Психологический тренинг: "Я педагог - работаем в коллективе".

Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов.25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 г. Ярцева  Смоленская область

Психологический тренинг

на тему: Я педагог – работаем в коллективе.

Подготовила воспитатель 1 категории:

Петрайтис А.В.

г. Ярцево 2024

Психологический тренинг для педагогов

«Я педагог. Работаем в месте»

Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.

Ход тренинга:

- Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, с названием «Я педагог. Работаем вместе».

- В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Обращение друг к другу. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю», «я думаю».
  • Право говорить и обязанность слушать
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Участники образуют круг стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего. Варианты инструкций образующимся парам:

  • Поздороваться с помощью рук.
  • Побороться руками.
  • Помириться руками.
  • Выразить поддержку с помощью рук.
  • Пожалеть руками.
  • Выразить радость.
  • Пожелать удачи.
  • Попрощаться руками.

Рефлексия: Что было легко, что сложно? Кому из ….было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

Мини-беседа «Сплоченность»

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате.

- Уважаемые коллеги, как вы думаете, что обозначает слово «Психологический климат»?

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют инициативу, творчество они достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Психологический климат зависит от 3 факторов:

  • Общего эмоционального состояния коллектива,
  • Стиля руководителя коллективом,
  • Межличностных отношений между членами коллектива.

- Как вы думаете, что обозначает слово «Сплочение»?

Сплочение  это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников. Упражнение «Дружный коллектив»

Цель: Раскрытие понятия «Коллектив».

Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.  Возьмите ручки и бумагу.

Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Если коллектив— это постройка, то она…

Если коллектив — это цвет, то он…

Если коллектив — это музыка, то она…

Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…

Если  коллектив — это название фильма, то это…

Если коллектив — это настроение, то оно…

Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

Какие ответы были для вас самыми интересными?

Какие ответы удивили вас?

Психологическое упражнение - «Медитация»

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня.

…Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза). Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза). Расслабьте мышцы лица… шеи…плеч… живота…дышите медленно и уверенно. Постарайтесь принять позу усталого кучера… Сделайте глубокий вдох (пауза). Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

  • Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).
  • Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.
  • Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, застя бежать все быстрее (пауза).
  • Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).
  • По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).
  • Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.
  • Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.
  • Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.
  • Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).
  • Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.
  • Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Рефлексия: Понравилось ли упражнение? По желанию можно обсудить пережитые ощущения.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны Вам:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забудьте о покровительственном тоне.
  8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
  9. Верьте людям, с которыми работаете.
  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Памятка для педагогов «Поведенческие механизмы управления»:

Цель: определение принципов поведения в конфликтах для предупреждения ссоры и способов воздействия на человека, позволяющих не наносить ему обиды.

  1. Прежде чем критиковать, похвалите человека, искренне признайте его достоинства.
  2. Прежде чем критиковать другого человека, скажите о своих собственных ошибках.
  3. Не обобщайте, избегайте слов «все, ничего, никогда, всегда», критикуйте конкретно.
  4. Вместо оскорбления и негативной оценки, описывайте свои чувства, вызванные поведением другого.
  5. Не задевайте «больные» места и физические особенности человека.
  6. При высказывании чего – либо неприятного оставайтесь в рамках описания, а не оценки.
  7. Говорите о нынешней ситуации, не припоминайте старые обиды.
  8. Не оскорбляйте родных, друзей, хобби, интересы другого
  9. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
  10. Не спорьте по мелочам.
  11. Давайте советы только тогда, когда вас об этом просят.
  12. Избегайте категоричности в суждениях.
  13. Не копите раздражение, не дожидайтесь «последней капли», обсуждайте возникшую проблему сразу.
  14. Вместо приказа, используйте просьбу в виде вопроса.
  15. Используйте «Я – высказывания» по принципу: Я – описание чувства – описание ситуации».
  16. Применяйте принцип «активного слушания»: отреагируйте чувство другого человека.

Упражнение «Без маски»

Говорят, «Жизнь – театр, а все мы в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить ее и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы, которые написаны на листочках.

- Я хочу научиться лучше...

- Мне особенно приятно, когда меня...

- По-настоящему мне хочется...

- Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...

- Что мне больше всего нравится в себе, то это...

- Мне очень трудно забыть..., но я...

- Больше всего я люблю (умею)...

- Мне хорошо, когда...

- Я выхожу из себя, когда...

- Я могу быть ветерком, потому что...

- Я словно птичка, потому что...

- Я никогда не забуду день, когда...

- Мне нравится, когда окружающие...

- Мне бывает стыдно, когда я...

- Я чувствую себя неловко, когда...

- Особенно меня раздражает, что я...

- Я не очень хорошо умею...

- Мне лучше помолчать, когда нахожусь...

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...

- Однажды меня очень напугало то...

- В обществе мужчин я обычно чувствую себя...

- Я превращаюсь в тигра, когда...

- Я словно муравей, когда...

Рефлексия: участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения. По желанию могут поделиться тем что написали.

Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом.

Упражнение «Момент доброты»

Цель - формирование положительного образа другого человека.

Передовая горящую свечу по кругу, каждый должен пожелать своему соседу всего доброго и хорошего.

Рефлексия. Подведение итогов тренинга. Участники тренинга по желанию высказываются о пережитых ощущениях на тренинге, что особенно понравилось, а что не понравилось?

Вывод:  Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других.