Как реагировать на агрессию ребенка
Предварительный просмотр:
Как реагировать на агрессию ребёнка
Мы довольно часто используем в речи слова: нервные, невроз. В отношении детей дошкольного возраста эти выражения означают слабость регуляции эмоциональных состояний – гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Медицина считает невроз заболеванием, психология – социальным явлением. Причин тому множество: перенасыщение событиями и эмоциональными перегрузками, ритм жизни, ранний отрыв ребёнка от матери, семейные проблемы.…А поскольку изменить свою жизнь ребёнок не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса – расстройством сна, энурез, зуд и т. д.
Лучший способ реагирования на агрессивное поведение – это сохранение спокойствия. Если у ребёнка плохое настроение и он вымещает его на окружающих, то резкие окрики, угрозы, а тем более физическая расправа никак его не улучшат. Стрессы действительно способствуют накоплению отрицательных эмоций, а разрядка может принять форму агрессивных действий. Не только дети, но и взрослые в состоянии раздражения хлопают дверями, со злостью кидают свои вещи. Хуже при этом если пострадают люди. Поэтому нужно объяснить ребёнку, какие формы поведения приемлемы, а какие нет. Самим также следует придерживаться заведённых правил, иначе дошкольник воспримет поучения, как ещё одну форму диктата над ним, ещё одно подтверждение противостояния между большими и маленькими.
Агрессивные тенденции дошкольников можно также решать через игры-соревнования, где ненависть к сопернику проходит, как только закончится матч или эстафета, или дети объединятся в общую команду.
Отвечая на вопрос, что делать когда ребёнок бьёт себя, следует сказать: во-первых, не провоцируйте его, во-вторых, не усугубляйте его душевных страданий. Терпимость и сдержанность с вашей стороны скорее помогут малышу успокоиться, чем крики, вопросы, вид вашего испуга и растерянности. Если ребёнок ищет физической близости, обнимите и приласкайте его, но если противится ей, то лучше не усиливать его агрессию своей навязчивостью.
Можно попробовать отвлечь малыша, но опять же ненасильственными мерами, не путём оттаскивания его, прижатия его рук к телу, затыкания рта. Не будем забывать, что ограничение действий в такой ситуации может породить рефлекс свободы, то есть желание продолжать свои мазохистские действия вопреки требованиям и стараниям взрослых. Психически нормальный ребёнок никогда не укусит себя до крови и сознательно не набьёт себе шишку, а вот уворачиваясь от ваших рук вполне способен нанести себе серьёзную травму. Попробуйте инсценировать свой уход, сказать: «Всё, я больше не могу на это смотреть!», и отвернуться или на минуту выйти в другую комнату. Иногда это помогает лучше всякой валерьянки.
Когда ребёнок успокоится, желательно какое-то время побыть с ним вместе, просто посидеть и помолчать, позволить ему взобраться к вам на колени или почитать любимую книжку. Дайте ребёнку почувствовать, что вы понимаете его душевное состояние и не осуждаете за то, что он сделал. Ваша поддержка очень нужна ребёнку, она будет способствовать скорейшему изживанию аутоагрессивных тенденций, не позволит развиться мазохистским установкам.
Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребёнку возможность выплеснуть её. Но не на вас, а на другие объекты. Можно предложить ребёнку разорвать на мелкие кусочки газету; поколотить огромную подушку; лёжа на спине, одновременно бить по ковру и руками и ногами, крича при этом «нет, нет, нет…»; нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребёнок успокоится, обсудите с ним различные альтернативы выполнения вашего требования и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания, и вы примите решение вместе. Зная о реальных последствиях истерик, о наказании, которое заранее оговорено, в будущем ребёнок сам будет удерживаться от истеричных реакций.