Рабочая программа КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Рябцева Екатерина Николаевна

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рабочая программа

  КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

____________________

(вариант )

Составила педагог-психолог

Рябцева Екатерина Николаевна

г.Когалым, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

  •         обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Место курса в учебном плане

На изучение речевой практики в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • знать и применять элементарные правила речевого общения;
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты

включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  •         овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная коммуникация

  • распознавание различных эмоциональных состояний
  • отслеживать        жесты        собеседника        и        правильно        их воспринимать в процессе общения
  • демонстрация подходящих к случаю жестов
  • рассматривание        разных        поз        людей        в        различных ситуациях

- прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

2

Вербальная коммуникация

- Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы,

3

Моделирование        и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

  • Прогнозирование речевой ситуации        ( рассматривание рисунка)
  • Проигрывание ситуаций из реальной жизни

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1 раздел. Невербальная коммуникация

1

Диагностика. Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

1

2

Диагностика. Упражнение «Мимическая гимнастика».

1

3

Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»

1

4

Классификация чувств

1

5

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1

6

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий

несогласие, отказ)

1

7

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1

8

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

1

9

Упражнение «Вот он какой!»

1

10

Рассматривание поз на картинках

1

11

Рассматривание поз на картинках

1

12

Использование поз с опорой на картинки

1

13

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил

больше?».

1

14

Классификация чувств

1

15

Азбука настроений

1

16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

17

Упражнение «Тише!»

1

18

Упражнение «Отдай!»

1

19

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил

больше?».

1

20

Упражнение «Части тела».

1

21

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

22

Тренируем мимику

1

23

Этюд на выражение радости и страха.

1

24

Упражнение «До свидания!»

1

25

Упражнение «Я не знаю!»

1

26

Классификация жестов (указательный)

1

27

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью

пальчика)

1

28

Рассматривание поз на картинках

1

29

Использование поз с опорой на картинки

1

30

Использование поз с опорой на картинки

1

31

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

32

Упражнение «Запомни движения»

1

33

Тренируем мимику

1

34

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1

35

Классификация жестов (сжимание кулаков,

выражающее агрессивность)

1

36

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на

подражание

1

37

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

38

Тренируем мимику

1

39

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1

40

Упражнение «Запомни свою позу».

1

41

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

Раздел 2. Вербальная коммуникация

42

Прослушивание эмоциональных записей – радости.

Проигрывание

1

43

Прослушивание эмоциональных записей – смех.

Проигрывание

1

44

Изображать животных

1

45

Формулы приветствия

1

46

Формулы знакомства

1

47

Прослушивание        эмоциональных        записей        –        плач.

Проигрывание

1

48

Прослушивание        эмоциональных        записей        –        крик.

Проигрывание

1

49

Прослушивание        эмоциональных        записей        –        плач.

Проигрывание

1

50

Формулы прощания

1

51

Формулы извинения

1

52

Формулы извинения

1

53

Изображать голоса сказочных персонажей

1

54

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.

1

55

«Узнай по интонации»

1

56

« Скажи интонацией»

1

57

Формулы просьбы

1

Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных        ситуаций

58

Прогнозирование ситуаций

1

59

Прогнозирование ситуаций

1

60

Разыгрывание ситуаций (доброта)

1

61

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

1

62

Упражнение «Ты гулял во дворе»

1

63

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

1

64

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь

хочешь помириться»

1

65

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

1

66

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.

Методические пособия для педагога

  • Методические рекомендации для учителя
  • Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей

с расстройствами аутистического спектра / Л.

Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. -

Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD- проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор;

мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый        театр        «Теремок»,        «Колобок»,

плоскостные игрушки, настольные игры

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф

Учебно-методический комплекс

Методические пособия для педагога

  • Методические рекомендации для учителя
  • Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами   аутистического   спектра    /    Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. -

Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением;        слайд        -проектор;

мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый        театр        «Теремок»,        «Колобок»,

плоскостные игрушки, настольные игры

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Обучающийся может уметь:

Выражать        свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).

- Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения.

- Правильно и точно использовать жесты (увеличивается количество используемых жестов).