Результаты профессиональной деятельности в приложениях
Предствлены приложения по разным направлениям деятельности педагога-психолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ОУ
МАОУ СОШ №1 г.Когалым
- Организация сопровождения обучающихся
( кол-во чел.)
Наименование показателя | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. |
Психологическая диагностика | 112 | 138 | 153 |
Коррекционно-развивающая работа | 499 | 521 | 512 |
Профилактическая работа | 10 | 15 | 47 |
Консультативное сопровождение | 55 | 72 | 65 |
- Организация сопровождения педагогов образовательной организации
Наименование показателя | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. |
Профилактическая работа | 6 | 8 | 8 |
Консультативное сопровождение | 30 | 140 | 134 |
3. Организация сопровождения родителей и семей обучающихся
Наименование показателя | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. | |||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | |
Профилактическая работа | 390 | 390 | 345 | 328 | 348 | 400 |
Консультативное сопровождение | 40 | 45 | 52 | 49 | 50 | 52 |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ОУ
Наименование показателя | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. | ||||||
Позитивное | Негативное | Нейтральное | Позитивное | Негативное | Нейтральное | Позитивное | Негативное | Нейтральное | |
Отношение к образовательной среде среди педагогов | 54,2% | 17,8% | 28% | 58,7% | 28,2% | 13,1% | 69,5% | 18% | 12,5% |
Отношение к образовательной среде среди обучающихся | 63,4% | 17,6% | 19% | 69,8% | 15,9% | 14,4% | 76,7% | 14,2% | 9,1% |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Коррекционно-развивающая работа
1. Результаты работы с детьми и обучающимися по развитию интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение и преодоление проблем в сфере общения и поведения.
Наименование показателя (познавательная сфера) | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. | |||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | |
Внимание | 34,8% | 50,4% | 50,4% | 57,3% | 57,3% | 65,6% |
Память | 37,6% | 51,8% | 51,8% | 60,1% | 60,1% | 69,8% |
Мышление | 36,5% | 48,7% | 48,7% | 53,5% | 53,5% | 67,2% |
Наименование показателя(эмоционально-волевая сфера) | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023гг. | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Уровень тревожности | 56,1% | 36,6% | 7,3% | 45,4% | 27,6% | 25,3% | 48,5% | 9,1% | 42,4% |
Уровень агрессивности | 61% | 24,4% | 14,6% | 45,5% | 34,1% | 20,4% | 51,5% | 27,3% | 21,3% |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Степень удовлетворенности школьной жизнью родителей учащихся в сравнении за 2021 – 2022 и 2022-2023 г г.
Оценка степени удовлетворенности обучающихся
взаимоотношениями с учителями октябрь, 2022-23 г г.
Оценка степени удовлетворенности обучающихся
моделью взаимодействия с учителями за 2020-2021 и 2021-2022 г г.
Результаты изучения мотивации учения в динамике
в среднем по младшему звену (1-4 классы) за 2020-2022 г г.
Результаты изучения мотивации учения в динамике
в среднем по среднему звену (5-9 классы) за 2020-2023 г г.
Результаты изучения мотивации учения в динамике
в среднем по старшему звену (10-11 классы) за 2020-2023 г г.
Результаты изучения мотивации учения в динамике
в среднем по школе за 2020-2023 г г.
Уровень школьной мотивации
Социально-психологическая позиция обучающихся в образовательном учреждении
Динамика готовности учащихся к обучению в школе
до и после коррекционно-развивающих занятий (2021-2022 г г.)
Динамика готовности учащихся к обучению в школе
до и после коррекционно-развивающих занятий (2022-2023 г г.)
Соотношение интересов, склонностей и способностей 11-классников с выбранной профессией
Выбор дальнейшего пути обучения 11 – кл. (2020-2023 г г.)
Выбор профессии
Удовлетворенность выбором профиля
Удовлетворенность 10- классиков выбранным профилем обучения
Соотношение интересов, склонностей и способностей 10-классников с выбранным профилем обучения
Выбор дальнейшего пути обучения 9-классников
Соотношение интересов, склонностей и способностей, учащихся с выбранным профилем (9 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 6.
