Рабочая программа КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рабочая программа
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
____________________
(вариант )
Составила педагог-психолог
Рябцева Екатерина Николаевна
г.Когалым, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
На изучение речевой практики в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Разделы курса | Содержание |
1 | Невербальная коммуникация |
|
- прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций. | ||
2 | Вербальная коммуникация | - Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы, |
3 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | |
1 раздел. Невербальная коммуникация | ||||
1 | Диагностика. Упражнение «Кто умеет улыбаться?» | 1 | ||
2 | Диагностика. Упражнение «Мимическая гимнастика». | 1 | ||
3 | Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица» | 1 | ||
4 | Классификация чувств | 1 | ||
5 | Классификация жестов (приветствие и прощание) | 1 | ||
6 | Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ) | 1 | ||
7 | Упражнение .«Это я! Это моё!» | 1 | ||
8 | Упражнение «Заколдованный ребёнок» | 1 | ||
9 | Упражнение «Вот он какой!» | 1 | ||
10 | Рассматривание поз на картинках | 1 | ||
11 | Рассматривание поз на картинках | 1 | ||
12 | Использование поз с опорой на картинки | 1 | ||
13 | Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». | 1 | ||
14 | Классификация чувств | 1 | ||
15 | Азбука настроений | 1 | ||
16 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | ||
17 | Упражнение «Тише!» | 1 | ||
18 | Упражнение «Отдай!» | 1 | ||
19 | Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». | 1 | ||
20 | Упражнение «Части тела». | 1 | ||
21 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 1 | ||
22 | Тренируем мимику | 1 | ||
23 | Этюд на выражение радости и страха. | 1 | ||
24 | Упражнение «До свидания!» | 1 | ||
25 | Упражнение «Я не знаю!» | 1 | ||
26 | Классификация жестов (указательный) | 1 |
27 | Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика) | 1 | ||
28 | Рассматривание поз на картинках | 1 | ||
29 | Использование поз с опорой на картинки | 1 | ||
30 | Использование поз с опорой на картинки | 1 | ||
31 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 1 | ||
32 | Упражнение «Запомни движения» | 1 | ||
33 | Тренируем мимику | 1 | ||
34 | Этюд на выражение удивления и огорчения. | 1 | ||
35 | Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность) | 1 | ||
36 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | ||
37 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | ||
38 | Тренируем мимику | 1 | ||
39 | Этюд на выражение удивления и огорчения. | 1 | ||
40 | Упражнение «Запомни свою позу». | 1 | ||
41 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 1 | ||
Раздел 2. Вербальная коммуникация | ||||
42 | Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание | 1 | ||
43 | Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание | 1 | ||
44 | Изображать животных | 1 | ||
45 | Формулы приветствия | 1 | ||
46 | Формулы знакомства | 1 | ||
47 | Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание | 1 | ||
48 | Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание | 1 | ||
49 | Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание | 1 | ||
50 | Формулы прощания | 1 | ||
51 | Формулы извинения | 1 |
52 | Формулы извинения | 1 | ||
53 | Изображать голоса сказочных персонажей | 1 | ||
54 | Изображать, как шепчутся листья, как бушует море. | 1 | ||
55 | «Узнай по интонации» | 1 | ||
56 | « Скажи интонацией» | 1 | ||
57 | Формулы просьбы | 1 | ||
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | ||||
58 | Прогнозирование ситуаций | 1 | ||
59 | Прогнозирование ситуаций | 1 | ||
60 | Разыгрывание ситуаций (доброта) | 1 | ||
61 | Разыгрывание ситуаций (вежливость) | 1 | ||
62 | Упражнение «Ты гулял во дворе» | 1 | ||
63 | Упражнение «Ты потерял свою игрушку» | 1 | ||
64 | Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» | 1 | ||
65 | Упражнение «Как отметить праздник в семье» | 1 | ||
66 | Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение» | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.
Методические пособия для педагога |
с расстройствами аутистического спектра / Л. |
Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015 | |
Технические средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD- проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- Называть своё имя;
- Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- Подражать движениям и речи взрослого человека;
- Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф
Учебно-методический комплекс
Методические пособия для педагога |
Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ |
Технические средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающийся может уметь:
Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).
- Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения.
- Правильно и точно использовать жесты (увеличивается количество используемых жестов).