Дневник индивидуального сопровождения учащегося с ОВЗ
Дневник индивидуального сопровождения учащегося с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дневник индивидуального сопровождения учащегося с ОВЗ | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК
индивидуального сопровождения
ученика _________________ класса
_______________________________
(образовательное учреждение)
_______________________________
(р-н)
____________________________
(фамилия, имя)
1. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
Заполняется социальным педагогом или классным руководителем на основе документов и достоверных данных, полученных из опроса учащегося и его родственников, проверки жилищных и социально-бытовых условий, информации с предыдущего места учебы или нахождения, милиции и т.д.
- Ф.И.О. учащегося _______________________________________________________________
- Дата и место рождения ___________________________________________________________
- Дата поступления в учреждение ___________________________________________________
- Возраст при поступлении в учреждение _____________________________________________
- Пребывание в детских учреждениях ____________________________________________
(наименования учреждений (ясли,сад,интернат и т.д.)
6. Адрес по регистрации_____________________________________________________________
(индекс, адрес, телефон, дата регистрации (постоянно, временно - с ….по….)
по месту фактического проживания___________________________________________________
Изменения_____________________________________________________________
(дата, причина, новый адрес)
7. Удаленность от места учебы_______________________________________________
( указывается среднее время пути в школу, транспорт, пересадки)
Изменения______________________________________________________________
дата, причина
8. Состав семьи__________________________________________________________
(перечисляются живущие совместно с ребенком члены семьи)
__________________________________________________________________________________
Изменения_________________________________________________________________________
(дата, причина)
9. Сведения о взрослых, участвующих в воспитании и содержании ребенка:
статус,Ф.И.О, возраст, образование, место работы, учебы, должность, (адрес и телефон, если проживает отдельно)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Изменения_________________________________________________________________________
(дата, ф.и.о., причина)
примечание: в "статусе" указывается положение взрослого относительно ребенка: мать, отец, брат, сестра, родственник, опекун, сосед, социальный работник и др.
10. Особые отметки_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(данные о полноте семьи, причины отсутствия одного или обоих родителей, другие данные характеризующие социальный статус семьи и семейные отношения, об инвалидности, хронических заболеваниях.)
Инвалидность ребенка (ф.и.о. № удостоверения) _______________________________________
Инвалидность члена семьи: (ф.и.о. № удостоверения) _____________________________
Потеря кормильца: (ф.и.о. № удостоверения)____________________________________
Опекун: (ф.и.о. № удостоверения) ____________________________________________
Многодетная семья: (ф.и.о. № удостоверения)__________________________________________________
(перечисление детей с указанием даты рождения, дата выдачи удостоверения,дата прекращения действия)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
11. Жилищные условия______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ (отдельная квартира или комната в коммуналке, кол-во комнат, сколько человек проживает, имеет ли ребенок свою комнату (если нет, то с кем в ней живет), мебель, санитарное состояние, уют)
Изменения_________________________________________________________________________________
(дата, причина)
12..Материальная обеспеченность семьи:_______________________________________________
__________________________________________________________________________________
ОЦЕНКА: ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (СО СЛОВ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЛИЦ ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ УКАЗЫВАЕТСЯ ДОХОД КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ).
Изменения_________________________________________________________________________________
(дата, причина)
13. Содержание ребенка_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
( достаточное (сыт, одет чисто и по погоде, обут, имеет свою постель и белье, личные средства гигиены, книги, игры, игрушки), недостаточное (неухожен, голодает, безнадзорен, плохо одет, плохо обут и т. п.).
Изменения_________________________________________________________________________________
(дата, причина)
14.Заключение об отнесении к группе риска по социальным или другим показаниям
семьи_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(состоит на учете в школе, в милиции (отнесение к группе риска делается по согласованию с администрацией и означает необходимость повышенного внимания к семье данного ученик.).
отметка о снятии с учета ____________________________________________________________
(дата)
ребенка________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(состоит на учете в школе, в милиции, дата и причина постановки на учет (девиантное и деликвентное поведение) противоправном поведении, алкоголизме, наркомании, проституции и т.п.)
отметка о снятии с учета ____________________________________________________________
(дата)
Примечание: девиантное, т.е. отклоняющееся от принятой нормы ( хулиганство, грубость, агрессивность, бродяжничество и т.п.). деликвентное , т.е. противоправное поведение (был под следствием , воровал, повреждал имущество, употреблял наркотики и т.д.)
2. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ.
Заполняется медицинским работником или классным руководителем на основе протокола и заключения ПМПК, мед.карты, другой медицинской документации. В раздел вносятся только те данные о нарушениях, симптоматике, особенностях психического и физического здоровья ребенка, которые непосредственно влияют на успешность обучения и воспитания.
