Учет особенностей типа темперамента студентов в образовательной деятельности

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Материал содержит результаты исследования степени влияния темперамента на процесс обучения у студентов Алданского политехнического техникума, а также рекомендации педагогами по работе со студентами с разными типами темперамента для учета их особенностей в учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchet_osobennostey_tipov_temperamenta_studentov.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учет особенностей типов темперамента студентов в образовательной деятельности Дмитриенко Л.С., педагог-психолог ГАПОУ РС (Я) «АПТ»

Слайд 2

Актуальность исследования Особенности темперамента отражаются не только в поведении человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности. Изучение влияния темперамента на успешность в учебе, учебную успеваемость актуально в данное время. Зная особенности типов темперамента и их проявление в учебной деятельности, можно выстроить индивидуальную педагогическую деятельность с каждым обучающимся.

Слайд 3

Цель исследования Определить степень влияние темперамента на процесс обучения у студентов Алданского политехникума

Слайд 4

Объект и предмет исследования Объект исследования: темперамент. Предмет исследования: виды темперамента и их влияние на обучение студентов.

Слайд 5

Задачи исследования Изучить историю появления темперамента. Рассмотреть основные виды темперамента. Провести анкетирование на определение типа темперамента и сравнить с успеваемостью обучающихся. Проанализировать полученные результаты. Разработать рекомендации для обучающихся и преподавателей-предметников.

Слайд 6

Методы исследования Работа с различными источниками информации по данной теме. Анкетирование обучающихся с целью определения типов темперамента. Анализ полученных результатов. Гипотеза: Успеваемость студентов зависит от типа темперамента

Слайд 9

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлов выявил три свойства нервных процессов возбуждения и торможения: силу нервных процессов, определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему; уравновешенность, характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.

Слайд 10

Различие темпераментов по силе нервных процессов (по И.П. Павлову)

Слайд 17

Темперамент влияет на: На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность ; На темп и ритм деятельности, поведение, речь, на мимику; пантонимику ; На формирование характера и поведение ; На поступки людей

Слайд 18

Типы темперамента группа ТОР-211 В группе 19 учащихся, прошли диагностику 17

Слайд 19

Типы темперамента группа ТОР-201 В группе 19, учащихся, диагностику прошли все

Слайд 20

Типы темперамента группа ГЭМ-201 В группе 16 учащихся, прошли диагностику 14

Слайд 21

Сравнение групп по типам темперамента

Слайд 22

Учет индивидуальных особенностей студентов: холерик Среди холериков попадаются обучающиеся, которых отличает глубина мысли, любознательность, большое трудолюбие. Эти положительные черты могут сочетаются с завышенной самооценкой и недооценкой достоинств авторитета окружающих. Таким подросткам недостает толерантности, им присущи прямолинейность и импульсивность в суждениях о чьих-либо ошибках, упущениях и т.д.

Слайд 23

Рекомендации педагогу Студент – холерик Делать критическое замечание чрезвычайно осторожно, так как во время возбуждения до сознания обучающегося не доходят никакие аргументы и убеждения; Содействовать осознанию недостатков своего темперамента при помощи тщательно подготовленных индивидуальных бесед, ролевых игр, шкал самооценивания , опросников; Научить своевременно переключать свое внимание с объекта, вызывающего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект; Чтобы привлечь внимание отвлекающегося обучающегося, подростка как бы мимоходом может подойти и слегка прикоснуться рукой к его плечу или голове.

Слайд 24

Учет индивидуальных особенностей студентов: сангвиник Сангвиник - наиболее благоприятная врожденная основа индивидуальности; Характерна высокая трудоспособность; Легко входят в работу, без особых трудностей переключаются с одного вида занятий на другой, быстро выполняют все умственные действия. очень восприимчивы, сообразительны; По своим нервно-психическим особенностям сангвиник настроен на доброжелательность. Негативные черты - поверхностность в выполнении порученных заданий, недостаточная усидчивость, пониженная требовательность к себе.

Слайд 25

Рекомендации педагогу Студент - сангвиник Достаточная загрузка подростков двигательной энергией, организация интересных уроков, заданий, ролей, требующей быстрой реакции, частая смена видов деятельности; Контроль за организацией у студентов своей жизненной направленности, режима труда и отдыха; Подбадривание обучающегося, призыв к преодолению трудностей, рассказ о перспективах работы (стимулирование обучающегося к доведению начатого дела до конца); Воспитывать в студенте ответственность, требовательность к себе, настойчивости в учебе.

