Динамика развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Почему ребёнок никак не может проявить эмпатию к другому? Он кусал её и других родственников, а когда они ярко демонстрировали, как им больно и грустно («плакали»), он смеялся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamika_razvitiya_emotsionalnogo_intellekta_u_doshkolnikov.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Почему ребёнок никак не может проявить эмпатию к другому? Он кусал её и других родственников, а когда они ярко демонстрировали, как им больно и грустно («плакали»), он смеялся.
«Это же ненормально! -, говорила мама, - Что из него вырастет дальше?»
Спойлер: дальше ребёнок подрос и стал проявлять эмоции «по назначению» и сочувствовать другим. Но в 2 года он реагировал лишь на яркую эмоциональную реакцию взрослого, не понимая, что она означает. Ему было смешно от наигранного плача.
Чтобы понимать, насколько развит ребёнок в эмоциональном плане, достаточно понимать нормы развития эмоционального интеллекта. Он развивается постепенно, и с каждым возрастным периодом к эмоциональному диапазону ребёнка прибавляется всё больше новых «фишек».
3-4 года
Дети испытывают разнообразные переживания.
Дети распознают некоторые эмоции, выражаемые окружающими, эмоционально отзывчивы, чувствительны к отношению взрослых, к себе, нуждаются в эмоциональной поддержке («умница», «ты правильно поступил»). Ребенок как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо/плохо». Средством воспитания положительных эмоций в
младшем дошкольном возрасте является сам взрослый, как носитель этих эмоций.
Дети эмоционально откликаются на ситуации, в которые попадают персонажи, дают эмоциональную оценку («хороший», «плохой»). Дают яркий непосредственный эмоциональный отклик на события, содержание сказки, их захватывает сюжет. В целом общее эмоциональное состояние определяет моральную оценку. Эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость.
4-5 лет
Дети начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, называют их словами, понимают их причины.
Появляются элементы эмоционального прогнозирования (радость предстоящему празднику, экскурсии); понимают, что другой человек расстроен, огорчен, проявляют готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, помочь.
Эмоциональное отношение к героям сказки не только подчиняется моральным оценкам «хороший» или «плохой», но и обосновывается моральными критериями, характерна некоторая сдержанность эмоций (дети могут социально приемлемо выражать радость, гнев, злость, страх)
5-6 лет
Дети испытывают яркие положительные эмоции, если выполняют нравственную норму, правила поведения.
Дети обижаются, если видят обращенные к ним негативные эмоциональные проявления.
Начало произвольной регуляции эмоций (дети подчиняются мотиву «надо» на основе не только требования взрослого, но и собственной саморегуляции).
6-7 лет
Дети испытывают богатые и глубокие переживания, разнообразные их проявления, могут объяснить причину грусти, радости, злости, иногда страха.
Дети стремятся строить отношения с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению, понимание такой эмоции как симпатия, ощущение взаимной симпатии приводит к избирательности в отношениях, становлению дружбы и товарищества.
К 7 годам эмоции подвержены произвольной регуляции.
Таким образом от «эмоционального диапазона как у зубочистки» (привет всем любителям Гарри Поттера) ребёнок постепенно переходит к эмоционально насыщенным состояниям, поддающимся контролю.