Проект "Воспитательные сказки своими руками"
Формирование у участников образовательного процесса знаний и навыков применения элементов метода сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 151.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма
«Цветик-семицветик»
ПРОЕКТ
«Воспитательные сказки своими руками»
Автор проекта:
Педагог-психолог
Ярмусевич И.Г.
Город Когалым, 2021 г.
Паспорт проекта
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым «Цветик-семицветик» |
Название проекта | «Воспитательные сказки своими руками» |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Автор проекта | Ярмусевич Ирина Геннадьевна |
По продолжительности | Долгосрочный (1 год) |
По количеству участников | Групповой (коллективный) |
Участники проекта | Родители (законные представители) воспитанников ДОУ Воспитанники ДОУ Педагогические работники |
Основания для разработки проекта |
|
Принципы реализации проекта | Осознанности; Сотрудничества; Связи с реальностью; Экологичности; Диалога. |
Практическая значимость | В ДОУ будет разработан и практически реализован комплекс мероприятий по включению элементов сказкотерапии в воспитание детей дошкольного возраста. Родители и педагоги будут иметь навык составления и применения сказок с различными воспитательными, дидактическими целями. Повысится психолого-педагогическая грамотность участников образовательного процесса ДОУ. |
Цель проекта | Разработать и внедрить в практическую деятельность ДОУ мероприятий, формирующих у участников образовательного процесса знания и навыки применения элементов метода сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста. |
Задачи проекта | Разработать комплекс мероприятий проекта; Презентовать проект родителям и педагогам ДОУ. Создать условия для овладения родителями и педагогами знаний и навыков применения элементов метода сказкотерапии; Выявить актуальные знания о методе сказкотерапии у участников образовательного процесса; Развивать психолого-педагогическую грамотность участников образовательного процесса ДОУ; Гармонизация детско-родительских отношений. |
Сроки и этапы реализации проекта | I этап - организационно- подготовительный. (Октябрь 2021г. – январь 2022) II этап - основной. (Январь 2022- июнь 2022г.) III этап - заключительный. (сентябрь - ноябрь 2022г.) |
Итоги реализации проекта | Презентация проекта коллегам на городском методическом объединении педагогов-психологов. Освещение опыта работы по проекту в СМИ. Участие в педагогических конкурсах разного уровня. |
Пояснительная записка
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!», гласит народное предание. Веками наши предки рассказывали сказки, через них передавалась мудрость поколений, нравы, обычаи, способы поведения в различных ситуациях. Сказки были неким метафорическим объяснением окружающей действительности.
Сказкотерапевт Р.М.Ткач утверждала: «С персонажами сказок подрастающее поколение училось отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций».
Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха»
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка только начинает развиваться. Дети сталкиваются с переживаниями последствий собственных поступков, социального одобрения, либо не одобрения, отношения других людей, собственных эмоциональных реакций. Дошкольнику не всегда удается эффективно справляться с возникшими чувствами и эмоциями, образуются негативные модели поведения, невротические реакции. Что бесспорно требует психокоррекционной работы. Одним из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми дошкольного является сказкотерапия.
Этот метод позволяет решать ряд эмоциональных проблем, возникающих у дошкольников. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Сказка служит одним из доступных путей переноса собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. Восприятие сказки становится для ребенка возможностью свободно мечтать и фантазировать.
Краткая аннотация проекта.
Проект «Воспитательные сказки своими руками» предполагает организацию комплекса мероприятий по включению элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста. При этом родители и педагоги приобретают знания и навыки составления воспитательной сказки, принципов и приемов ее применения, а также получают методическую и консультационную помощь. Воспитанники обретают возможность решения эмоциональных, поведенческих проблем с помощью экологичного, бережного, актуального для возраста метода.
Актуальность проекта.
В последнее время психологи все чаще обращаются к методу сказкотерапии, как возможности решить эмоциональные проблемы ребенка. Для этого составляются специальные терапевтические сказки. В зависимости от содержания и темы, такие сказки могут применяться не только в сложном коррекционном процессе, но и в повседневном воспитании, участниками которого являются родители и педагоги.
Сказки любят все дети без исключения, особенно если их читают родители. Ребенок с замиранием слушает повествование и представляет себя героем, происходит процесс идентификации (отождествления) дошкольника с персонажем. В этот момент малыш готов принимать на себя манеру поведения героя, его способ решать конфликты, договариваться и взаимодействовать с миром. Сказка помогает воспитать у ребенка определенные черты характера и избавить от негативного поведения. Существует большое количество готовых сказок, которые могут помочь в этом.
Однако, воспитательные ситуации, с которыми сталкиваются родители и педагоги настолько разнообразны, что подобрать сказку по теме может быть затруднительно и требуется индивидуальная сказочная история для конкретного ребенка. В этом случае, педагогам и родителям важно самим обладать знаниями и навыками составления воспитательной сказки. Родители и педагоги хорошо знают ребенка, его характер, мироощущение, отношение к другим людям и поведение в той или иной ситуации. Поэтому, обладая определенными практическими умениями, именно они могут составить наиболее эффективную сказочную историю для решения воспитательных проблем.
