Психологический тренинг: "Я педагог - работаем в коллективе".
Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для педагогов. | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 13 г. Ярцева Смоленская область
Психологический тренинг
на тему: Я педагог – работаем в коллективе.
Подготовила воспитатель 1 категории:
Петрайтис А.В.
г. Ярцево 2024
Психологический тренинг для педагогов
«Я педагог. Работаем в месте»
Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.
Ход тренинга:
- Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, с названием «Я педагог. Работаем вместе».
- В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
- Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
- Обращение друг к другу. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю», «я думаю».
- Право говорить и обязанность слушать
- Правило «стоп».
- Конфиденциальность.
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Участники образуют круг стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего. Варианты инструкций образующимся парам:
- Поздороваться с помощью рук.
- Побороться руками.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Пожелать удачи.
- Попрощаться руками.
Рефлексия: Что было легко, что сложно? Кому из ….было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
Мини-беседа «Сплоченность»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате.
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, что обозначает слово «Психологический климат»?
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют инициативу, творчество они достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Психологический климат зависит от 3 факторов:
- Общего эмоционального состояния коллектива,
- Стиля руководителя коллективом,
- Межличностных отношений между членами коллектива.
- Как вы думаете, что обозначает слово «Сплочение»?
Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников. Упражнение «Дружный коллектив»
Цель: Раскрытие понятия «Коллектив».
Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы. Возьмите ручки и бумагу.
Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив— это постройка, то она…
Если коллектив — это цвет, то он…
Если коллектив — это музыка, то она…
Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив — это название фильма, то это…
Если коллектив — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
Психологическое упражнение - «Медитация»
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня.
…Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза). Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза). Расслабьте мышцы лица… шеи…плеч… живота…дышите медленно и уверенно. Постарайтесь принять позу усталого кучера… Сделайте глубокий вдох (пауза). Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).
Включается магнитофонная запись.
- Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).
- Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.
- Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, застя бежать все быстрее (пауза).
- Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).
- По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).
- Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.
- Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.
- Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.
- Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).
- Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.
- Спасибо всем за плодотворную работу!!!
Рефлексия: Понравилось ли упражнение? По желанию можно обсудить пережитые ощущения.
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны Вам:
- Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
- Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
- Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
- Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
- Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
- Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
- Забудьте о покровительственном тоне.
- Создавайте условия, а не диктуйте их.
- Верьте людям, с которыми работаете.
- Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
- Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
- Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Памятка для педагогов «Поведенческие механизмы управления»:
Цель: определение принципов поведения в конфликтах для предупреждения ссоры и способов воздействия на человека, позволяющих не наносить ему обиды.
- Прежде чем критиковать, похвалите человека, искренне признайте его достоинства.
- Прежде чем критиковать другого человека, скажите о своих собственных ошибках.
- Не обобщайте, избегайте слов «все, ничего, никогда, всегда», критикуйте конкретно.
- Вместо оскорбления и негативной оценки, описывайте свои чувства, вызванные поведением другого.
- Не задевайте «больные» места и физические особенности человека.
- При высказывании чего – либо неприятного оставайтесь в рамках описания, а не оценки.
- Говорите о нынешней ситуации, не припоминайте старые обиды.
- Не оскорбляйте родных, друзей, хобби, интересы другого
- Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
- Не спорьте по мелочам.
- Давайте советы только тогда, когда вас об этом просят.
- Избегайте категоричности в суждениях.
- Не копите раздражение, не дожидайтесь «последней капли», обсуждайте возникшую проблему сразу.
- Вместо приказа, используйте просьбу в виде вопроса.
- Используйте «Я – высказывания» по принципу: Я – описание чувства – описание ситуации».
- Применяйте принцип «активного слушания»: отреагируйте чувство другого человека.
Упражнение «Без маски»
Говорят, «Жизнь – театр, а все мы в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить ее и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы, которые написаны на листочках.
- Я хочу научиться лучше...
- Мне особенно приятно, когда меня...
- По-настоящему мне хочется...
- Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...
- Что мне больше всего нравится в себе, то это...
- Мне очень трудно забыть..., но я...
- Больше всего я люблю (умею)...
- Мне хорошо, когда...
- Я выхожу из себя, когда...
- Я могу быть ветерком, потому что...
- Я словно птичка, потому что...
- Я никогда не забуду день, когда...
- Мне нравится, когда окружающие...
- Мне бывает стыдно, когда я...
- Я чувствую себя неловко, когда...
- Особенно меня раздражает, что я...
- Я не очень хорошо умею...
- Мне лучше помолчать, когда нахожусь...
- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...
- Однажды меня очень напугало то...
- В обществе мужчин я обычно чувствую себя...
- Я превращаюсь в тигра, когда...
- Я словно муравей, когда...
Рефлексия: участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения. По желанию могут поделиться тем что написали.
Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом.
Упражнение «Момент доброты»
Цель - формирование положительного образа другого человека.
Передовая горящую свечу по кругу, каждый должен пожелать своему соседу всего доброго и хорошего.
Рефлексия. Подведение итогов тренинга. Участники тренинга по желанию высказываются о пережитых ощущениях на тренинге, что особенно понравилось, а что не понравилось?
Вывод: Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других.