Групповое занятие с элементами тренинга "Умей сказать "НЕТ""

Якушина Елена Сергеевна

Цели:

  1. Создание условий для формирования у подростков негативного отношения к различного рода зависимостям
  2. Формирование стремления у  подростков к альтернативному поведению.   

 

Задачи:

1.  Формировать  у учащихся стойкое неприятие к наркотикам,

2.  Формировать  умение сказать “нет”,

3.  Формировать  у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения,

4.  Формировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_zanyatie_8_klass_2023_god.docx21.57 КБ
Файл umey_skazat_net.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое  занятие для обучающихся 8- х классов

«Умей сказать НЕТ»

“Самая большая победа – это победа над собой,

а самое постыдное – это быть побеждённым

 своими страстями” (Демокрит)

Цели:

  1. Создание условий для формирования у подростков негативного отношения к различного рода зависимостям
  2. Формирование стремления у  подростков к альтернативному поведению.  

Задачи:

1.  Формировать  у учащихся стойкое неприятие к наркотикам,

2.  Формировать  умение сказать “нет”,

3.  Формировать  у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения,

4.  Формировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! На экране мы видим высказывание, как вы его понимаете? (рассуждения детей)

Сегодня мы с вами будем обсуждать, думать, размышлять над вопросом, проблемой, которая волнует нас взрослых и вас подростков. Это тема как быть здоровым, как сохранить здоровье, как противостоять соблазнам жизни, которых очень много.

Но для того, чтобы продолжить занятие, нам необходимо принять правила работы в группе.

1) «В эфире одна радиостанция». Во время обсуждения говорит один, остальные слушают.

2) Слушаем друг друга внимательно, общаемся друг с другом вежливо.

3) Чем активнее участие в работе группы, тем больше будет пользы от занятий.

Также в качестве правила можно ввести запрет на использование мобильного телефона во время занятия.

  1. Упражнение «Знакомство»

Вам необходимо написать свои имена на бейдже и назвать то, чем вы больше всего гордитесь. Это может быть качество вашей личности или поступок. (Дети оформляют бейджи с помощью цветных карандашей и фломастеров)    

  1.   Упражнение «Хорошо-плохо»

А сейчас мы попытаемся выяснить, хорошо ли быть подростком, а может плохо. Чередуясь, первый  человек говорит аргумент «за», следующий аргумент «против».

Да, действительно, подростком быть нелегко, много ограничений, запретов. Чаще всего подростки подвержены различным рискам и соблазнам, а за необдуманными поступками наступают тяжелые последствия.

«Мозговой штурм»

Ребята, я предлагаю вам подумать и назвать причины, толкающие людей к употреблению наркотиков. (Все ответы записываются ведущим на ватмане).

Варианты ответов:

•        Любопытство;

•        Желание пережить «кайф»;

•        Доказательство взрослости;

•        Давление со стороны окружения (друзей, знакомых);

•        Все так делают;

•        Показаться круче;

•        Для удовольствия;

•        Боязнь сказать «Нет»;

•        Забыть свои проблемы;

•        Низкая самооценка;

•        Испытать острые ощущения;

•        Уговоры кого-либо;

•        Проверить силу воли;

•        Незнание о влиянии наркотиков на организм;

 3. Упражнение «Охмурение»

Участникам не говорится о том, что это игра. Все делается на очень серьезном уровне. «Я бы хотела вам признаться, вы мне очень понравились  и я бы хотела вам сделать подарок. Слышал ли кто-нибудь о том, что тибетские ламы используют специальные символы, чтобы приобрести какой-нибудь навык за короткий срок? Я знаю эти три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят вам:

  1.         Получать только  хорошие оценки, при этом даже не делая уроки
  2.  В скором времени у вас появится много карманных денег
  3.  Обретете популярность

Но я  могу сделать этот подарок только 6 участникам группы (таков ритуал). 6 человек, кто выйдут сейчас за дверь, — счастливчики!»

Ведущий   говорит, что пригласит их через минуту. После того, как дверь закрылась, оставшимся сообщается, что сейчас будет продемонстрировано, как легко современного молодого человека завербовать в наркоманы. Ведущий    просит оставшихся членов группы подыграть ему, и показать, что они завидуют тем, кто через минуту получит символ.

Пятерка приглашается в аудиторию. Они выстраиваются в линию по порядку, например: «англичане», за ними — «гитаристы», в конце — «грамотеи».

Ведущий говорит, что символ, который он сейчас нарисует у них на руке, позволит им за неделю, ничего не делая, получить соответствующий символу навык. Но его нельзя стирать, мыть, он сойдет самостоятельно (отвалится вместе с грязью). Затем по одному подростки подходят к тренеру: первым рисуется — 5+, вторым — рубль, третьим — лайк. При этом просите их никому пока не показывать этот символ. И отправляете их на свои места.

