Коррекционно-развивающая программа развития познавательных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием камешков Марблс «Цветной мир»

Ивлева Екатерина Александровна

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга - необходимый элемент в коррекционно-развивающей системе психолого-педагогического воздействия. В работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития необходим постоянный поиск новых нетрадиционных, интересных форм и методов работы. Одним из таких нетрадиционных приемов в коррекционно-развивающей работе, интересным для детей, в том числе с ТМНР, является применение камешков (шариков) «Марблс».  Этот метод позволяет работать в разных направлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области

Управление образования и спорта администрации

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова

Коррекционно-развивающая программа развития познавательных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

с использованием камешков Марблс

«Цветной мир»

Составитель программы:

Ивлева Е. А.,

педагог-психолог

                                                                  2022 год

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………  3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………...  3

1.2.Цели и задачи программы…………………………………………………………… 4

1.3. Принципы построения программы………………………………………………….4

1.4. Предполагаемый результат реализации программы……………………………….4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….5

2.1.Тематический план коррекционно – развивающих занятий………………………..5

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………8

3.1.Развивающая предметно-пространственная среда…………………………………..9

Методическая литература…………………………………………………………………9

Приложение……………………………………………………………………………….10

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

 Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга необходимый элемент в коррекционно-развивающей системе психолого-педагогического воздействия. В работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития необходим постоянный поиск новых нетрадиционных, интересных форм и методов работы. Одним из таких нетрадиционных приемов в коррекционно-развивающей работе, интересным для детей, в том числе с ТМНР, является применение камешков (шариков) «Марблс».  Этот метод позволяет работать в разных направлениях.

  Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для детей. Камешки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и  каплю воды. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

  Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

  В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Играя с камешками Марблс, у детей развиваются познавательные процессы: память, мышление, речь, внимание, воображение, интерес. Камешки – интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей.

  Программа имеет коррекционно-развивающую направленность в работе с детьми с ТМНР и построена с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на зону ближайшего развития. Программа реализуется в соответствии с тематическим планом. Материал подобран с усложнением и может использоваться педагогом-психологом, как в полном объеме, так и частично в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ТМНР. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность устанавливается в зависимости от физиологических особенностей детей с ТМНР и может колебаться от 15 до 25 минут. Продолжительность реализации программы по развитию познавательных процессов у детей один год и составляет 42 занятия, 4 из которых носят диагностический характер, а 38 занятий – коррекционно-развивающую направленность. Основная форма проведения занятий – подгрупповая. Структура занятий включает: вводную часть (приветствие); основную часть (игровые упражнения); заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания). Программа состоит из трех блоков.

Диагностический блок позволит выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребенка со сложным дефектом, его уровень развития познавательных процессов, спланировать коррекционные мероприятия.  

Коррекционно-развивающий блок позволит повысить уровень познавательных процессов, сформировать навыки произвольной саморегуляции посредством использования на занятиях шариков Марблс.

Диагностико-аналитический блок позволит оценить динамику развития уровня познавательных процессов после реализации программы, оказать консультативную помощь воспитателям и специалистам, работающим с детьми с ТМНР

1.2.Цели и задачи программы

Цель коррекционно-развивающей программы: развитие у детей с ТМНР познавательных процессов.  

Основные задачи коррекционно-развивающей программы:

- развивать познавательную активность детей;

развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификаций, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), наблюдательность, коммуникативные навыки, общую и мелкую моторику, навыки саморегуляции.

1.3. Принципы построения программы

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

6) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

1.4. Предполагаемый результат реализации программы

- коррекция и развитие высших психических функций:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое);

- развитие познавательной деятельности и интереса к выполняемым заданиям;

- повышение мотивации к учебной деятельности

- развитие целеустремленности при выполнении заданий проблемного характера.

