Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста

Елена Александровна Лобанова

В работе рассмотрены возрастные психологические понятия , Особенности функционирования памяти младшего школьного возраста. Также рассмотрены особенности и свойства темпераиента. Представлены теоретические и ориентированные подходы к организации к учебной деятельности младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Возрастные психологические понятия, характеризующие младший школьный возраст…………………………………………………………………4

2. Особенности функционирования памяти младшего школьного возраста…6

3. Выявить и описать особенности свойства темперамента:

        3.1. по Айзенк Г.Ю………………………………………………………..16

        3.2. по Русланову  (характеристика темперамента)…………………….21

4. Давыдов В.В.  и его теоретические и ориентированные подходы к организации к учебной деятельности младшего школьного возраста……….27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

Ведение

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

1. Возрастные психологические понятия, характеризующие младший школьный возраст.

1. Онтогенез -  (англ. ontogenesis ) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза ). О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного.

Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

2. Социальная ситуация развития младшего школьного возраста – Главная особенность социальной ситуации развития в том, что с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учебной.

Прежняя социальная ситуация развития в отношениях «ребенок – взрослый» распадается на отношения «ребенок – близкий взрослый» (родитель) и «ребенок – социальный взрослый» (учитель). Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Обязательность требований и правил диктуется их общественным характером.

Отношения со сверстниками также преобразуются в 2 системы отношений:

Игровые и дружеские отношения.

Отношения со сверстниками как партнерами по учебной деятельности.

При этом все отношения ребенка с миром, семьей, одноклассниками и вне школы опосредуются новой социальной позицией – позицией школьника.

3.Ведущая деятельность -  учебная. Учебная деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда, отдыха, игры. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Его знания приобретают все более масштабный характер.

4. Психологические новообразования личности - (англ. neo-formation, innovation ) – одна из важнейших характеристик диалектической концепции психического развития, развиваемой Л. С. Выготским  и его последователями. Особенно эвристичным оказалось понятие центрального психологического Н., которое уже традиционно используется для психологической характеристики возрастных периодов: к таким Н. относятся те качественные изменения в психике, личности  и деятельности , которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношение ребенка к самому себе и к соц. окружению и тем самым ведут к изменению существующей социальной ситуации развития . Достичь консенсуса в определении конкретных возрастных центральных психологических Н. пока не удается. (Б. М.)

5. Учебная деятельность - (англ. learning activity ).

1.  В широком употреблении У. д. – довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. научения, учения , обучения. Как основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность  в младшем школьном возрасте ) У. д. – особая форма активности личности, направленная на усвоение  (присвоение) соц. опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий .

2.  В теоретической концепции развивающего обучения (системы Эльконина – Давыдова)  У. д. – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте , внутри которой появляются основные психические новообразования  этого возраста. Более конкретно У. д. – один из видов деятельности  школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов  (полилогов) и групповых дискуссий  теоретических знаний  и связанных с ними умений и навыков  в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического  мышления , основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ , планирование и рефлексия .

6. Научение - процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков

7. Учение - это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, имеющая целью усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

8. Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков.

9. Мотивы учебной деятельности -(англ. incentive ) – 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность  или поступок, смысл  которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности  субъекта; 2) психический образ данного предмета.

Мотивы учебной деятельности - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

В деятельности различают мотивы и цели. Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Цели, как правило, ясны и педагогу и ученику. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику.

10. Мышление. Мышление младшего школьника – это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира.

11. Внимание - младшего школьника - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

12. Восприятие. Восприятие младшего школьника - способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.

Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

13. Ощущение. Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).

14. Память в младшем дошкольном возрасте. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует - развитию их мышления.

15. Воображение младшего школьного возраста - школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

16.Темперамент.  В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента. В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

17. Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

18.Способности. Уже в младшем школьном возрасте возможно выявление учащихся, наиболее способных к той или иной области знаний, в условиях школьного обучения - к тем или иным учебным предметам.