Приложение 1 к письму АУ
«Институт развития образования»
от ___________ №____________
Работа в экспертной группе
Педагог-психолог МАОУ СОШ №1 Орлова Н.Т.
ПРОЕКТ
Маркеры (индикаторы), которые могут свидетельствовать о наличии у обучающихся трудной жизненной ситуации, в том числе о наличии негативного девиантного (деструктивного, делинквентного) поведения
Справочно: Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (статья 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")
1. Базовые маркеры (признаки, индикаторы) наличия в жизни ребенка проблем (как возможной причины негативных изменений):
1.1. Особенности (изменения) статуса ребенка в социуме:
Ситуация развода родителей.
Смерть близких и значимых родственников и друзей.
Изменение материального статуса семьи, психологического климата в семье вследствие потери работы, болезни родителей (законных представителей) и далее.
Проживание в семьях, находящихся в социально опасном положение, ведущих асоциальный и антиобщественный образ жизни.
Смена места жительства, жилищных условий, образовательной организации.
Приобщение к неформальным субкультурам, группам криминальной или асоциальной направленности.
Прекращение общения с привычным кругом друзей и знакомых друзьями.
Непринятие (отвержение) коллективом сверстников.
Наличие (появление) стремления к роли негативного лидера, с насаждением криминальных порядков и правил в коллективе сверстников.
Самовольные уходы из дома (появление желания уйти из дома).
1.2. Вербальные признаки и сигналы:
Изменение тембра и скорости речи, появление крика, несдержанность в речевых проявлениях, и, напротив, молчание и замкнутость, нежелание отвечать на вопросы и вступать в диалог и далее.
Применение в речи нецензурной лексики, сленга, присущего неформальным группам, группам криминальной и экстремальной направленности, употребление жаргонизмов, специфических слов и словосочетаний, прямые или косвенные суждения и высказывания агрессивного и аутоагрессивного характера;
Наличие (возникновение) интереса к обсуждению криминальных тем, тем экстремисткой направленности, тем, касающихся самоповреждающего поведения, иных опасных и сомнительных тем
1.3. Соматические и физиологические проявления
Изменение физического состояния ребенка: усталость, бледность, истощение, наличие синяков, ссадин, ожогов, травмы.
Участившиеся соматические заболевания, простуды, кашель, боли в животе и желудке, общее недомогание и далее.
Нарушение пищевого поведения: постоянное чувство голода, отказ от приема пищи и далее.
Нарушение режима сна.
Снижение когнитивных функций.
1.4. Невербальные признаки и сигналы, изменения (усиление или проявление) особенностей поведения
Изменения внешнего вида ребенка: неухоженный, растрепанный, грязный, одежда не соответствует времени года и размеру и далее.
Изменения отношения к обучению.
Эмоциональная нестабильность, в том числе резкие перепады настроения: от эйфории до отчаяния.
Нарушение межличностных коммуникаций с родителями, педагогами, друзьями.
Предпочтение общению и развлечениям в виртуальном пространстве.
Отсутствие увлечений и интересов (отказ от имеющихся ранее).
Изменение поведения на уроках, во внеурочное время: рассеянность, отстраненность, равнодушие, несобранность, отсутствие подготовки. Наличие (внезапное появление) тревожности, агрессивности, замкнутости, повышенной, нехарактерной для конкретного ребенка активности.
Изменение самооценки: отсутствие (утрата) уверенности в своих силах, избегание участия в коллективных делах, боязнь ответов во время уроков, и, напротив, появление навязчивого стремления к лидерству, часто не поддерживаемое и принимаемое классным коллективом, и далее.
