Групповое занятие с элементами тренинга "Умей сказать "НЕТ""
Цели:
- Создание условий для формирования у подростков негативного отношения к различного рода зависимостям
- Формирование стремления у подростков к альтернативному поведению.
Задачи:
1. Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам,
2. Формировать умение сказать “нет”,
3. Формировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения,
4. Формировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_zanyatie_8_klass_2023_god.docx | 21.57 КБ |
umey_skazat_net.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическое занятие для обучающихся 8- х классов
«Умей сказать НЕТ»
“Самая большая победа – это победа над собой,
а самое постыдное – это быть побеждённым
своими страстями” (Демокрит)
Цели:
- Создание условий для формирования у подростков негативного отношения к различного рода зависимостям
- Формирование стремления у подростков к альтернативному поведению.
Задачи:
1. Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам,
2. Формировать умение сказать “нет”,
3. Формировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения,
4. Формировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! На экране мы видим высказывание, как вы его понимаете? (рассуждения детей)
Сегодня мы с вами будем обсуждать, думать, размышлять над вопросом, проблемой, которая волнует нас взрослых и вас подростков. Это тема как быть здоровым, как сохранить здоровье, как противостоять соблазнам жизни, которых очень много.
Но для того, чтобы продолжить занятие, нам необходимо принять правила работы в группе.
1) «В эфире одна радиостанция». Во время обсуждения говорит один, остальные слушают.
2) Слушаем друг друга внимательно, общаемся друг с другом вежливо.
3) Чем активнее участие в работе группы, тем больше будет пользы от занятий.
Также в качестве правила можно ввести запрет на использование мобильного телефона во время занятия.
- Упражнение «Знакомство»
Вам необходимо написать свои имена на бейдже и назвать то, чем вы больше всего гордитесь. Это может быть качество вашей личности или поступок. (Дети оформляют бейджи с помощью цветных карандашей и фломастеров)
- Упражнение «Хорошо-плохо»
А сейчас мы попытаемся выяснить, хорошо ли быть подростком, а может плохо. Чередуясь, первый человек говорит аргумент «за», следующий аргумент «против».
Да, действительно, подростком быть нелегко, много ограничений, запретов. Чаще всего подростки подвержены различным рискам и соблазнам, а за необдуманными поступками наступают тяжелые последствия.
«Мозговой штурм»
Ребята, я предлагаю вам подумать и назвать причины, толкающие людей к употреблению наркотиков. (Все ответы записываются ведущим на ватмане).
Варианты ответов:
• Любопытство;
• Желание пережить «кайф»;
• Доказательство взрослости;
• Давление со стороны окружения (друзей, знакомых);
• Все так делают;
• Показаться круче;
• Для удовольствия;
• Боязнь сказать «Нет»;
• Забыть свои проблемы;
• Низкая самооценка;
• Испытать острые ощущения;
• Уговоры кого-либо;
• Проверить силу воли;
• Незнание о влиянии наркотиков на организм;
3. Упражнение «Охмурение»
Участникам не говорится о том, что это игра. Все делается на очень серьезном уровне. «Я бы хотела вам признаться, вы мне очень понравились и я бы хотела вам сделать подарок. Слышал ли кто-нибудь о том, что тибетские ламы используют специальные символы, чтобы приобрести какой-нибудь навык за короткий срок? Я знаю эти три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят вам:
- Получать только хорошие оценки, при этом даже не делая уроки
- В скором времени у вас появится много карманных денег
- Обретете популярность
Но я могу сделать этот подарок только 6 участникам группы (таков ритуал). 6 человек, кто выйдут сейчас за дверь, — счастливчики!»
Ведущий говорит, что пригласит их через минуту. После того, как дверь закрылась, оставшимся сообщается, что сейчас будет продемонстрировано, как легко современного молодого человека завербовать в наркоманы. Ведущий просит оставшихся членов группы подыграть ему, и показать, что они завидуют тем, кто через минуту получит символ.
Пятерка приглашается в аудиторию. Они выстраиваются в линию по порядку, например: «англичане», за ними — «гитаристы», в конце — «грамотеи».
Ведущий говорит, что символ, который он сейчас нарисует у них на руке, позволит им за неделю, ничего не делая, получить соответствующий символу навык. Но его нельзя стирать, мыть, он сойдет самостоятельно (отвалится вместе с грязью). Затем по одному подростки подходят к тренеру: первым рисуется — 5+, вторым — рубль, третьим — лайк. При этом просите их никому пока не показывать этот символ. И отправляете их на свои места.
