выступление на педсовете «Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие педагога как один
из компонентов современного детского пространства»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.
Задачи:
- Повышение уровня эмоциональной культуры педагогов, развитие эмоциональной гибкости.
- Формирование положительного эмоционального состояния.
- Оказание помощи в умении распознавать собственное эмоциональное состояние.
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов.
«Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее
значение, чем другие стороны, и составляет предмет
и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля».
Л.С. Выготский.
Введение в тему.
Уважаемые педагоги!
Я рада Вас приветствовать на нашем семинаре.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Каждый человек стремится к успеху и благополучию.
Он хочет, чтобы его любили и уважали.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен.
Это умение расслабиться или сдержаться,
снять физическое и эмоциональное напряжение.
В процессе любой деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений.
А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана со стрессами и переживаниями.
С чем Вы ежедневно имеете дело:
- не всегда культурные и образованные родители;
- разные дети, среди которых – дети с проблемами в поведении и эмоционально-волевой сфере;
- невысокая зарплата;
- публичные выступления;
- открытые занятия, аттестация;
- ответственность,
необходимость быть объектом наблюдения и оценивания другими людьми
и постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность
и множество других моментов, являющихся стрессогенными
которые ежедневно оказывают негативное влияние на Ваше эмоциональное благополучие и работоспособность.
Избежать их невозможно, ибо тогда придется спрятаться от жизни.
Стрессо -зависимые зоны тела: голова, задняя поверхность шеи , плечи и воротниковая зона.
В этих зонах наиболее часто встречаются нарушения,
возникающие как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса,
что, в свою очередь, ведет к нарушению функций внутренних органов
и снижению адаптивных возможностей организма.
Прямым следствием подобного неблагополучия является снижение работоспособности.
Все ли свои чувства человек показывает другим людям?
Почему мы часто скрываем свои чувства?
В нашей культуре существует запрет на некоторые эмоции:
«настоящие мужчины не плачут»,
«хорошие девочки не дерутся»,
«сор из избы не выносят».
А ведь каждое чувство нам нужно.
Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?
Добровольцу блокирую все каналы выхода эмоций наружу:
рот, -чтобы не кричал и не ругался;
глаза, -чтобы не выражали злости, не плакали;
уши, - чтобы не слышали лишнего;
руки, -чтобы не дрались;
ноги, - чтобы не убегали.
Что может такой человек?
Зажатые внутри эмоции снижают наши возможности.
«Кипящий чайник».
Если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить,
он, в конце концов, взорвется.
Навредит и себе, и окружающим.
Вывод:
Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно.
Часто негативные эмоции, полученные на работе, переносятся и в личную жизнь.
Бывает и наоборот.
Накапливается напряжение
Это ведет к неудовлетворению профессией.
Иногда и жизнью в целом.
Практическая часть.
«Звуковая гимнастика».
Звуки соответствуют определенным вибрациям. Звуковая волна, идущая от самого человека, влияет на работу органов и организма в целом.
Каждый орган, каждая клетка имеют свои вибрации и звуковые волны. Используя звуковую гимнастику, мы заставляем организм работать правильно и слаженно. Это важный компонент формирования общей работоспособности.
«А» - воздействует на весь организм.
«О» - на сердце и легкие.
«УХ» - избавляет от негатива.
«Х» - помогает очищению организма.
«ХА» - помогает повысить настроение.
Упражнение «Взяли и забыли».
Цветными карандашами левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры.
Погрузитесь полностью в свои переживания.
Выберите цвет и рисуйте так, как хочется, в полном соответствии с Вашим настроением.
Представьте, что Вы переносите грусть на бумагу – материализуете ее.
Переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение.
Долго не думайте, не контролируйте процесс выбора слов.
Еще раз посмотрите на свой рисунок, проживая состояние, перечитайте слова,
и с удовольствием разорвите листок.
Всего 5 минут, а плохого настроения как не бывало.
Ваше плохое настроение ушло в Ваш рисунок и Вами уничтожено.
Упражнение «Имя».
Написанные на листочках инициалы.
Называем по одному положительному качеству на первую букву фамилии, имени и отчества человека. Например: Сидорова Мария Романовна. Инициалы: С.М.Р. С – симпатичная, М – милая, Р – рискованная. Одно условие – вслух произносить полное имя человека нельзя! Этот человек должен сам узнать себя и выкрикнуть «Я».
Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение самооценки)
Участники рисуют на листах круг – солнце, в середине круга пишут своё имя и передают рисунок соседу справа. Сосед рисует луч солнца и пишет на нём какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество обладателя солнца или просто добрые слова и пожелания, и передаёт лист дальше по кругу, пока лист с солнцем и лучами не вернётся к владельцу.
Мини – тест: в течение 10 сек. составьте список тех, о ком вы заботитесь.
Через 10 сек.: «Поднимите руку те, кто включил в этот список себя»
Вывод – эмоционально благополучный человек всегда заботится о себе.
ТЕХНИКА «СТАНЬ СЧАСТЛИВЫМ»
Каждый делитесь с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью.
Делайте физические упражнения по 20 минут в день.
По 2 минуты улыбайтесь себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья».
Хотя бы 30 минут в день занимайтесь любимым делом.
Чаще танцуйте.
Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а в душе – ощущение собственной силы и возможностей.
Рефлексия- (корзина пожеланий и советов).
«Корзина пожеланий и советов»
Регулярно высыпайтесь! |
Уверенности в себе! |
Отличного настроения! |
Тёплого отношения окружающих! |
Больших успехов! |
Оптимизма! |
Внимания и заботы! |
Приятных открытий! |
Замечательных друзей! |
Побольше свободного времени! |
Волшебных рассветов! |
Прекрасных встреч! |
Веры в хорошее! |
Комфорта и уюта! |
Сияющего солнца! |
Максимум позитива! |
Нескучной повседневности! |
Интересных идей! |
Чувства полёта! |
Увлекательных воспоминаний! |
Радужной мечты! |
Подарков и побольше! |
Красивых чувств! |
Ярких ощущений! |
Интересных бесед! |
Приятных людей рядом! |
Ю.- |
Э.- |
Р.- |
К.- |
Н.- |
С.- |
М.- |
Т.- |
Н.- |
Т.- |
О.- |
С.- |
Ш.- |
В.- |
Н.- |
Ш.- |
Н.- |
В.- |
К.- |
Е.- |
В.- |
Ю.- |
В.- |
Я.- |
О.- |
О.- |
А.- |
А.- |
А.- |
А.- |
О.- |
В.- |
Е.- |
Л.- |
С.- |
Б.- |
М.- |
Н.- |
Е.- |
О.- |
Р.- |
О.- |
В.- |
В.- |
Р.- |
Г.- |
И.- |
В.- |
В.- |
И.- |
Д.- |
Ю.- |
В.- |
К.- |
Д.- |
Ш.- |
И.- |
В.- |
Н.- |
А.- |
Ф.- |
Г.- |
С.- |
Р.- |
Е.- |
М.- |
Л.- |
И.- |
Г.- |
Р.- |
А.- |
В.- |
К.- |
Е.- |
С.- |