"Песочная терапия в работе с ОВЗ"
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Мастер – класс
«Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила: педагог-психолог
Муллаянова Миляуша Айдаровна
с.Верхнеяркеево 2022г
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования элементов песочной терапии для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
- Что же такое песочная терапия?
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.
Песочная терапия для детей:
- Развивает мелкую моторику, улучшае тпамять, воображение, координацию.
- Дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.
- Поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние (негативные эмоции уходят сквозь песок).
- Помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
- Стимулирует работу.
Решает проблемы у детей:
- агрессивное поведение
- трудности привыкания ребенка к новым условиям
- вербальная агрессия
- гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
- тревожные и депрессивные состояния у детей.
Песочные игры условно можно разделить на три направления:
- Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.
- Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.
- Проективные игры - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает или Песочный человек (можно взять другого героя) потом начинается «игра» (подбор инструментария для занятий). Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые можно использовать в работе с детьми.
(педагоги подходят к песочнице с сухим песком)
- Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
- Тактильная разминка
Ручки, как жучки летают.
И в песок они ныряют.
Песочек лапками перебирают
Горку строят и ровняют
А ещё пересыпают
Через сито пропускают
Между ладошками потрут и на место уберут.
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.
Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Упражнение «Следы на песке»
Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.
Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.
А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.
Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.
Упражнение «Песочный ветер».
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.
Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
Упражнение «Дождик из песка»
Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.
Сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь педагога. Затем педагог делает дождь ребенку на ладошку.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
Игра «Песочный пирог»
Ребенок из песка лепит пирог и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок может производить с отпечатками своих ладоней, с нарисованным на песке кругом и др.
Игра «Песочный театр»
Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.
Рефлексия.
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?