Форма отслеживания результатов – диагностика детей по критериям диагностической таблицы (Приложение), которая проводится индивидуально дважды – до и после реализации коррекционно-развивающей программы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематический план занятий (тема, цель, объем часов)  

№ п.п

Тема

Цель

Кол-во часов

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

1

2

Диагностика (начальная)

Изучение уровня развития познавательных процессов  

2

ВСЕГО:

2 часа

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

3

«Знакомство»

Развивать сенсорную чувствительность, знакомство с камешками Марблс, с их текстурой и цветом (развивать восприятие, память)

1

4

Разноцветные шарики

Привлечение внимания детей к тактильному объекту, знакомство с текстурой и цветом (развитие мелкой моторики, внимания, мышления)

1

5

Найдём предмет

(песочный столик)

Развитие тактильных ощущений (развитие мелкой моторики, внимания, мышления)

1

6

7

Чудесный сад

Учить выполнять действия по образцу (развивать внимание, восприятие)

2

8

9

Море

Учить подбирать камешки определенного цвета и размера (развивать мышление, внимание)

2

10

Логические цепочки

Развитие мышления, внимания и сообразительности

1

11

12

Лабиринт

(песочный столик)

Формировать умение ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения (развитие мелкой моторики, внимания, мышления)

2

13

Месяц

Учить находить цвета, соответствующие сюжету (восприятие, произвольное внимание, мышление)

1

14

15

Вкусный сок

Учить классифицировать шарики по цвету (произвольное внимание)

2

16

17

Сокровища

(песочный столик)

Учить находить названные предметы в песке (мышление, внимание)

2

18

Паучок

Учить находить парные камешки: по цвету, по форме (память, мышление)

1

19

 20

Цветы

Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание)

2

21

22

Узоры

Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание)

2

23

24

Фигуры

Учить выкладывать предложенные геометрические фигуры (восприятие, произвольное внимание)

2

25

26

Праздничный салют

Учить проявлять фантазию, самостоятельность (восприятие, мышление)

2

27

28

Бусы

Развивать умение выкладывать шариками ритмичный ряд по цвету, форме (восприятие, произвольное внимание)

2

29

30

Помоги

Развитие умения различать цвета,

находить цвет по образцу и по словесному обозначению (восприятие, произвольное внимание, словесно-логическое мышление)

2

31

32

Сделай так

Учить выкладывать камешками фигуры по контуру (восприятие, произвольное внимание)

2

33

Повтори узор

Учить выкладывать узор по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание)

1

34

Паучок

Учить находить парные камешки: по цвету, по форме, по размеру (память, мышление)

1

35

Найдём предмет

(песочный столик)

Развитие тактильных ощущений (развитие мелкой моторики, внимания, мышления)

1

36

37

Логические цепочки

Развитие мышления, внимания и сообразительности

2

38

39

Цветы

Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание)

2

40

Украсим ёлочку

Учить находить елочные украшения и накрывать их камешками (мышление)

1

ВСЕГО:

38 часов

ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

41

42

Диагностика

(итоговая)

Оценка динамики развития уровня познавательных процессов 

2

ВСЕГО:

2 часа

ИТОГО:

42 часа

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Развивающая предметно-пространственная среда

- ёмкость с камешками «Марблс»

- игрушки из киндеров

- песочный стол

- глубокая емкость с наполнителем (песок, крупы)

- карточки с эталонами цвета

- картотека картинок с заданием

 

 Методическая литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.

2. Драганчук В. А., Марухно Е. Н. Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 23-24.

3. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»/2015. – с.28-

4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М: ТЦ Сфера, 2001.

5.Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Приложение 1

Диагностическая карта

определения уровня развития познавательных процессов у детей с ТМНР

                                                                                                                   

       Дата:

№ п.п.

Ф.И.ребенка

Умение ориентироваться на плоскости

Учить находить парные камешки: по цвету, по форме, размеру

Умение выкладывать шарики по предложенному образцу

Умение выкладывать камешками фигуры по контуру

Умение выкладывать шариками ритмичный ряд по цвету, форме

Умение находить цвета, соответствующие сюжету

Итоговое количество баллов

Итоговый процент

Уровень

0 баллов – умения и навыки отсутствуют;                                                                                    1 балл – умения и навыки выражены слабо, реализуются с большим трудом;

2 балла – умения и навыки развиты недостаточно;                                                                               3 балла – умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста;                                 4 балла – умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не вызывают сомнений.

Распределение баллов по степени соответствия уровня развития познавательных процессов у детей с ТМНР

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

Показатели %

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень проявления диагностируемых показателей и вносится в графу «Показатели %»:

16 – 24 балла – высокий уровень,

7 – 15 баллов – средний уровень,

0 – 6 баллов – низкий уровень.