Способные дети значительно успешнее усваивают преподаваемый им материал, продуктивность их мышления выше за счет сформированности у них обобщений теоретического типа, т.е. возможности сразу проникнуть в суть предмета или явления, видеть общее в единичном. Это может иметь избирательный характер - проявляться в работе только с одним учебным материалом (например, русский язык, математика, литература и т.д.).

19. Ригидность - Ригидность – это невозможность и неспособность человека меняться, гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации. Такая специфическая черта личности становится проблемой для людей, когда им приходится быть вне зоны своего комфорта.

20.Стресс  состояние психического напряжения, возникающее у человека в 

процессе деятельности внаиболее сложных, трудных условиях, как в 

повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. вовремя космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований

Симптомы болезненных переживаний выражаются в агрессивном поведении, раздражительности, замкнутости в детском саду, нервных (навязчивых) движениях, заикании. В некоторых случаях отмечается желание ребенка быть маленьким, то есть он просит соску, требует качать его на ручках, в коляске.

21. Фрустрацида - В психологии кратко фрустрация – это психическое состояние, возникающее при блокаде целенаправленной деятельности. «Frustratio», в переводе с латыни, — «неудача», «тщетное ожидание», «обман», «расстройство замысла».

22. Рефлексия мыслительной деятельности - Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

23. АффектА - очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.).

24. Возрастной кризис - поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В. П. Петрунек, Л. Н. Таран).

25. Потребности. В основе развивающихся потребностей младшего школьника лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.                               Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Вот почему учитель, так же как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке.           Однако особо значима для дальнейшего развития личности младшего школьника, как и дошкольника, потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность. Потребность во внешних впечатлениях, таким образом, в начале обучения остается основной движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения.

2. Особенности функционирования памяти младшего школьного возраста.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей 3-4 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим функциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.

С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это сделать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Из 12 предъявленных картинок ребенок в возрасте 4 лет узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Из психологии известно, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребенка.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике, является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

3. Выявить и описать особенности свойства темперамента:

3.1. По Айзенк Г.Ю. 

Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерения личности:

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (стабильность/нестабильность). Высокие показатели по нейротизму выражаются в нервозности, неустойчивости, слабой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Низкие показатели по нейротизму выражаются в сохранении организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства.

экстра/интроверсия.

Таблица 1 – Черты интроверсии и экстраверсии

https://studfiles.net/html/2706/978/html_VWdtKtbXh5.t_8D/img-Ts1q9f.png

психотизм — показатель склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоцентричности. Люди с высокой степенью выраженности психотизма эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности.

Результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем нейротизма — стали четыре категории людей, описанные Айзенком.

Таблица 2 – Проявление интроверсии и экстраверсии в темпераментах

https://studfiles.net/html/2706/978/html_VWdtKtbXh5.t_8D/img-nY1FWj.png

Если полученную таблицу наложить на типологию И.П.Павлова, то мы получим уже известный квадрант темпераментов.

https://studfiles.net/html/2706/978/html_VWdtKtbXh5.t_8D/img-afbI8h.png

Рисунок 1 – Типы темперамента по Г. Айзенку

Г.Айзенк давал характеристики "чистых" типов темперамента (то есть в крайних угловых положениях квадранта). А мы уже поняли, что такие типы встречаются крайне редко. Соответственно делайте поправку, когда получаете результаты теста. Причем чем ближе один тип темперамента к другому, тем больше характеристик перекликается. Например, если вы получили результат: нейротизм 13, экстраверсия 17 — то вы Холерик сангвинический. Тогда у вас наблюдаются характеристики и холерика и сангвиника, но не так ярко выражено, как у чистых Холериков, Сангвиников. В разных условиях, в разных ситуациях вы можете проявлять и те и другие характеристики. Я подчеркиваю это, потому как иногда респондент не принимает результат — "это не про меня". Помните, что в литературе зачастую приводятся характеристики "чистых" типов темпераментов.

Интересные результаты

В обзоре исследований (Wilson, 1978), основанных на предсказаниях по результатам тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляющее количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает. Некоторые другие эмпирически установленные различия между экстравертами и интровертами приведены ниже.

Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (например, торговля, социальные службы).

Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; зато экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем интроверты.