- Заключение ПМПК_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Опорно-двигательный аппарат________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(нарушения: осанки, движений и координации, мелкой моторики, травмы, ведущая рука, ДЦП)
- Зрение ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(пишется "норма" или указываются нарушения, степень их выраженности, дается комментарий).
- Слух _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
(пишется “норма” или указывается нарушение, степень выраженности, дается комментарий).
- Общее состояние ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
(пишется "норма" или отмечается наличие хронических соматических заболеваний,подверженность ОРВИ)
6 Физическое развитие ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(“ норма" или отмечается избыточный-пониженный вес, отклонения от возрастной нормы в росте и т.п.)
7.Неврология:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
("норма" или указываются нарушения, степень их выраженности( эпилепсия- форма и частота приступов)
8. Логопед:___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
(пишется “норма” или диагностируются нарушения речевого развития)
9. Психиатрический диагноз:____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(“норма" или диагноз, синдром с описанием влияния на поведение и обучение (напр.: истероидность -стремление к привлечению внимания к себе).
Примечание: краткие комментарии об использовании этой информации в педагогической практике, а, при необходимости, и более развернутая информация записывается специалистом в разделе №5 "Рекомендации”
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯМетодические рекомендации по заполнению смотри в конце раздела.
УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ. ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ. | ||||||
Мышление:
| ||||||
Внимание:
| ||||||
Эмоции: - яркость____________________________________ - инертность________________________________
| ||||||
Память: а) произвольная:_________________________ - краткосрочная_____________________________ - долгосрочная______________________________ б) непроизвольная_______________________
| ||||||
Восприятие _____________________________________ зрительное: - величины___________________________ - цвета_______________________________ - формы______________________________ слуховое________________________________________ пространства: ___________________________________ времени________________________________________ целостность____________________________________ обобщение _____________________________________ | ||||||
Представление: - объем__________________________ - адекватность____________________ | ||||||
Самооценка: (выраженная)______________________ Уровень притязаний (самооценка относительная) _____________________________________________ | ||||||
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД. | ||||||
Обращенная речь_______________________________ Активный словарь_____________________________ Пассивный словарь_____________________________ Произношение__________________________________ Фонематический слух___________________________ | ||||||
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ | ||||||
Ведущая мотивация: - интерес___________________ - потребность________________ - похвала____________________ - поощрение_________________ - наказание__________________ | ||||||
Ведущая деятельность: игра: - сенсорно – манипулятивная_______________ - предметная_____________________________ - сюжетная_______________________________ - ролевая_________________________________ - по правилам_____________________________ учение _________________________________________ труд ___________________________________________ | ||||||
Моторика: - координация________________________ - мелкая моторика____________________ | ||||||
Предпочтения (коммуникативная потребность): а) дети: - ровесники_______________________ - моложе__________________________ - старше__________________________ б) взрослые: - родители__________________________ - учителя___________________________ - посторонние_______________________ | ||||||
Адаптивные навыки_____________________________ Роль учащегося: - знание_________________________ - освоение_______________________ - принятие______________________ Навыки самообслуживания: - питание_____________ - одевание____________ -обувание____________ прочие _______________________________________ Общение: а) с взрослыми: - умения________________________ - адекватность_____________________ - активность ______________________ б) со сверстниками: - умения____________________ - адекватность_________________ - активность___________________ | ||||||
Прогноз развития:______________________________ - объем ЗАР_____________________________________ - темп развития_________________________________ |
Методические рекомендации к разделу 3.
Психолого-педагогическая информация, представленная таблицей, является отражением функциональных особенностей психики, поведения учащегося, проявившихся в процессе педагогической практики.
Таблица заполняется полностью при первичном обследовании ребенка (подготовительная группа д/с, прием в 1класс, перевод из другой школы) классным руководителем и специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. При необходимости отдельные параметры могут уточняться тестированием.
Оценка состояния по параметрам обозначается условно в цвете: хорошая – зеленый цвет (далее – З.), удовлетворительная – синий цвет (далее – С.), недостаточная - красный цвет (далее - КР.).
После заполнения “Индивидуальной карты” у отдельных учащихся выявляются ярко выраженные нарушения или недоразвитие тех или иных функций ( красный цвет). На этих учеников по выявленным параметрам планируются конкретные рекомендации по их компенсации и коррекции в разделе №5. Далее отслеживается динамика и результативность работы при обязательных повторных обследованиях, не реже 2 раз в год. На остальных детей в классе повторное обследование не обязательно
В зависимости от потребностей и специфики учреждения количество и название фиксируемых параметров в разделе №3 может быть сокращено, дополнено или изменено.
