Коррекционно-развивающая программа развития познавательных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием камешков Марблс «Цветной мир»
Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга - необходимый элемент в коррекционно-развивающей системе психолого-педагогического воздействия. В работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития необходим постоянный поиск новых нетрадиционных, интересных форм и методов работы. Одним из таких нетрадиционных приемов в коррекционно-развивающей работе, интересным для детей, в том числе с ТМНР, является применение камешков (шариков) «Марблс». Этот метод позволяет работать в разных направлениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования и спорта администрации
Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области
МАОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова
Коррекционно-развивающая программа развития познавательных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
с использованием камешков Марблс
«Цветной мир»
Составитель программы:
Ивлева Е. А.,
педагог-психолог
2022 год
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………... 3
1.2.Цели и задачи программы…………………………………………………………… 4
1.3. Принципы построения программы………………………………………………….4
1.4. Предполагаемый результат реализации программы……………………………….4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….5
2.1.Тематический план коррекционно – развивающих занятий………………………..5
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………8
3.1.Развивающая предметно-пространственная среда…………………………………..9
Методическая литература…………………………………………………………………9
Приложение……………………………………………………………………………….10
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга необходимый элемент в коррекционно-развивающей системе психолого-педагогического воздействия. В работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития необходим постоянный поиск новых нетрадиционных, интересных форм и методов работы. Одним из таких нетрадиционных приемов в коррекционно-развивающей работе, интересным для детей, в том числе с ТМНР, является применение камешков (шариков) «Марблс». Этот метод позволяет работать в разных направлениях.
Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для детей. Камешки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Играя с камешками Марблс, у детей развиваются познавательные процессы: память, мышление, речь, внимание, воображение, интерес. Камешки – интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность в работе с детьми с ТМНР и построена с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на зону ближайшего развития. Программа реализуется в соответствии с тематическим планом. Материал подобран с усложнением и может использоваться педагогом-психологом, как в полном объеме, так и частично в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ТМНР. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность устанавливается в зависимости от физиологических особенностей детей с ТМНР и может колебаться от 15 до 25 минут. Продолжительность реализации программы по развитию познавательных процессов у детей один год и составляет 42 занятия, 4 из которых носят диагностический характер, а 38 занятий – коррекционно-развивающую направленность. Основная форма проведения занятий – подгрупповая. Структура занятий включает: вводную часть (приветствие); основную часть (игровые упражнения); заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания). Программа состоит из трех блоков.
Диагностический блок позволит выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребенка со сложным дефектом, его уровень развития познавательных процессов, спланировать коррекционные мероприятия.
Коррекционно-развивающий блок позволит повысить уровень познавательных процессов, сформировать навыки произвольной саморегуляции посредством использования на занятиях шариков Марблс.
Диагностико-аналитический блок позволит оценить динамику развития уровня познавательных процессов после реализации программы, оказать консультативную помощь воспитателям и специалистам, работающим с детьми с ТМНР
1.2.Цели и задачи программы
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие у детей с ТМНР познавательных процессов.
Основные задачи коррекционно-развивающей программы:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификаций, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), наблюдательность, коммуникативные навыки, общую и мелкую моторику, навыки саморегуляции.
1.3. Принципы построения программы
1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
4) принцип единства диагностики и коррекции;
5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;
6) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип комплексности методов психологического воздействия;
8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
1.4. Предполагаемый результат реализации программы
- коррекция и развитие высших психических функций:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое);
- развитие познавательной деятельности и интереса к выполняемым заданиям;
- повышение мотивации к учебной деятельности
- развитие целеустремленности при выполнении заданий проблемного характера.