Данный проект актуален для родителей (законных представителей), воспитателей ДОУ.
Цель проекта: Разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс мероприятий по включению элементов сказкотерапии в воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Разработать комплекс мероприятий проекта;
Презентовать проект родителям и педагогам ДОУ.
Создать условия для овладения родителями и педагогами знаний и навыков применения элементов метода сказкотерапии;
Выявить актуальные знаний о методе сказкотерапии у участников образовательного процесса;
Развивать психолого-педагогическую грамотность участников образовательного процесса ДОУ;
Гармонизация детско-родительских отношений.
Участники проекта: родители (законные представители), педагоги ДОУ.
Принципы работы проекта.
Осознанности - все события в сказке, поведение героев хорошо продуманы педагогами и родителями, которые четко понимают для чего, когда и как рассказывать сказку дошкольнику;
Сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
Связи с реальностью - сказка отражает реальные события из жизни ребенка, вплетенные в сказочную канву;
Экологичности – сказка составляется с бережным, щадящим отношением к чувствам ребенка;
Диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.
Методы и формы работы.
Методы
Групповое и индивидуальное консультирование
Метод сказкотерапии
Арт-терапевтический метод
Тренинг навыков и умений
Анкетирование
Формы работы
Беседа
Мастер-класс
Семинар
Презентация
Продуктом проекта - это комплекс мероприятий по включению элементов сказкотерапии в воспитание детей дошкольного возраста.
Этапы проекта
1 этап – Организационный. Информационно – аналитическая деятельность (2021 2022 г.г.) Цель этапа: Создание условий для организации в ДОО мероприятий проекта «Воспитательные сказки своими руками». | |||||
№ | Мероприятия | Сроки | |||
Обзор и анализ литературы по вопросам изучения элементов сказкотерапии участниками образовательного процесса ДОУ. | Октябрь 2021г. | ||||
Самостоятельно изучить данный вопрос посредством интернет-ресурсов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. Знакомство с опытом работы педагогов-психологов ДОУ. Обсуждение возможных форм организации работы по проекту. | В течении проекта | ||||
Подготовить консультации для родителей (законных представителей), педагогов, диагностический материал, памятки для родителей и педагогов об особенностях составления воспитательной сказки, картотеку сказок различной направленности. | Ноябрь-декабрь 2021 | ||||
Разработка плана реализации проекта. | Декабрь 2021 | ||||
Изучить и проанализировать уровень осведомленности родителей и педагогов ДОУ о методе сказкотерапии. | Декабрь 2021г. | ||||
Презентовать педагогическому коллективу мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Воспитательные сказки своими руками». | Январь 2022г. | ||||
Прогнозируемый результат: по окончанию первого этапа, на основании изучения теоретической информации, а также проанализированных результатов диагностики уровня осведомленности участников проекта о методе сказкотерапии, составлен план реализации проекта. | |||||
2 этап. Основной. (2021-2022 г.) Цель: Реализация запланированных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование проекта «Воспитательные сказки своими руками» | |||||
Мероприятия | Содержание | Сроки | |||
Утвердить график проведения мероприятий проекта «Воспитательные сказки своими руками» | Познакомить участников проекта с планируемыми мероприятиями и сроками их проведения. | Январь 2022 г. | |||
Консультация для педагогов ДОУ «Метод сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста» | Познакомить педагогов с методом сказкотерапии, принципах и особенностях написания воспитательной сказки. | Январь 2022 г. | |||
Памятка для педагогов «Метод сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста» | Памятка по материалам консультации для педагогов «Метод сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста» | Январь 2022 г. | |||
Семинар - практикум для педагогов «Составляем сказку вместе» | Познакомить педагогов с приемами усиления сказочного воздействия, с видами сказок и их применением в различных ситуациях. Практикум по составлению сказки «Позитивной» модели» | Февраль 2022 г. | |||
Памятка для педагогов «Составляем сказку вместе» | Памятка по материалам семинара-практикума для педагогов «Составляем сказку вместе» | Февраль 2022 г. | |||
Консультация для родителей «Сказочный метод воспитания» | Познакомить родителей с методом сказкотерапии, принципах и особенностях написания воспитательной сказки. | Март 2022 г. | |||
Памятка для родителей «Применяем сказку в воспитании» | Памятка по материалам консультации для родителей «Сказочный метод воспитания» | Март 2022 г. | |||
Семинар - практикум для родителей «Секреты написания воспитательной сказки» | Познакомить родителей с приемами усиления сказочного воздействия, с видами сказок и их применением в различных ситуациях. Практикум по составлению сказки «Позитивной» модели | Апрель 2022 г. | |||