В колледже интроверты достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Также студенты, оставляющие колледж по психиатрическим причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты, которые уходят по академическим причинам, чаще оказываются экстравертами.

Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — во второй половине дня.

https://studfiles.net/html/2706/978/html_VWdtKtbXh5.t_8D/img-dTv4TV.png

Рисунок 2 – Типы темперамента (общая схема)

3.2. По Русланову  (характеристика темперамента)

Советский психофизиолог В.М. Русалов предложил современную трактовку свойств темперамента. Русалов выделил четыре свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость (активность) и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Рассмотрим свойства темперамента в сфере предметной деятельности.

Под эргичностью Русалов понимал уровень нужды в освоении предметного мира (человек завоёвывает предметы).

Пластичность проявляется в степени лёгкости или трудности переключения с одного предмета на другой (привычка к предмету).

Индивидуальный темп или скорость — это быстрота двигательных актов в предметной деятельности (один студент решает задачу за 30 минут, другой за 10).

Эмоциональная чувствительность — чувствительность к неудачам в работе с предметами.

Рассмотрим свойства темперамента в сфере общения.

Эргичность — это уровень потребностей в социальных контактах, стремление к лидерству.

Пластичность — степень лёгкости или трудности переключения от одного человека на другого.

Социальный темп — скоростные характеристики речедвигательной активности в процессе общения с другими людьми.

Социальная эмоциональность — это чувствительность в коммуникативной среде.

Таким образом, это можно представить следующим способом:

холерик —

· энергичный

· пластичный

· быстрый

· эмоциональный

тип нервной системы — слабый (слабая н.с.)

скорость реакций — быстрая

устойчивость психики — устойчивая.

Меланхолик —

· неэнергичный

· непластичный

· медленный

· эмоциональный

тип нервной системы — слабый (слабая н.с.)

скорость реакций — медленная

устойчивость психики — неустойчивая.

Сангвиник —

· энергичный

· пластичный

· быстрый

· менее эмоциональный

тип нервной системы — сильный (сильная н.с.)

скорость реакций — быстрая

устойчивость психики — устойчивая.

Флегматик —

· неэнергичный

· непластичный

· медленный

· неэмоциональный

тип нервной системы — сильный (сильная н.с.)

скорость реакций — медленная устойчивость психики — устойчивая.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Связь темперамента и деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности.

Как известно, среди выдающихся людей в каждой области творчества - в науке, технике, искусстве, в самых различных видах труда - можно встретить представителей разных типов темперамента. Так вот, для творческой личности характерна индивидуализация приемов работы, когда сознательно, а отчасти и непроизвольно применяются именно такой режим и такие индивидуальные способы выполнения деятельности, которые соответствуют индивидуальному темпераменту.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Темперамент в целом может влиять на характер и индивидуальный стиль деятельности человека. Это необходимо учитывать при выборе профессии и организации своего рабочего пространства.

Например, если сангвиник выберет профессию, связанную с монотонным трудом, требующим усидчивости, постоянной сконцентрированности внимания на чем-то одном, терпения, то он, скорее всего, не заслужит похвалы начальства. Такими неуспешными выборами для сангвиника могут стать профессии делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора. Но если работа требует энергичности и общения с людьми – сангвинику не будет равных, особенно если он разовьет свои природные способности. Это позволит, например, успешно координировать действия других людей и внушать им оптимизм. Поэтому сангвиники бывают хорошими руководителями, коммерческими агентами, продавцами, инженерами, водителями, врачами и медсестрами, педагогами и психологами, журналистами, закройщиками, фотографами, социальными работниками, администраторами и т.п.

