Рабочая программа педагога-психолога на 2023-2026 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога в ОУ на 2023-2026 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа педагога-психолога в ОУ | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большехабыкская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании ППк и.о. директора
МКОУ Большехабыкская СОШ МКОУ Большехабыкская СОШ
протокол №_____ _________________ Е.А. Васютина
от «_____»_______20__г «____»___________________20__ г.
Рабочая программа
психологического сопровождения детей школьного возраста
на 2023 – 2026 учебный год.
Составитель:
педагог – психолог
Кононова Т.Ф.
с. Большой Хабык, 2023 г.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и в воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- разработка, подготовка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися с ОВЗ по рекомендациям ПМПК.
Организация деятельности: программа рассчитана на 3 учебных года.
Основные циклы сопровождения:
- адаптация в 1/5/10 классе;
- подростковый кризис;
- дети с ОВЗ;
- профориентация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностический блок включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (методика Семаго) – (по запросу педагогов или родителей).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – сентябрь-октябрь, методика Кумариной, «Дерево» или др.).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – сентябрь-октябрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – октябрь-ноябрь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов; детей, имеющих трудности в обучении, детей с ОВЗ; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу).
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Развивающий блок основан на развивающих индивидуальных программах.
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С учащимися, испытывающими трудности в обучении (дети с ОВЗ), в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики и др.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа (занятия с элементами тренинга), направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся беседы на классных часах, анкетирование по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
4. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года (по запросу педагогов или классных руководителей) проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия, беседы, анкетирование:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния и др.).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации (в рамках консультативного пункта школы и по графику педагога-психолога):
- Групповые консультации (родительские собрания) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с педагогами включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок и др.).
- Групповые консультации проводятся в течение года (на совещаниях, педагогических советах) с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с педагогами:
- включает в себя тематические выступления на педагогических советах; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- занятий с классными руководителями, учителями.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
- Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Составление представлений, рекомендаций.
- Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение семинаров.
- Анализ научной и практической литературы.
- Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
- оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, школьного ППк.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностический и развивающий блок.
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультативный блок.
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просветительский блок.
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методический блок.
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
Материально-технические условия:
- Наличие помещения, стола и стульев для занятий, кресло для консультаций.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: ноутбук, тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая и мн. др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
План работы педагога – психолога на год
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, профилактика суицидального поведения подростков;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- разработка, подготовка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися с ОВЗ по рекомендациям ПМПК.
Объект психолого-педагогического сопровождения: все участники образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса).
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
- Профилактика. Особенность профилактики в школьном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках большой учебной загруженности и непростых социальных условиях современного общества, в создании оптимальных условий для развития и самоопределения личности, в формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию (в течение года).
- Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника, личностных качеств учащихся, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения (на начало года - первичная, на конец года – итоговая).
- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (учащихся, родителей, учителей) – (в течение года).
- Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного и интеллектуального потенциала учащихся и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам (в течение года по графику/расписанию).
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию (в течение года).
Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОВЗ, консультирование, просветительская деятельность.