их туловища. Ребенку труднее научиться садиться, поскольку он не может опереться на руки, пока не наклонится вперед. Часто у детей отмечается склонность к полноте, врожденные пороки сердца, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, что может задерживать их физическое развитие.

У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются органические нарушения, приводящие к снижению слуховых и зрительных функций. Они не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Дети фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций.  Для  детей