Памятка для родителей «Секреты написания воспитательной сказки» | Памятка по материалам семинара - практикума для родителей «Секреты написания воспитательной сказки» | Апрель 2022 г. | |||
Мастер-класс для педагогов «Модели написания воспитательной сказки» | Научить педагогов практическим приемам составления воспитательной сказки с применением различных функциональных моделей по И.А.Терентьевой | Май 2022г. | |||
Памятка для педагогов «Модели написания воспитательной сказки» | Памятка по материалам мастер-класса для педагогов «Модели написания воспитательной сказки» | Май 2022 г. | |||
Мастер-класс для родителей «Виды сказок и детские проблемы» | Научить родителей практическим приемам составления воспитательной сказки с применением различных функциональных моделей по И.А.Терентьевой | Июнь 2022 г. | |||
Памятка для родителей «Виды сказок и детские проблемы» | Памятка по материалам мастер-класса для родителей «Виды сказок и детские проблемы» | Июнь 2022 г. | |||
Составление тематических сборников сказок. | Из сказок, написанных в ходе реализации проекта составить сборник авторских сказок. | Январь-июнь 2022 | |||
Прогнозируемый результат: повысился уровень психолого-педагогических знаний о методе сказкотерапии, а также практических умений в составлении воспитательных сказок для детей дошкольного возраста. | |||||
3 этап. Заключительный (2022 г.) Цель: Изучение эффективности мероприятий проекта «Воспитательные сказки своими руками» | |||||
Изучение уровня усвоения участниками проекта знаний о методе сказкотерапии, а также навыков практического применение элементов сказкотерапии в воспитании дошкольников. | Сентябрь-ноябрь 2022 | ||||
Создание методического сборника воспитательных сказок для применения родителями и воспитателями ДОУ | |||||
Проинформировать психолого-педагогический коллектив о результатах реализации проекта. Представление опыта: - Педагогический совет ДОУ - ГМО педагогов – психологов - Освещение опыта работы по проекту в СМИ. - Участие в педагогических конкурсах разного уровня. | |||||
Выявить уровень удовлетворенности педагогов и родителей мероприятиями проекта | |||||
Прогнозируемый результат: определение результативности комплекса мероприятий проекта «Воспитательные сказки своими руками» |
Методическое обеспечение реализации проекта
1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стере -
отип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998.
4. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред.О.В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – 16-е изд. – М.: Академический
проект, 2020.
5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М. Сфера, 2008
6. Терентьева И.А. Крнец терпению: как достичь детского послушания: универсальный алгоритм/И.А. Терентьева. – Ростов н/Д: Деникс, 2020.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкеты для определения уровня осведомленности педагогов и родителей о методе сказкотерапии.
Анкета для родителей
Уважаемый родитель, эта анкета определит насколько хорошо Вы знаете метод сказкотерапии. Прошу прочитать вопросы и поставить галочку рядом с выбранным ответом.
|
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Ценой |
Наличием красочных иллюстраций |
Содержанием |
|
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Да, это видно сразу |
Нет, никогда |
Не обращал (а) внимание |
|
Что-то слышал(а), но ничего конкретного |
Нет |
Хорошо знаю и применяю |
(может быть несколько ответов) |
Поведенческие проблемы |
Общее умственное развитие |
Эмоциональные проблемы |
Коррекция страхов |
Выработка полезных навыков и привычек |
|
Да |
Нет |
|
Да |
Нет |
Иногда |
|
5 |
8 |
10 и больше |
|
Да |
Нет |
|
Могу |
Нет |
Никогда не пробовал(а) |
|
Нет |
Попытки были |
Да, часто это делаю |
Анкета для педагогов
Уважаемый педагог, эта анкета определит насколько хорошо Вы знаете метод сказкотерапии. Прошу прочитать вопросы и поставить галочку рядом с выбранным ответом.
(может быть несколько ответов) |
Дидактические |
Авторские |
Народные |
Релаксационные |
Ознакомительные |
Терапевтические |
Коррекционные |
Нотационные |
|
Сублимации |
Релаксации |
Идентификации |
|
Да, это ____________________________________________________ |
Нет |
|
Сколько угодно |
Одну |
Две-три |
|
Может быть только 2 главных героя |
Одного |
Главные герои могут меняться по ходу сказки |
|
Герой сказки должен быть положительным |
Это не имеет значение |
Герой должен бить отрицательным, чтобы отражать проблему |
|
Соответствует ли она возрастной норме |
Может ли он ее выполнить |
Сможем ли мы проконтролировать выполнение |
8. Как необходимо объяснять ребенку в сказке желаемую модель поведения? |
В общих чертах, а дальше ребенок должен думать сам |
Сказать, как делать нельзя |
Подробно объяснить, что и как нужно делать. |
|
Не обязательно |
Нельзя |
Нужно |
|
Тот же, что и у ребенка |
Это не имеет значения |
Противоположный |
|
Нет |
Да |