Учитель - дефектолог. Педагог - психолог.
Заполняется совместно или одним из них (в зависимости от наличия специалиста в учреждении).
1. Мышление.
1) операции с единичным признаком (подбор другого носителя того же признака, выбор объекта из группы по данному признаку, сравнение с другим объектом и т.д.), самостоятельно(З.), по образцу(С.), не владеет(КР.).
2)-операции с несколькими признаками – вместо единичного дается комбинация признаков. Оценка – см. п.1.
3)-группирование по одному признаку,
- группирование по нескольким признакам – ребенок создает группы из разнородных объектов на основе реально присущих этим объектам признаков. Например: одинакового цвета, функциональная группа,, группа «часть – целое» и т.д.. Оценка – см. п. 1.
4)-классификация по единому основанию" – создание обобщения с выделением объединяющего понятия (основания), сохранением единства основания при создании класса однородных объектов. С необходимостью подразумевает владение дедукцией и индукцией. Относится к словесно-логической форме мышления, в отличие от наглядно-образной. Оценка – см. п.1.
2. Внимание.
"произвольное", т.е. по собственной воле, сознательно. Оценка: хорошая (З.), удовлетворительная(С.), недостаточная(КР.);
"концентрация". Оценка: легко и быстро обращает внимание на указываемый объект (З.), с дополнительной помощью (С.),внимание ребенка привлечь сложно(КР.),
"устойчивость" определяется временем удержания объекта в поле внимания. Оценка: свыше нескольких минут хорошая (З.), дольше одной минуты средняя (С.), менее минуты (КР.);
“переключение” - способность переводить внимание с одного объекта на другой. Оценка: практически мгновенно (З.), средняя (С.), ребенок “залипает” на объекте, отвлечь его крайне сложно(КР.).
3.Эмоции:
яркость- интенсивность выражения эмоции. Оценка: высокая (З.), средняя (С.), низкая(КР.);
инертность - "застревание" на эмоции, невозможность быстро переключиться. Оценка: низкая (З.), средняя (С.), высокая (КР.);
адекватность - т. е. соответствие принятым социальным нормам, смыслу ситуации. Оценка: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.);
"мимические навыки" - навыки выражения эмоции. Оценка: развитые (З.), достаточные (С.), неразвитые (КР.).
4. Память:
«кратковременная" - воспроизведение следов непосредственно после считывания: хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя от 2 до 7 ед. (С.), плохая менее 2 ед. (КР.);
"долговременная" - отсроченное воспроизведение (после переключения внимания): хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя - от 2 до 7 ед. (С.), плохая - менее 2 ед.(КР.).
5.Восприятие:
отражение в сознании человека предметов и явлений в целом, как синтез их отдельных свойств, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оценка: хорошая - осуществляется самостоятельно (З.), удовлетворительная - помощь взрослого ограничена указанием или словесной инструкцией (С.), плохая - подражание и совместное действие (КР.);
- зрительное: цвет, форма, величина. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);
- слуховое: хорошее безошибочное (З.), удовлетворительное (иногда ослышки)(С.), плохое (частые ослышки, приходится неоднократно повторять инструкцию) –( КР);
- пространства (пространственная ориентировка) – восприятие формы, величины объекта, расстояния между ними, их взаимного расположения и направления. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);
- времени (длительности, скорости и последовательности явлений действительности: о настоящем, прошедшем и будущем). Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);
- целостность – воспроизведение по деталям целого, недостающие детали целого и т. п.. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);
- обобщение: умение обозначить воспринимаемый предмет словом – понятием. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С), недостаточное (КР.). .
6.Представление
процесс воссоздания ( воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств ( в отличие от активного словаря, которым ребенок самостоятельно пользуется , представления могут функционировать в пассивном состоянии быть не только в вербальной форме).
- объем – оценка дается относительно возрастной нормы: развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный (КР.);
- адекватность - соответствие представлений ребенка реальному миру и социальной практике. Оценка дается относительно возрастной нормы: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.).
7.Самооценка.
«выраженная» - наблюдаемая, проявляемая в поведении, вербально. Оценка: адекватная (З.), оптимальная (С.), завышенная или заниженная (КР.).
Уровень притязаний (самооценка относительная).
Уровень нормы (эталон), на соответствие которому претендует учащийся. Оценка: адекватная (З.), оптимальная (С.), завышенная или заниженная (КР.).
Учитель - логопед.
8. Речь:
оценка дается относительно возрастной нормы.
Обращенная речь: понимание – хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.);
Активный и пассивный словарь – развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный (КР.);
Произношение – хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.);
Фонематический слух – хороший (З.), достаточный (С.), плохой ( КР.).
Классный руководитель.