Холерики часто бывают успешными в тех профессиях, которые требуют способности к повышенной концентрации внимания и энергичности, а также особого запаса прочности нервной системы, возможности переносить повышенные нагрузки без потери работоспособности и быстро восстанавливать свои силы. На работе холерику желательно выплескивать свою кипучую энергию в мирное русло, тем более, что целеустремленность – одна из характеристик этого типа темперамента. Холерик может стать хорошим хирургом, летчиком, диспетчером, тренером, менеджером, предпринимателем, строителем, электриком, поваром, следователем, водителем, геологом, телерепортером, режиссером и т.п.Но заставлять себя выполнять монотонную и однообразную работу, требующую тщательности и усидчивости, ежедневно и по нескольку часов в день – со стороны холерика жестоко по отношению к самому себе. Хроническая усталость может накопиться не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику не стоит в качестве профессии выбирать цветоводство, библиотекарское дело или бухучет. В этом холерики и сангвиники во многом похожи.

Флегматики не выносят суеты и постоянно меняющихся условий, это может привести к сбою в работе, а иногда и к депрессии. Зато они способны длительное время заниматься делом, требующим сконцентрированности внимания, усидчивости и скурпулезности. Это терпеливые люди, способные до мелочей продумать какое-либо решение и до идеала довести какое-либо дело. Если их не торопить. Флегматики становятся хорошими экономистами, бухгалтерами, операторами ЭВМ и программистами, зубными техниками, поварами, делопроизводителями, портными, слесарями, механиками, часовщиками, библиографами, переводчиками и т.п. Но артистом дирижером, телерепортером, коммерсантом и продавцом флегматику становится не стоит.

Меланхолик вряд ли будет успешен в профессиях, требующих повышенной сосредоточенности, риска и энергичности. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, водителя, монтажника, диспетчера скорее приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья. Но в силу таких особенностей, как чувствительность и отзывчивость, эмоциональность и умение сопереживать меланхолик ярко раскрывается в профессиях актера, художника, писателя, цветовода. Он имеет все шансы стать успешным делопроизводителем, оператором ЭВМ, биологом, библиотекарем, дизайнером.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсирующий характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

4. Давыдов В.В.  и его теоретические и ориентированные подходы к организации к учебной деятельности младшего школьного возраста.

Учебная деятельность школьников, по утверждению В. В. Давыдова, должна строиться в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве главного недостатка традиционного начального обучения В. В. Давыдов отмечает ориентацию его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления. Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный путь психического развития детей.

Традиционная система обучения, основанная на эмпирическом подходе к формированию понятий и знаний, не позволяет в полной мере решать задачи развития. В. В. Давыдов говорит о том, что наглядный образ мало помогает ознакомлению ребенка с существенными свойствами предмета. По мнению В. В. Давыдова, при эмпирическом мышлении отражаются только внешние связи, оно затрудняет проникновение в сущность явлений.

Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. "Теоретическое мышление – это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений"[1].

Рассматривая учебную деятельность, В. В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые предлагает использовать при определении содержания образования:

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

Развивая идею Д. Б. Эльконина о том, что ведущая роль в развитии теоретического мышления отводится содержанию образования, производными от которого являются формы организации и методы обучения, В. В. Давыдов выдвигает следующие принципы развивающего обучения:

1. Содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы являются научные понятия, которые создают общий принцип решения задач.

2. Усвоение научных понятий имеет такую динамику: анализ условий их формирования, уяснение общего принципа, применение его к частным конкретным случаям.

3. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение деятельности.

4. Школьники усваивают научные понятия в процессе учебной деятельности. Их мыслительные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.

Так же как и в предыдущем случае, все представленные принципы были реализованы последователями В. В. Давыдова в программах обучения и методиках преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Исследования, направленные на сопоставление результативности данной модели обучения с традиционным подходом, показали ряд ее преимуществ, приведших к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.

Заключение

Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.

Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый из них представляет собой индивидуальность - неповторимую личность.

Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.

Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка - хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка - его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. - можно подобрать к нему индивидуальный подход.

Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.

Список литературы

1. Белоусова А.К. [и др.] Общая психология : 100 экзаменационных ответов – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 278с.

2. Давыдов В.В. Д12 Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.— М.:Педагогика,1986.—240 с.

3. Колесникова Г.И. Методология психолого-психических исследований: учебное пособие / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 318 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.

5. Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов //Вопросы психологии. 1985. - №1. - С. 19-32.

6. Столяренко Л.Д. Возрастная психология : учебник / Л.Д.Столяренко, Д.В. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 442, [1] с.