«Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога»
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.
Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Моя деятельность связана с преодолением эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога»
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.
Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Моя деятельность связана с преодолением эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.
Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья воспитанников. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;
- создание благоприятного психологического климата в школе и семье;
- применение здоровьесберегающих технологий в работе.
С целью коррекции эмоциональных состояний, развития познавательных процессов использую психологические коррекционно-развивающие программы: «Программа тренингов по профилактике асоциального поведения для подростков с основами правовых знаний», «Управление гневом» (профилактика и снятие агрессии), «Полюбить себя» (формирование адекватной самооценки), «Программа профилактики суицидального поведения» и др..
Развивающая и психокоррекционная работа с воспитанниками направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для воспитанников школы-интерната проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают меня активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии.
Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Игротерапия, коммуникативные игры;самомассаж и точечный массаж;Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы. Технология воздействия цветом(цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы)
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…Процесс музыкального самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях кружка "Музыкальная капель" и творческих занятиях для желающих воспитанников и подростков "группы риска".
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:
Ритуалы приветствия и прощания;
Дыхательные гимнастики;
Упражнения на развитие психофизической регуляции;
Упражнения на развитие двигательной координации;
Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
Релаксация.
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия.
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:
Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития подростков», «Чтобы не опоздать: особенности суицидального поведения детей», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, памятки с рекомендациями по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
- Обучение агрессивных воспитанников способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в моей деятельности.