«Особенности коррекционной работы со слепым ребенком»

Довбищук Наталья Васильевна

Особенности развития слепого ребенка:

  • Снижение полноты, точности и скорости отображения информации (много времени необходимо потратить на знакомство с объектом);
  • Снижение познавательной активности (слепой ребенок не испытывает той потребности в познании мира как зрячий ребенок);
  • Заторможенность познавательных процессов (ребенку необходимо больше времени на изучения той или иной темы);
  • Снижение устойчивости и скорости переключения внимания (ребенку сложно переключится с одного объекта на другой);
  • Недоразвитие речи (возникают сложности в оформлении высказываний, нарушение связи слова с реальным предметом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

«Особенности коррекционной работы со слепым ребенком»

В нашей образовательной организации обучается уже третий год ребенок с тотальной слепотой.

Особенности развития слепого ребенка:

  • Снижение полноты, точности и скорости отображения информации (много времени необходимо потратить на знакомство с объектом);
  • Снижение познавательной активности (слепой ребенок не испытывает той потребности в познании мира как зрячий ребенок);
  • Заторможенность познавательных процессов (ребенку необходимо больше времени на изучения той или иной темы);
  • Снижение устойчивости и скорости переключения внимания (ребенку сложно переключится с одного объекта на другой);
  • Недоразвитие речи (возникают сложности в оформлении высказываний, нарушение связи слова с реальным предметом)

Особенности обучающегося:

Мальчик спокойный, уравновешенный, общительный, любит петь, интеллект у ребенка сохранен. Быстро учит стихи, т.к у мальчика хорошая память.

В ходе обучения мы сталкиваемся с большим количеством трудностей. Так как отношение ребенка к занятиям каждый раз зависит от настроения чаще всего на занятиях он активный, но бывают периоды пассивности (родители сразу нас предупреждают, что ребенок сегодня «не в духе») и тогда мы перестраиваем ход работы и виды деятельности, и ребенок становится слушателем, любит слушать сказки, рассказы. В такие периоды ребенок быстро устает, следовательно, снижается концентрация внимания.

Конечно работа со слепым ребенком процесс сложный, потому что основывается преимущественно на слухе, осязании.

Направления коррекционной работы:

  • Развитие познавательной активности
  • Развитие мелкой моторики (это тактильное обследование предмета под руководством)
  • Накопление чувственного опыта (на каждом занятии используем наглядный материал)
  • Формирование предметных представлений и понятий (рассматривает предметы используя разные характеристики)
  • Развитие речи и мышления (учим сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать, высказываться)
  • Развитие ориентировки в пространстве (учим ориентироваться в помещении, на предметах)
  • Развитие коммуникативных навыков (учим общаться, слушать и слышать собеседника).

Работа в этом направлении требует огромного количества времени, многократных подкреплений и повторений.

В своей работе со слепым ребенком применяем наглядный метод это, прежде всего знакомство с окружающими предметами с помощью осязания; практический метод- предусматривает практическую работу, многократное выполнение учащимся различных упражнений  и словесный метод обучения (рассказ, беседа), работа с озвученными материалами (говорящая книга), аудиозаписи (сказки, песни).

На каждом занятии предлагаем объекты для самостоятельного обследования и сравнения.

При изучении и обследовании предмета ребенок придерживается определенного алгоритма:

1. Обследование предмета проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая). Левая рука фиксирует предмет, правая обследует весь предмет, выделяя его части. Используем метод «Рука на руке» (считаю это лучший метод изучения предмета)

2. При изучении предмета в первую очередь выделяем форму, величину предмета и обязательно описываем структуру поверхности.

3. Повторное ощупывание при котором фиксируется целостный пространственный образ. Комментируем движения, задаю вопросы, что это за предмет? Прошу рассказать о его назначении.

В своей работе используем следующие средства наглядности: слуховые, тактильные и вкусовые. Вся работа ведется с опорой на сохранённые объекты. В качестве пособий используются реальные объекты так и различные модели, игрушки, выполняющие также роль модели.

Обучаем его сортировать, подбирать предметы по сходным и отличительным признакам (маленький-большой, мягкий-твердый). Для овладения разными предметными действиями используем следующие упражнения: разбрасывание игрушек и их поиск, нанизывание, завинчивание, накручивание, разборка и сборка, укладывание в коробки.

Большое внимание уделяем мелкой моторике, используются игры для развития мелкой моторики, это и шнуровки разного размера, игры по сюжету с липучкой, мозаика, различные сортеры (например, бусина и пуговица, формируют восприятие круга и шара).

При проведении бесед демонстрируются как натуральные объекты, так и их изображения в виде моделей и рельефов. Уделяется внимание формированию навыков самообслуживания, наливание воды в стакан, владение ложкой), так и на специальных занятиях. Уделяем внимание слушанию голосов птиц, животных, звуков транспорта….

Также развиваем функциональные возможности обоняние, органа вкуса.

Работы  много – результаты пока невелики.