Некоторые уже по дороге на место начинают догадываться о том, что над ними подшутили. «Ребята, скажите, пожалуйста, где вы видели на белом свете, чтобы без старания, без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? Что же сейчас произошло? Вы, не задумываясь над нереальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделал вам укол! Вы только подумайте, ведь предложение могло быть не про навык, а про то, что сделай пару затяжек, и ты получишь хорошее настроение, забудешь о проблемах, станешь веселым и раскованным — вы что же, так же, не задумываясь, «протянете руку»? Подумайте над этим. В жизни ничего не бывает «на халяву». За все, так или иначе, но приходится платить. В некотором смысле, как бы вы на меня сейчас ни обижались, но вы получили «прививку» против наркомании. Когда вам предложат наркотик и скажут, что никаких отрицательных последствий не будет, вы вспомните нашу сегодняшнюю игру и, возможно, задумаетесь — а так ли это?»

5. Игра «Свой-чужой»

«Мы продолжаем,  и сейчас от вас потребуется артистизм, уверенность, смелость, умение прислушиваться к мнению команды, умению убедить  и отказать. Я вас заинтересовала? Сейчас я раздам карточки, на которых будет написана   роль каждого из вас.  Те кто будут  «хозяином»,  садятся вместе, у остальных роли «свои» и «чужие».  Говорить о том,  какова ваша роль ,  никому нельзя. Задача игроков -  проникнуть в дом любыми способами, «хозяева» должны принять решение: принять просящего о приюте,  или нет. Если они принимают игрока,  и тот  оказывается «своим»,  он становится «хозяином», если же  он оказался  «чужой»,то он вправе забрать любого «хозяина».

Обсуждение

6. Работа в микрогруппе. Умей  сказать «нет»

Упражнение «Вовремя ответить «НЕТ»

        Ведущий: А теперь представьте, что вы попали в ситуацию, когда вам предлагают попробовать наркотики. Как ответить «Нет»? Ведь порой в силу различных причин (не показаться «маминькиным сынком», не потерять уважение окружающих, не быть «белой» вороной) это очень трудно сделать. Предлагаю разбиться на группы и найти варианты отказа от предложения употребить наркотик. (Каждая группа по окончании зачитывают свои предложения, а ведущий записывает их на доске как свод будущих правил).

Как ответить «НЕТ»:

  • Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра…»
  • Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать.
  • Сменить тему разговора.
  • Избежать рискованной ситуации.
  • Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п.
  • Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион».
  • Быстро уйти. Сменить свое окружение.

Упражнение: «Цель в жизни»

        Ведущий: сегодня мы поговорили о различных соблазнах, которые на окружают в жизни. Поддавшись им, кардинально могут поменяться жизненные планы человека, лишить его возможности достичь того, к чему он стремился. Я приглашаю одного из вас принять участие в упражнении, с помощью которого мы в этом наглядно убедимся. Возьмите в руки швабру и представьте, что сама швабра – это человеческая жизни, ручка швабры – жизненный путь, а перекладина – жизненные цели.

Необходимо удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив ее ручкой на ладони так, чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удерживать равновесие швабры, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой.        (Участник выполняет задание - во втором случае швабра будет менее устойчивая, ее труднее держать в равновесии).

        Ведущий: В каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой? (Помощник отвечает). Вывод: если наши помыслы устремлены вверх к цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми (хорошее образование, семья, престижная работа, верные друзья), что поможет достичь заветной цели. Но если мы живем только сегодняшним днем: забыли о своей цели, руководствуемся сиюминутными желаниями (закурить, выпить, принять наркотик, то есть попробовать в жизни ВСЕ), а не разумом – тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять все, что тебе дорого, сбиться с пути.

Мы вам желаем, чтобы у каждого из вас были цели, к которым вы придете!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»!!!»

Слайд 2

“Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побеждённым своими страстями” ( Демокрит )

Слайд 3

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: «В эфире одна радиостанция». Во время обсуждения говорит один, остальные слушают. 2) Слушаем друг друга внимательно, общаемся друг с другом вежливо. 3) Чем активнее участие в работе группы, тем больше будет пользы от занятий. 4) Запрет на использование мобильного телефона во время занятия.

Слайд 4

«ЗНАКОМТВО»

Слайд 5

«ХОРОШО - ПЛОХО»

Слайд 6

ЧТО ТОЛКАЕТ ЛЮДЕЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ ? • Любопытство ; • Желание пережить «кайф»; • Доказательство взрослости; • Давление со стороны окружения (друзей, знакомых); • Все так делают; • Показаться круче; • Для удовольствия; • Боязнь сказать «Нет»; • Забыть свои проблемы; • Низкая самооценка; • Испытать острые ощущения; • Уговоры кого-либо; • Проверить силу воли; • Незнание о влиянии наркотиков на организм

Слайд 7

«СВОЙ – ЧУЖОЙ»

Слайд 8

«УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ!»

Слайд 9

«КАК ОТВЕТИТЬ «НЕТ» Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра …» Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать . Сменить тему разговора . Избежать рискованной ситуации . Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п . Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион ». Быстро уйти. Сменить свое окружение.

Слайд 10

«ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ»

Слайд 11

ПОМНИТЕ! НУЖНО УМЕТЬ СКАЗАТЬ «НЕТ », ЕСЛИ ЭТО : УГРОЖАЕТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВАШИМ УБЕЖДЕНИЯМ ВЫЗЫВАЕТ ОСУЖДЕНИЕ ЛЮБЯЩИХ ВАС ЛЮДЕЙ