Слайд 26

Учет индивидуальных особенностей студентов: меланхолик Любознателен, способен к различным размышлениям; Не хватает воли и уверенности в себе, стойкости в преодолении трудностей; Могут наблюдаться утрата логичности мысли, Замкнутость, раздражительность, зависть, недоброжелательность, частые и резкие перепады настроения при доминировании пониженного тонуса; Отличаются низкой работоспособностью. под действием разнообразных раздражителей (осложнение в выполнении учебных заданий, во взаимоотношениях с учителем или ровесниками) их нервная система быстро истощается, оказывается в заторможенном состоянии. Низкий нервный тонус часто приводит к состоянию тревожности, даже угнетенности.

Слайд 27

Рекомендации педагогу: Студент - меланхолик Принимать во внимание их быструю утомляемость – как физическую, так и умственную, предоставлять по возможности больше времени для отдыха; Спрашивать и вызывать к доске лучше на начальных этапах урока; Следить за адаптацией к новым условиям деятельности, избегать резкого повышения нервных нагрузок; Рационализация режима труда и отдыха; Систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы дает обучающемуся-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), добиваться лучших успехов в учебе.

Слайд 28

Учет индивидуальных особенностей студентов: флегматик большая трудоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей; инертность мысли, медленное вхождение в работу, затрудненное переключение с одного умственного действия на другое; замедленная адаптация к новым условиям труда. вялость поведения, апатичность, откровенная леность.

Слайд 29

Рекомендации педагогу: студент - флегматик По возможности давать подросткам больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски; Практиковать вместо устного письменный опрос, диктанты, творческие задания проводить в индивидуальном порядке после уроков; Приучать обучающихся – флегматиков постоянно следить за расходованием времени на выполнение учебных заданий (планирование деятельности); Привлекать к подвижным играм на учебных занятиях, к участию в игровых действиях; Организовать сотрудничество медлительных обучающихся с их более подвижными сверстниками (посадить за одну парту); Растормошить вялых, разбудить их самолюбие, активизировать эмоциональную сферу, чтобы создать интенсивное волевое напряжение – вот основной принцип преодоления инертности обучающихся-флегматиков.

Слайд 30

Рекомендации для педагогов Для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса педагогам необходимо учитывать типы темпераментов учащихся. Используя групповые формы работы на уроках и во внеурочной деятельности, педагогам следует включать в состав групп учащихся с разными типами темпераментов. Организуя парную работу, не допускать следующих сочетаний: холериков и флегматиков, холериков и меланхоликов. Для повышения групповой сплочённости, педагогам необходимо создавать положительную психологическую атмосферу на уроках, применять демократический стиль преподавания. Для повышения сплочённости коллективов, классным руководителям планировать совместно с детьми коллективно-творческие дела и внеклассные мероприятия; формировать общественное мнение в коллективе; стараться задействовать всех учащихся во внеклассных мероприятиях с учётом их темпераментов, личностных особенностей и взаимных симпатий.

Слайд 31

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека; определяет его поступки, индивидуальность, особенности взаимодействия с другими людьми; характеризует динамичность личности, но не раскрывает ее убеждений, взглядов, интересов, способностей.

Слайд 32

Особенности темперамента «Немаловажным фактором, влияющим на обученность , является активность как свойство темперамента , которое проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на познавательном процессе» (В.М. Русалов )

Слайд 33

Роль темперамента в учебе Заключается в зависимости влияния на деятельность различных психических состояний: возможность оценить свою деятельность и необходимость дождаться контроля этой деятельности; способность ускорить темп работы; выносливость и усидчивость организма и другие.

Слайд 34

Учет особенностей темперамента в учебной деятельности Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям учебной деятельности – это формирование индивидуальной методической системы приемов и способов действия, которая характерна для данного студента для обеспечения достижения успешных результатов обучения.

Слайд 35

Эффективность индивидуального подхода Снижение проявлений дезадаптации Гармонизация показателей эмоционально- вегетатативной сферы Расширение зоны жизненного комфорта Гармонизация уровня самооценки Снижение уровня внутренней тревожности Повышение умственной и физической работоспособности

Слайд 36

Исследование типа темперамента по методике К. Юнга ЛЮДИ КРАЙНЕ РЕДКО ОБЛАДАЮТ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫМИ ЧЕРТАМИ ОДНОГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА. ОБЫЧНО ОДИН ПРЕОБЛАДАЕТ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО НАД ДРУГИМИ. ПОПРОБУЕМ УЗНАТЬ СВОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ЗАМКНУТОСТЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗБУДИМОСТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЙТЕ ПО ЛИНИЯМ СВОИ СВОЙСТВА – ИЗ ТОЧЕК НАПРАВЬТЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ – ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПОКАЖЕТ ВАШ ТЕМПЕРАМЕНТ

Слайд 37

ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК ФЛЕГМАТИК Исследование типа темперамента по методике К. Юнга