Пропуски занятий, отказ от посещения школы
- Маркеры, указывающие на то, что в отношени ребенка могут совершаться противоправные действия
2.1. Маркеры, наличие которых может свидетельствовать о совершении преступлений против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних:
-ночные кошмары, страхи;
-регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста);
-сексуально окрашенные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
-открытая мастурбация, введение посторонних предметов себе во влагалище или в прямую кишку;
-отказ общаться или оставаться наедине с определённым взрослым;
-немотивированная агрессия, жестокое отношение к игрушкам.
-откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития ребенка, вовлечение других детей в действия сексуального характера, рисунки откровенно сексуального содержания, мастурбация;
- ухудшение отношений со сверстниками: изоляция, замкнутость, стремление к уединению, агрессия, терроризирование младших детей и сверстников;
-нежелание принимать участие в подвижных играх;
-внезапная замкнутость, подавленность, уход в себя;
- выражения сексуального характера, не свойственные ребенку ранее;
-чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
-немотивированная тревога или сниженное настроение;
-отказ или нежелание возвращаться домой из школы;
-стремление полностью закрыть тело одеждой, подбор одежды большого размера;
-избегание мужчин, женщин, конкретных мест;
-изменение ролевого поведения – ребенок берет на себя роль родителя;
-рассказы в третьем лице «Я знаю одну девочку (мальчика)…»;
-сексуализированное поведение: сексуально окрашенные рисунки и разговоры; способность в деталях описать различные действия сексуального характера;
-сексуальные действия в отношении других детей;
-раннее начало сексуальной жизни со сверстниками, подросткам старшего возраста, взрослыми, проституция или беспорядочные половые связи;
- отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, где необходимо снимать верхнюю одежду;
-депрессия, угрозы или попытки самоубийства;
-побеги из дома;
-низкая самооценка;
-употребление алкоголя, ПАВ, наркотиков.
2.2. Маркеры наличия ситуации буллинга в отношении ребенка:
- нежелание (систематический отказ) ребенка посещать школу;
- нежелание (категорический отказ) разговаривать о школе;
-соматические проявления страха: энурез, частые болезни, приступы болей в животе и далее, которые проходят сразу, как только принимается решение не отправлять ребенка в школу;
- эмоциональная напряженность и страх при появлении ровесников (определенных лиц);
- излишняя уступчивость и осторожность;
- снижение успеваемости, страх ответов перед всем классом;
- регулярные насмешкам сверстников в оскорбительной манере, обзывания, унижения, угрозы, требования выполнения пожеланий (часто в форме приказа) одноклассников, других сверстников;
- участие в ссорах и драках в качестве проигравшей стороны;
- демонстративное нанесение одноклассниками, сверстниками вреда личным вещам: учебникам, тетрадям и далее;
- непринятие и исключение из общения сверстниками, одноклассниками во время перемен, во внеурочное время;
- отсутствия друзей и круга постоянного общения в классе, в коллективе сверстников;
- отказ принимать в команду в командных играх;
- положение рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен, во внеурочное время;
- отказ в помощи: не дают списать и не подсказывают, не помогают в решении спорных моментов и далее;
-готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы).
- готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей.
2.3. Маркеры наличия жестокого обращения с детьми (со стороны взрослого мира):
- реакция испуга на плач и крик других детей или громкий звук;
- боязнь родителей или взрослых, особенно громко говорящих;
- постоянная настороженность;
- плаксивость, капризность, пониженное настроение, редкая улыбка;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
- ненависть к родителям, неприязнь к родственникам;
- страх общения с отдельными педагогами, до полного отказа посещать уроки, отказа отвечать на уроках;
- побеги из дома, склонность к бродяжничеству, воровству;
- озлобленность, недоверие к окружающим;
- нежелание возвращаться домой после школы;
-замкнутость, отсутствие друзей;
- страх перед плохими оценками, замечаниями;
- привычка грызть ногти;
- боязнь смотреть в глаза, высказываться;
- подавленное состояние (смотрит в одну точку, не видя ничего вокруг, замирает в одной позе);
- агрессивность к окружающим (часто дерется, грубит);
- уверенность в том, что их никто не любит;
- невротические реакции (энкопрез, энурез)
- жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам;
-стремление полностью закрыть тело одеждой, подбор одежды большого размера;
- низкая самооценка.
