Гиперопека и ее последствия в жизни ребенка
Есть одно упражнение, которое часто используется психологами на тренингах для родителей. Оно простое, но даёт родителям полностью прочувствовать ощущения ребёнка, которого всегда и во всем ограничивают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperopeka_i_ee_posledstviya_v_zhizni_rebenka.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперопека и ее последствия в жизни ребенка
Есть одно упражнение, которое часто используется психологами на тренингах для родителей. Оно простое, но даёт родителям полностью прочувствовать ощущения ребёнка, которого всегда и во всем ограничивают.
Ход упражнения таков: один родитель принимает на себя роль «ребёнка» и встаёт в центр. Остальные - «родители» с кусочками ткани (платочками) в руках. Каждый «родитель» подходит к ребёнку и завязывает ему определенную часть тела, произнося при этом: «Не смотри туда, это страшно», «Тебе этого лучше не слышать», «Не трогай это! Я сам все сделаю», «Помолчи», «Не ходи туда! Стой!» и т.д. Таким образом, «ребёнок» остаётся с завязанными глазами, ртом, ушами, руками и ногами.
Тот, кто оказался в роли ребёнка делится своими ощущениями и обычно это: страх, уязвимость, зависимость от другого, чувство несправедливости, боль, обида, тревога, неуверенность…
Все эти чувства испытывает гиперопекаемый ребёнок.
Гиперопека подразумевает тотальный контроль. Взрослый всё старается делать вместо ребёнка, тем самым оберегая его от окружающего мира. Вначале дети сопротивляются, но чаще привыкают к тому, что от них ничего не требуется. Ребенок лишается возможности выбирать определенный способ действия, так как родитель уже знает, как ребенку надо поступить. Это демотивирует ребенка к развитию навыков самостоятельности.
Гиперопека страшна тем, что бывает сложно остановиться и впоследствии ребёнок не может сепарироваться от родителя. А родители становятся не помощниками для своего ребенка, а преградой на пути к взрослению.
Какие последствия имеет гиперопека? Ребенок перенимает тревогу взрослых за него, он становится инфантильным, беспомощным, предпочитает избегать любого риска и не развивает свои навыки общения.
Как видите, в гиперопеке нет ничего хорошего. Безусловно, родители поступают так исключительно из любви к ребенку, желания сделать как лучше. Но следует помнить, что в идеальных условиях живут только растения в теплицах. Но если их высадить под открытым небом, они засохнут, потому что не приспособлены к выживанию в таких условиях. Ребенок-не тепличное растение. Ему нужно уметь справляться с трудностями и научиться жить в реальном мире.
Чтобы вовремя остановиться в своих порывах помочь ребёнку и сделать «как лучше», обратите внимание на несколько СТОП-сигналов, которые помешают ребёнку стать самостоятельным, а Вас подведут на шаг ближе к той самой гиперопеке.
Итак, что не стоит делать ЗА ребёнка:
Говорить вместо него:
- Ванечка, куда идёшь?
- Мы идём в магазин! - отвечает мама.
- Что тебе купит мама?
- Мы идём за продуктами, а Ване купим мороженое! - Ваня тем временем молчит и хлопает глазами.
Если вопрос задан ребёнку, позвольте ему пойти на контакт, даже если малыш ещё говорит неразборчиво. Это путь к успешной коммуникации. А выражать своё мнение можно научиться лишь тогда, когда тебя слушают.
Разбираться в конфликтах:
У ребёнка отобрали игрушку/нарисовали в его тетради/отказались с ним играть. И вот, мама бежит разбираться с этим ребёнком и его родителями…Малыш знает, что «мама им покажет». Но! Когда родитель берет полностью на себя разрешение всех конфликтов, он забирает у ребёнка часть опыта. Вы можете ему подсказать пути разрешения конфликта, обсудить/проиграть, но не делать все за него.
Убирать все за него
Об этом я писала ранее целый пост «Как приучить ребёнка к порядку». Суть в том, что убирая все за ребёнка, Вы снимаете с него ответственность. Он знает, что даже если устроит жуткий беспорядок и откажет в уборке, после одного-двух замечаний все так или иначе уберёт взрослый.
Обратите внимание, что вышеупомянутое касается уже сознательного возраста ребёнка. После 2-3 лет ребёнка можно постепенно приучать к порядку на собственном примере и в игре. То же самое касается и конфликтных ситуаций: до трёх лет ребёнок не может продуктивно взаимодействовать с другими детьми. В этом возрасте ориентир для него - взрослый. Коммуникация и потребность в общении со сверстниками активно развиваются после трёх лет.
Проецировать свои желания на ребёнка:
Мама все детство мечтала пойти в музыкальную школу/у папы не получилось в детстве попасть в футбольную команду. И вот, появился ребёнок и они мечтают, что он сделает это! Ребёнок говорит: «Я хочу рисовать, мне не нравится пианино». «Нет, ты ещё сам не понимаешь, что хочешь, вырастешь и спасибо скажешь!». 90%, что не скажет, а потом ещё будет жалеть, что в художку не ходил. Ребёнок - отдельная личность и у него свои мечты и желания. А вы, если хочется, ещё можете осуществить свои желания: сейчас много возможностей для взрослых, вы всегда можете обучиться каким-либо навыкам.