выступление на педсовете «Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства»

Козлова Елена Степановна

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эмоциональное благополучие педагога как один

 из компонентов современного детского пространства»

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.

Задачи:

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагогов, развитие эмоциональной гибкости.

- Формирование положительного эмоционального состояния.

- Оказание помощи в умении распознавать собственное эмоциональное состояние.

- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов.

«Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее

значение, чем другие стороны, и составляет предмет

и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля».

Л.С. Выготский.

Введение в тему.

Уважаемые педагоги!

 Я рада Вас приветствовать на нашем семинаре.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Каждый человек стремится к успеху и благополучию.

Он хочет, чтобы его любили и уважали.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен.

Это умение расслабиться или сдержаться,

 снять физическое и эмоциональное напряжение.

В процессе любой деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений.

 А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана со стрессами и переживаниями.

С чем Вы ежедневно имеете дело:

- не всегда культурные и образованные родители;

- разные дети, среди которых – дети с проблемами в поведении и эмоционально-волевой сфере;

- невысокая зарплата;

- публичные выступления;

- открытые занятия, аттестация;

- ответственность,

 необходимость быть объектом наблюдения и оценивания другими людьми

 и постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность

 и множество других моментов, являющихся стрессогенными

 которые ежедневно оказывают негативное влияние на Ваше эмоциональное благополучие и работоспособность.

Избежать их невозможно, ибо тогда придется спрятаться от жизни.

Стрессо -зависимые зоны тела: голова, задняя поверхность шеи , плечи и воротниковая зона.

В этих зонах наиболее часто встречаются нарушения,

 возникающие как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса,

 что, в свою очередь, ведет к нарушению функций внутренних органов

 и снижению адаптивных возможностей организма.

Прямым следствием подобного неблагополучия является снижение работоспособности.


Все ли свои чувства человек показывает другим людям?

 Почему мы часто скрываем свои чувства?

 В нашей культуре существует запрет на некоторые эмоции:

 «настоящие мужчины не плачут»,

 «хорошие девочки не дерутся»,

 «сор из избы не выносят».

 А ведь каждое чувство нам нужно.

 Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?

Добровольцу блокирую все каналы выхода эмоций наружу:

рот, -чтобы не кричал и не ругался;

 глаза, -чтобы не выражали злости, не плакали;

уши, - чтобы не слышали лишнего;

руки, -чтобы не дрались;

 ноги, - чтобы не убегали.

Что может такой человек?

Зажатые внутри эмоции снижают наши возможности.

«Кипящий чайник».

Если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить,

он, в конце концов, взорвется.

Навредит и себе, и окружающим.

Вывод:

Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно.

Часто негативные эмоции, полученные на работе, переносятся и в личную жизнь.

 Бывает и наоборот.

 Накапливается напряжение

Это ведет к неудовлетворению профессией.

 Иногда и жизнью в целом.

Практическая часть.

«Звуковая гимнастика».

Звуки соответствуют определенным вибрациям. Звуковая волна, идущая от самого человека, влияет на работу органов и организма в целом.

Каждый орган, каждая клетка имеют свои вибрации и звуковые волны. Используя звуковую гимнастику, мы заставляем организм работать правильно и слаженно. Это важный компонент формирования общей работоспособности.

«А» - воздействует на весь организм.

«О» - на сердце и легкие.

«УХ» - избавляет от негатива.

«Х» - помогает очищению организма.

«ХА» - помогает повысить настроение.

 Упражнение «Взяли и забыли».

Цветными карандашами левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры.

 Погрузитесь полностью в свои переживания.

 Выберите цвет и рисуйте так, как хочется, в полном соответствии с Вашим настроением.

Представьте, что Вы переносите грусть на бумагу – материализуете ее.

Переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение.

 Долго не думайте, не контролируйте процесс выбора слов.

Еще раз посмотрите на свой рисунок, проживая состояние, перечитайте слова,

 и с удовольствием разорвите листок.

Всего 5 минут, а плохого настроения как не бывало.

Ваше плохое настроение ушло в Ваш рисунок и Вами уничтожено.

Упражнение «Имя».

Написанные на листочках инициалы.

Называем по одному положительному качеству на первую букву фамилии, имени и отчества человека. Например: Сидорова Мария Романовна. Инициалы: С.М.Р. С – симпатичная, М – милая, Р – рискованная. Одно условие – вслух произносить полное имя человека нельзя! Этот человек должен сам узнать себя и выкрикнуть «Я».

Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение самооценки)

Участники рисуют на листах круг – солнце, в середине круга пишут своё имя и передают рисунок соседу справа. Сосед рисует луч солнца и пишет на нём какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество обладателя солнца или просто добрые слова и пожелания, и передаёт лист дальше по кругу, пока лист с солнцем и лучами не вернётся к владельцу.

 Мини – тест: в течение 10 сек. составьте список тех, о ком вы заботитесь.

Через 10 сек.: «Поднимите руку те, кто включил в этот список себя»

Вывод – эмоционально благополучный человек всегда заботится о себе.

 ТЕХНИКА «СТАНЬ СЧАСТЛИВЫМ»

Каждый делитесь с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью.

Делайте физические упражнения по 20 минут в день.

По 2 минуты улыбайтесь себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья».

Хотя бы 30 минут в день занимайтесь любимым делом.

Чаще танцуйте.

Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а в душе – ощущение собственной силы и возможностей.

Рефлексия- (корзина пожеланий и советов).

«Корзина пожеланий и советов»

Регулярно высыпайтесь!

Уверенности в себе!

Отличного настроения!

Тёплого отношения окружающих!

Больших успехов!

Оптимизма!

Внимания и заботы!

Приятных открытий!

Замечательных друзей!

Побольше свободного времени!

Волшебных рассветов!

Прекрасных встреч!

Веры в хорошее!

Комфорта и уюта!

Сияющего солнца!

Максимум позитива!

Нескучной повседневности!

Интересных идей!

Чувства полёта!

Увлекательных воспоминаний!

Радужной мечты!

Подарков и побольше!

Красивых чувств!

Ярких ощущений!

Интересных бесед!

Приятных людей рядом!

Ю.-

Э.-

Р.-

К.-

Н.-

С.-

М.-

Т.-

Н.-

Т.-

О.-

С.-

Ш.-

В.-

Н.-

Ш.-

Н.-

В.-

К.-

Е.-

В.-

Ю.-

В.-

Я.-

О.-

О.-

А.-

А.-

А.-

А.-

О.-

В.-

Е.-

Л.-

С.-

Б.-

М.-

Н.-

Е.-

О.-

Р.-

О.-

В.-

В.-

Р.-

Г.-

И.-

В.-

В.-

И.-

Д.-

Ю.-

В.-

К.-

Д.-

Ш.-

И.-

В.-

Н.-

А.-

Ф.-

Г.-

С.-

Р.-

Е.-

М.-

Л.-

И.-

Г.-

Р.-

А.-

В.-

К.-

Е.-

С.-