Некоторые уже по дороге на место начинают догадываться о том, что над ними подшутили. «Ребята, скажите, пожалуйста, где вы видели на белом свете, чтобы без старания, без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? Что же сейчас произошло? Вы, не задумываясь над нереальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделал вам укол! Вы только подумайте, ведь предложение могло быть не про навык, а про то, что сделай пару затяжек, и ты получишь хорошее настроение, забудешь о проблемах, станешь веселым и раскованным — вы что же, так же, не задумываясь, «протянете руку»? Подумайте над этим. В жизни ничего не бывает «на халяву». За все, так или иначе, но приходится платить. В некотором смысле, как бы вы на меня сейчас ни обижались, но вы получили «прививку» против наркомании. Когда вам предложат наркотик и скажут, что никаких отрицательных последствий не будет, вы вспомните нашу сегодняшнюю игру и, возможно, задумаетесь — а так ли это?»
5. Игра «Свой-чужой»
«Мы продолжаем, и сейчас от вас потребуется артистизм, уверенность, смелость, умение прислушиваться к мнению команды, умению убедить и отказать. Я вас заинтересовала? Сейчас я раздам карточки, на которых будет написана роль каждого из вас. Те кто будут «хозяином», садятся вместе, у остальных роли «свои» и «чужие». Говорить о том, какова ваша роль , никому нельзя. Задача игроков - проникнуть в дом любыми способами, «хозяева» должны принять решение: принять просящего о приюте, или нет. Если они принимают игрока, и тот оказывается «своим», он становится «хозяином», если же он оказался «чужой»,то он вправе забрать любого «хозяина».
Обсуждение
6. Работа в микрогруппе. Умей сказать «нет»
Упражнение «Вовремя ответить «НЕТ»
Ведущий: А теперь представьте, что вы попали в ситуацию, когда вам предлагают попробовать наркотики. Как ответить «Нет»? Ведь порой в силу различных причин (не показаться «маминькиным сынком», не потерять уважение окружающих, не быть «белой» вороной) это очень трудно сделать. Предлагаю разбиться на группы и найти варианты отказа от предложения употребить наркотик. (Каждая группа по окончании зачитывают свои предложения, а ведущий записывает их на доске как свод будущих правил).
Как ответить «НЕТ»:
- Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра…»
- Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать.
- Сменить тему разговора.
- Избежать рискованной ситуации.
- Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п.
- Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион».
- Быстро уйти. Сменить свое окружение.
Упражнение: «Цель в жизни»
Ведущий: сегодня мы поговорили о различных соблазнах, которые на окружают в жизни. Поддавшись им, кардинально могут поменяться жизненные планы человека, лишить его возможности достичь того, к чему он стремился. Я приглашаю одного из вас принять участие в упражнении, с помощью которого мы в этом наглядно убедимся. Возьмите в руки швабру и представьте, что сама швабра – это человеческая жизни, ручка швабры – жизненный путь, а перекладина – жизненные цели.
Необходимо удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив ее ручкой на ладони так, чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удерживать равновесие швабры, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой. (Участник выполняет задание - во втором случае швабра будет менее устойчивая, ее труднее держать в равновесии).
Ведущий: В каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой? (Помощник отвечает). Вывод: если наши помыслы устремлены вверх к цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми (хорошее образование, семья, престижная работа, верные друзья), что поможет достичь заветной цели. Но если мы живем только сегодняшним днем: забыли о своей цели, руководствуемся сиюминутными желаниями (закурить, выпить, принять наркотик, то есть попробовать в жизни ВСЕ), а не разумом – тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять все, что тебе дорого, сбиться с пути.
Мы вам желаем, чтобы у каждого из вас были цели, к которым вы придете!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побеждённым своими страстями” ( Демокрит )
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: «В эфире одна радиостанция». Во время обсуждения говорит один, остальные слушают. 2) Слушаем друг друга внимательно, общаемся друг с другом вежливо. 3) Чем активнее участие в работе группы, тем больше будет пользы от занятий. 4) Запрет на использование мобильного телефона во время занятия.
«ЗНАКОМТВО»
«ХОРОШО - ПЛОХО»
ЧТО ТОЛКАЕТ ЛЮДЕЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ ? • Любопытство ; • Желание пережить «кайф»; • Доказательство взрослости; • Давление со стороны окружения (друзей, знакомых); • Все так делают; • Показаться круче; • Для удовольствия; • Боязнь сказать «Нет»; • Забыть свои проблемы; • Низкая самооценка; • Испытать острые ощущения; • Уговоры кого-либо; • Проверить силу воли; • Незнание о влиянии наркотиков на организм
«СВОЙ – ЧУЖОЙ»
«УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ!»
«КАК ОТВЕТИТЬ «НЕТ» Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра …» Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать . Сменить тему разговора . Избежать рискованной ситуации . Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п . Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион ». Быстро уйти. Сменить свое окружение.
«ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ»
ПОМНИТЕ! НУЖНО УМЕТЬ СКАЗАТЬ «НЕТ », ЕСЛИ ЭТО : УГРОЖАЕТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВАШИМ УБЕЖДЕНИЯМ ВЫЗЫВАЕТ ОСУЖДЕНИЕ ЛЮБЯЩИХ ВАС ЛЮДЕЙ