- Маркеры наличия девиаций.
3.1. Базовые маркеры (признаки индикаторы) девиантного (отклоняющегося от принятой условной нормы) поведения негативной направленности:
Появление или усиление в поведении несовершеннолетнего:
- трудностей в общении со сверстниками, негативного отношения к педагогам и иным взрослым;
- вспышек агрессии, эмоционального возбуждения, раздражения, гнева по незначительным поводам, либо напротив, проявлений подавленности, пониженного настроения, плаксивости, обиды на окружающих, резких перепадов настроения;
- проявлений протестного поведения, имеющего целью вызвать недовольство окружающих: активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил, противостояние взрослым в обсуждении значимых вопросов, дерзость и агрессия при общении со сверстниками;
- склонности к риску, желания совершать опрометчивые и опасные для жизни и здоровья поступки;
отсутствующих ранее привычек и особенностей поведения, таких как: замкнутость, необщительность, дистанцированность, изолированность, нежелания общаться с родственниками или друзьями, рассказывать о своей жизни, проблемах, о том, что происходит в школе, об отношениях с друзьями и сверстниками и далее.
Изменения во внешнем виде: стиль одежды, прическа, небрежность, неаккуратность,
Изменения в физическом состоянии: синяки, ссадины, порезы, следы от уколов, жалобы или признаки болезненных состояний внутренних органов и далее
Изменение круга общения ребенка в школе и вне школы (возраст, интересы, содержание времяпровождения, время нахождения в группе, влияние на имеющиеся у несовершеннолетнего ранее поведенческие и ценностные установки и далее).
Появление признаков употребления алкоголя, табака или психоактивных веществ.
Провождение достаточно длительного времени в социальных сетях, в онлайн и компьютерных играх, наличие в социальных сетях у ребенка признаков контента, провоцирующего на агрессию и аутоагрессию.
Отказ посещать секции или кружки, утрата интереса к прежним увлечениям, нежелание заниматься содержательной деятельностью, отказ от исполнения домашних обязанностей и далее.
Нежелание находиться дома, в кругу семьи, возвращение домой позднее определенного времени, самовольные уходы из семьи.
Преднамеренная порча предметов мебели, посуды, имущества.
Нанесение побоев и травм взрослым и несовершеннолетним, в том числе, с применением опасных предметов.
Отрицание наличия проблем, негативная реакция на критику, отказ от обсуждения причин происходящих перемен, от предложенной помощи в их разрешении.
3.2. Маркеры наличия суицидального риска:
-тоскливое, безучастное выражение лица;
-склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость;
-скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость;
-брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
-гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика);
-амимия (отсутствие мимических реакций);
-тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов;
-ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
-общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
-двигательное возбуждение;
-склонность к неоправданно рискованным поступкам;
-чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность»;
-тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная);
-ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
-постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
-пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
-пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
-прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Скоро все это закончится!».
-шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
-уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!»)
-прощания.
- самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю»).
- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение).
3.3. Маркеры наличия аддикций
- снижение когнитивных функций;
-пониженный уровень школьной тревожности;
высокий уровень личностной тревожности,
- лживость;
- неконтролируемая агрессия;
- частая смена настроения: от апатии до эйфории;
- пропуски уроков
- низкий уровень включенности в деятельность, в том числе - общественно полезную.
- предпочтение виртуальному общению, отказ от живого общения
- постоянное присутствие в интернет пространстве, отсутствие иных интересов
- отказ от общения с друзьями и сверстниками, у которых аналогичные виды зависимости отсутствуют;
- появление и проявление (открытое или косвенное) специфических интересов.
Перечень на является исчерпывающим, предполагает дополнение категорий детей и отдельных маркеров в каждой группе.
Н.Т. Орлова, педагог –психолог МАОУ СОШ №1