программа ГИА 2023-2024
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Согласовано:
заместитель директора
_____________________
«____»__________201___г.
Программа психологического сопровождения
по подготовке выпускников к ГИА
Составила педагог – психолог: К. В. Панфилова
Югорск 2023 - 2024 год
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА, как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Методы и техники, используемые на занятиях:
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Упражнения с элементами арттерапии.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Субъекты программы: выпускники 9-х и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с учащимися 9-11-х классов Диагностика. | 1. Анкета. Готовность к ОГЭ и ЕГЭ М.Ю. Чибисовой. | Выявление уровня стресса у выпускников. | ноябрь | Психолог |
2. Тест «Моральная устойчивость» | Выявление уровня моральной устойчивости. | февраль | Психолог | ||
3. Диагностика уровня тревожности в ситуации проверки знаний. А.Ю. Барышев | Выявление уровня тревожности выпускников. | Апрель | Психолог | ||
Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам | ноябрь- февраль | Психолог | ||
Практическая работа | 1. Как лучше подготовиться к экзаменам | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам | февраль | Психолог | |
2. | Индивидуальные и групповые занятия (по запросу) | 2. Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. | февраль | Психолог |
3. Память и приёмы запоминания. | Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти | март | Психолог | ||
4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» | Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала. | апрель | Психолог | ||
5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус» | Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. | май | Психолог | ||
Занятие с элементами тренинга «Ночь Триффедов» | Психологическая поддержка. Обучение приёмам релаксации и снятия нервно- мышечного напряжения. Снятие тревожности. | апрель | Психолог Специалисты БУ «ЮКЦСОН» | ||
Тренинг (с элементами арттерапии) | «Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА». | Информация по подготовке к экзаменам. | Февраль-март | Психолог | |
Работа с родителями выпускников | Родительский лекторий «Психологическое сопровождение родителями детей в период сдачи ЕГЭ и ОГЭ».
| – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | март | Психолог совместно с зам.директора по УВР Приглашенные специалисты | |
Практическая работа | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА (по запросу) | Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог | |
Консультации | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) | выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог | |
4. | Работа с учителями-предметниками | Подготовка методических рекомендаций учителям –предметникам по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. | ноябрь | Психолог |
Практическая работа | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам. | В течение года | Психолог, классные руководители | |
5. | Работа с классными руководителями. | Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. | ноябрь | Психолог |
Практическая работа |
Используемая литература
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.