9. Ведущая мотивация:
интерес, потребность, поощрение, похвала, наказание. Оценка дается в зависимости от эффективности воздействия побуждения к деятельности: положительная (З.), удовлетворительная (С.), отрицательная (КР.).
10. Ведущая деятельность:
игра, учение, труд. Оценка дается по уровню предпочтения – высокий (З.), средний (С.), низкий (КР.), в сравнении с возрастной нормой
11. Моторика.
координация, т.е. соотнесение движений различных частей тела или способность к точному управлению телом – хорошая (З.), нормальная (С..), плохая (КР,);
мелкая или тонкая моторика, т.е. точное управление мелкими движениями, прежде всего пальцев – развита хорошо (КР.), удовлетворительно (С.), плохо (КР.).
12. Предпочтения: предпочтение указывает на содержание выбора ребенка. Оценка дается исходя из устойчивости выбора – высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.).
13.Адаптивные навыки, т.е. приспособленность к жизни в социуме .Определяется знанием , владением и принятием системы социальных отношений, позволяющим эффективно реализовывать личностные потребности. Сюда относятся: навыки самообслуживания, адекватность принятым нормам и правилам поведения, эмоциональная адекватность и т.д. и т.п. Оценка дается относительно возрастной нормы: хорошая (З.), достаточная (С.), недостаточная (КР.).
Роль учащегося: выражается комплексом предписаний к позиции, деятельности, поведению учащегося в ситуации школьного обучения
знание - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик знает и понимает предъявляемые к нему требования: полное (З.), достаточное (С.), недостаточное КР.)
освоение - в зависимости от того, насколько ребенок владеет навыками, составляющими "роль", оценка: хорошее (З.), достаточное (С.), недостаточное (КР.).
принятие - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик реально следует "роли" в ситуациях школьных взаимодействий. Например, учащийся может "соскальзывать" в роль друга", "ребенка", "борца за справедливость" и т.д. Принятие может быть полным (З.), неполным (С.), отсутствовать (КР.)
Навыки самообслуживания: оценка дается относительно возрастной нормы – хорошие (З.), удовлетворительные (С.), плохие (КР.).
в строке «прочие» записываются инд. особенности, требующие дополнительной работы с ребенком
Общение: "умения" ,т.е. комплекс позитивных навыков общения, оценка дается относительно возрастной нормы: развитые (З.), достаточные(С.), недостаточные (КР.)
адекватность" ,т.е. соответствие принятым социальным нормам , смыслу ситуации и целям общения; самой ситуации общения в целом (положительная, безразличная, негативная); стремление достигать в общении позиции "сверху" , превосходства, лидерства. Оценка может быть: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.).
активность" - инициативность, интенсивность общения: высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.)
14.Прогноз развития: дается прогноз развития ребенка, показывающий возможности его развития, скорость усвоения им программного материала:
Объем ЗАР (зона актуального развития). Оценка зоны актуального развития:
I уровень (З.) – полный объем программных требований
II уровень (С.) - снижение объема программных требований
III уровень (КР.) – индивидуальный уровень программных требований
Темп развития может быть: высокий (З.), средний (С.), низкий (КР.).
4. ЗАПИСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ.
Информация вносится классным руководителем или тем сотрудником учреждения, который наблюдал или участвовал в описываемой ситуации. Записываются только значимые с педагогической точки зрения сведения, наблюдения. Обязательно отмечаются пропуски занятий с указанием причин. Если это отдельный урок указать предмет и учителя. Запись педагогического наблюдения ведется в форме безоценочного описания.
Дата и время | Описание ситуации и /или поведения. Кем выдано (Ф.И.О.) | Предпринятые действия сотрудником школы (Ф.И.О.) | Наступившие последствия |
5. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Заполняется специалистом (логопедом, дефектологом, врачом, социальным педагогом, психологом, администратором) по результатам работы с ребенком или классным руководителем после беседы со специалистом, проведения педагогического консилиума, («Классного совета»). В содержании записи указывается повод к внесению записи, уточняется причина обращения и рекомендации по работе с ребенком.
Дата Ф.И.О. специалиста | Содержание рекомендации | Результаты применения |
- СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Данные вносятся классным руководителем или теми, кто осуществлял контакт с родителями, в форме безоценочного описания.
Дата | Кто и с кем проводил работу | Форма и содержание работы |
| Результаты. | |
7. ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Первая характеристика пишется на странице “Дневника”, все другие – вклеиваются. Вклеиваются так же копии характеристик выданных родителям по запросу из других учреждений: для оформления инвалидности, при госпитализации или переводе во взрослую поликлинику, в суд, милицию, военкомат, при поступлении в ПУ и т.п...
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________