Форма отслеживания результатов – диагностика детей по критериям диагностической таблицы (Приложение), которая проводится индивидуально дважды – до и после реализации коррекционно-развивающей программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематический план занятий (тема, цель, объем часов)
№ п.п | Тема | Цель | Кол-во часов |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
1 2 | Диагностика (начальная) | Изучение уровня развития познавательных процессов | 2 |
ВСЕГО: | 2 часа | ||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК | |||
3 | «Знакомство» | Развивать сенсорную чувствительность, знакомство с камешками Марблс, с их текстурой и цветом (развивать восприятие, память) | 1 |
4 | Разноцветные шарики | Привлечение внимания детей к тактильному объекту, знакомство с текстурой и цветом (развитие мелкой моторики, внимания, мышления) | 1 |
5 | Найдём предмет (песочный столик) | Развитие тактильных ощущений (развитие мелкой моторики, внимания, мышления) | 1 |
6 7 | Чудесный сад | Учить выполнять действия по образцу (развивать внимание, восприятие) | 2 |
8 9 | Море | Учить подбирать камешки определенного цвета и размера (развивать мышление, внимание) | 2 |
10 | Логические цепочки | Развитие мышления, внимания и сообразительности | 1 |
11 12 | Лабиринт (песочный столик) | Формировать умение ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения (развитие мелкой моторики, внимания, мышления) | 2 |
13 | Месяц | Учить находить цвета, соответствующие сюжету (восприятие, произвольное внимание, мышление) | 1 |
14 15 | Вкусный сок | Учить классифицировать шарики по цвету (произвольное внимание) | 2 |
16 17 | Сокровища (песочный столик) | Учить находить названные предметы в песке (мышление, внимание) | 2 |
18 | Паучок | Учить находить парные камешки: по цвету, по форме (память, мышление) | 1 |
19 20 | Цветы | Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
21 22 | Узоры | Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
23 24 | Фигуры | Учить выкладывать предложенные геометрические фигуры (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
25 26 | Праздничный салют | Учить проявлять фантазию, самостоятельность (восприятие, мышление) | 2 |
27 28 | Бусы | Развивать умение выкладывать шариками ритмичный ряд по цвету, форме (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
29 30 | Помоги | Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению (восприятие, произвольное внимание, словесно-логическое мышление) | 2 |
31 32 | Сделай так | Учить выкладывать камешками фигуры по контуру (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
33 | Повтори узор | Учить выкладывать узор по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание) | 1 |
34 | Паучок | Учить находить парные камешки: по цвету, по форме, по размеру (память, мышление) | 1 |
35 | Найдём предмет (песочный столик) | Развитие тактильных ощущений (развитие мелкой моторики, внимания, мышления) | 1 |
36 37 | Логические цепочки | Развитие мышления, внимания и сообразительности | 2 |
38 39 | Цветы | Учить выкладывать шариками по предложенному образцу (восприятие, произвольное внимание) | 2 |
40 | Украсим ёлочку | Учить находить елочные украшения и накрывать их камешками (мышление) | 1 |
ВСЕГО: | 38 часов | ||
ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
41 42 | Диагностика (итоговая) | Оценка динамики развития уровня познавательных процессов | 2 |
ВСЕГО: | 2 часа | ||
ИТОГО: | 42 часа |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Развивающая предметно-пространственная среда
- ёмкость с камешками «Марблс»
- игрушки из киндеров
- песочный стол
- глубокая емкость с наполнителем (песок, крупы)
- карточки с эталонами цвета
- картотека картинок с заданием
Методическая литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.
2. Драганчук В. А., Марухно Е. Н. Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 23-24.
3. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»/2015. – с.28-
4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М: ТЦ Сфера, 2001.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Приложение 1
Диагностическая карта
определения уровня развития познавательных процессов у детей с ТМНР
Дата:
№ п.п. | Ф.И.ребенка | Умение ориентироваться на плоскости | Учить находить парные камешки: по цвету, по форме, размеру | Умение выкладывать шарики по предложенному образцу | Умение выкладывать камешками фигуры по контуру | Умение выкладывать шариками ритмичный ряд по цвету, форме | Умение находить цвета, соответствующие сюжету | Итоговое количество баллов | Итоговый процент | Уровень |
0 баллов – умения и навыки отсутствуют; 1 балл – умения и навыки выражены слабо, реализуются с большим трудом;
2 балла – умения и навыки развиты недостаточно; 3 балла – умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста; 4 балла – умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не вызывают сомнений.
Распределение баллов по степени соответствия уровня развития познавательных процессов у детей с ТМНР
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Кол-во детей | |||
Показатели % |
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень проявления диагностируемых показателей и вносится в графу «Показатели %»:
16 – 24 балла – высокий уровень,
7 – 15 баллов – средний уровень,
0 – 6 баллов – низкий уровень.
- Мне нравится (1)