Выступление на весенней межмуниципальной педагогической сессии: Тема «Буллинг: причины, выявление, приемы эффективного реагирования, профилактика», «Психолого-педагогическое сопровождение вовлечения родителей учащихся группы риска в образование своих дет
Выступление на весенней межмуниципальной педагогической сессии: Тема «Буллинг: причины, выявление, приемы эффективного реагирования, профилактика», «Психолого-педагогическое сопровождение вовлечения родителей учащихся группы риска в образование своих детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_bulling_23.03_dovbishchuk.docx | 28.53 КБ |
vystuplenie_24.03_dovbishchuk.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на весенней межмуниципальной педагогической сессии
Тема «Буллинг: причины, выявление, приемы эффективного реагирования, профилактика.
Довбищук Н.В.
Почти в каждом образовательном учреждении периодически происходят ситуации, связанные с тем, что обучающиеся конфликтуют, проявляют агрессию друг на друга. В отличие от эпизодических инцидентов, буллинг (травля) – это хронический конфликт, при котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. У настоящего буллинга есть три основных маркера, которые не позволят ошибиться и которые важно уметь распознать: намеренность, повторяемость, неравенство сил.
Почему нужно заниматься буллингом?
- Негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв
- Меняется климат класса, школы в целом
- Негативно влияет на тех, кто является наблюдателями
- Жертвы буллинга могут совершить суицид
Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие категории:
- категория – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
- категория – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.
Активные формы унижения в свою очередь включают физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений, действия сексуального характера др.) и психологический буллинг (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание).
Факторы способствующие буллингу в детском коллективе
- Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников. Они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
- Равнодушие как установка педагогов
На кого и как влияет буллинг?
В ситуацию травли включены не только жертвы и буллеры (преследователи), но и другие обучающиеся наблюдатели.
Существуют негативные последствия для всех участников буллинга.
Жертва буллинга переживает стресс, который может выплеснуться в формы крайней агрессии к обидчикам и участникам, вплоть до суицидального поведения.
Для организаторов травли – это деструктивный опыт, который формирует проблемы самореализации личности в выстраивании отношений.
Наблюдатели имеют травмирующий опыт в силу того, что переживают внутриличностный конфликт, связанный с происходящим аморальным событием, в котором для себя не видят выхода. Кроме того, они испытывают страх оказаться на месте жертвы, поэтому подыгрывают агрессору, вытесняя чувство стыда и унижение.
Ситуация травли формирует стресс у всех детей, которые вынуждены находиться в постоянном эмоциональном напряжении.
Способы выявления буллинга
Одним из самых распространенных методов остается наблюдение за обучающимся и классным коллективом. Педагоги имеют возможность наблюдать особенности общения и взаимоотношений, обучающихся на уроках, на переменах, во внеурочной деятельности.
У детей, которые являются жертвами травли, могут проявляться следующие особенности поведения и психоэмоциональных состояний:
- отстраненность от взрослых и других обучающихся;
- негативизм при обсуждении темы взаимоотношений со сверстниками;
- агрессивность к взрослым и детям;
- напряженность и страх при появлении ровесников;
- грусть, печаль и неустойчивое настроение в школе;
- необоснованная обидчивость и раздражительность.
Важно отметить, что только сочетание нескольких признаков, а также особенностей отношения группы к ребенку позволяет диагностировать ситуацию травли.
Конечно, максимальная информация может быть также получена в результате искренней беседы.
Следующим способов выявления ситуации буллинга является диагностика. Профилактика буллинга возможна только при наличии эффективных диагностических инструментов, позволяющих оценить вероятность его возникновения в конкретном коллективе
Перечень часто используемых методик на практике:
Методики, направленные на изучение взаимоотношений в коллективах:
- Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баева).
- Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин).
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по Ф.Фидлеру).
- «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
- Метод социометрии.
Методики, изучающие явление буллинга:
• Методика Д. Олвуеса «Буллинг»;
• Методика «Круги» Н.Е.Щурковой;
• Опросник риска буллинга А. Бочавер.
Можно также применять экспресс-опросники с небольшим количеством открытых вопросов. Например, опросник «Обстановка в классе», опросник «Идеальный одноклассник»
Системная профилактика буллинга
Эффективность профилактики буллинга общеобразовательной организации будет зависеть от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер.
На общешкольном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося;
- оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе;
- повышение компетентности педагогических работников в вопросах профилактики буллинга и сплочения классных коллективов (семинары, тренинговые занятия);
- поддержание высокой просоциальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт).
На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:
диагностика межличностных отношений в классах, с целью выявления случаев буллинга;
реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов (снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы»: уважать друг друга и относится к другим как к равным, принимать ценность каждого члена коллектива, уметь позитивно общаться; разрешать и урегулировать конфликтные ситуации).
В начальной школе можно обучать навыкам «активной дружбы» во время активной игры, на переменах, после уроков, то в средней школе чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.
На семейном уровне реализуются следующие направления профилактики:
просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга.
Работа с ситуацией буллинга
В работе педагога-психолога по профилактике буллинга важное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом.
Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном организации, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию.
Например, в своей работе успешно использую кинотерапию в рамках классных часов (просмотр фильма на тему травли и затем обсуждение его с детьми). При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»).
Игры, бродилки направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.
Предварительный просмотр:
Выступление на весенней межмуниципальной педагогической сессии
Тема «Психолого-педагогическое сопровождение вовлечения родителей учащихся группы риска в образование своих детей»
Довбищук Н.В.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы.
Поэтому наша общая цель по отношению к родителям состоит в создании социально-психологических условий для привлечения родителей к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения. В первую очередь, это необходимо при решении возникающих проблем.
Трудности в обучении можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР).
С этой целью на этапе диагностики мы выявляем основные причины:
- мотивационная незрелость (отсутствует всякое желание заниматься, вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета);
- нарушения интеллекта (неспособность освоить программу);
- логопедические нарушения;
- личностные особенности (частично, постоянные отвлечения на уроках, частые нарушения дисциплины);
- Межличностные отношения учитель-ученик;
- Недостаточное внимание со стороны родителей.
На следующих этапах работы составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи, и индивидуальное консультирование родителей является традиционной и наиболее эффективной формой психологической работы школьного психолога в данном направлении.
Сотрудничество по поводу проблемы ребенка открывает огромные возможности для решения проблем.
Когда родитель приходит на консультацию он информируется о результатах проведенной работы по выявлению трудностей. В процессе беседы родителям даются рекомендации, которые подробно обсуждаются, приводятся примеры их применения и формы осуществления. Так же использую письменные рекомендации, для повышения ответственности родителя по отношению к ребенку.
При правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации и тесный контакт с семьей наиболее реальный путь для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.