Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрительного анализатора посредством элементов игры в шахматы
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрительного анализатора посредством элементов игры в шахматы
Блезинг Т. В., воспитатель,
Плагова К. А., воспитатель
Воропаева О.В., педагог-психолог
МБДОУ № 189 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
В России по статистическим данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения, и с каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения, так как дети имеющие такие нарушения, имеют особые образовательные потребности. На современном этапе российское образование постоянно претерпевает модернизацию, на первый план выдвигаются проблемы изучения, оптимизации и развития потенциальных возможностей каждого ребёнка. Стоит отметить гуманистические взгляды педагогов и психологов на сущность специального образования. Возрастает роль и значение компенсации нарушений в развитии детей, обусловленных зрительным дефектом. Дети дошкольного возраста большинство информации получают через зрительный анализатор: они воспринимают и познают окружающий мир, наблюдают за различными процессами и явлениями в нём, учатся ориентироваться в окружающем пространстве. Тифлопедагогика на современном этапе располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержания и методы дифференцированного обучения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста, имеющих специфику развития, осуществляется всестороннее развитие, коррекция дефектов физического и психического характера, подготовка к обучению в школе. При глазных заболеваниях у детей нарушается целостность в строении зрительного анализатора, что в результате меняет восприятие и представления ребёнка, так как они приобретают специфические особенности. Ребенок с нарушением зрения имеет такие особенности восприятия, как небольшой круг интересов; слабый уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира. Это приводит к снижению качества и количества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, а также трудности в определении формы, цвета, величины и пространственного расположения предметов, ориентировка и движение в пространстве, и многое другое.
Работа с детьми, имеющими нарушение зрения имеет определённую специфику. Нарушения зрения у дошкольников разнообразны. В своей педагогической деятельности мы работаем со слабовидящими детьми, имеющими такие формы нарушения как, косоглазие и амблиопия.
Одной из известных глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Косоглазие - заболевание с нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. В результате косоглазия понижается острота зрения, развивается амблиопия. Термин «косоглазие» объединяет разные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие. Амблиопия - это понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями. Дети с такими зрительными нарушениями характеризуются своеобразием развития и протекания психических и физических процессов. Зрительное восприятие при таком слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза, снижением остроты зрения, нарушением цветоразличения. Всё это, конечно же, осложняет формирование чувственно-практического опыта детей и является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Задачей современного российского общества является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В настоящее время в тифлопедагогике поднимаются вопросы преодоления последствий зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Особое внимание при этом уделяется использованию осязания через игровую деятельность, как при познании предметов окружающего мира, так и при оперировании ими (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева). Поэтому особое значение во включение в социум слабовидящих дошкольников принадлежит играм, как одному из ведущих видов деятельности, интересному, доступному, а также эффективному средству обучения детей.
Игровое действие любой дидактической и развивающей игры служит не только усилению активности ребенка, оно также является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности. В ряде таких игр особое место занимает игра в шахматы.
Ценность игры в шахматы в том, что с её помощью дети с нарушением зрения знакомятся со свойствами предметов (шахматных фигур и их заместителей) и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Через шахматную доску с шахматными фигурами дети развивают сенсорное восприятие, сохранные анализаторы и усиливают свои потенциальные познавательные возможности. Элементы игры в шахматы, при регулярном использовании в игровой деятельности, развивают у дошкольников память, логическое мышление, внимание, воображение и усидчивость, тренируют настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Игра в шахматы даёт детям с нарушениями зрения возможности полноценного самовыражения, самореализации, позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Одним из главных преимуществ обучения игре в шахматы – это интенсивное использование зрения самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают ходы и перестановки фигур. При отработке элементов шахматной игры дети непроизвольно упражняются в развития восприятия пространства и ориентировки на доске. А это способствует формированию у детей развития глазодвигательных функций, фиксации, глазомера.
Работая со слабовидящими детьми, мы строим обучение игре в шахматы максимально просто и доступно. При этом предусматриваем широкое использование занимательного материала, включая в игровые ситуации не только сами шахматные фигуры, но и вспомогательные предметы: цветные стеклянные камни, мелкие цветные игрушки разной фактуры (по размеру шахматного поля), семена, орехи и тому подобное.
Начиная работу с особыми детьми, мы учитывали психофизиологические особенности воспитанников и рассматривали обучение игре в шахматы как развивающий и коррекционный процесс. В нашем случае у детей с нарушением зрения отсутствует сознательная мотивация к обучению игре в шахматы, и поэтому принцип обучения игре был только один – должно быть интересно.
Целью наших шахматных заданий и упражнений стало не только обучение правилам игры в шахматы, но и работа по непрерывному слежению глазами за движениями предметов. Такие упражнения усиливают аккомодацию глаз, развивают направление взора вблизь и вниз, что важно при амблиопии и косоглазии.
Применяя элементы шахматной игры в коррекционной работе в группе детей компенсирующей направленности, мы сами разрабатывали задания и упражнения, порой в совместной деятельности с воспитанниками.
Создание комплекса игр, заданий, упражнений и других мероприятий, направленных на развитие восприятия пространства у дошкольников с косоглазием и амблиопией, и стало практической значимостью нашей педагогической деятельности. У нас появилась картотека игр и упражнений с подробным описанием условий проведения и задач; описание заданий для изучения особенностей пространственного восприятия у слабовидящих детей.
Например, серия дидактических игр «Дойди до домика» (перемещение с преградами и без), «Повтори комбинацию» (зеркальное повторение ходов), «Спрячь фигуру», «Найди одинаковых воинов» и т.д.
Проблема изучения особенностей восприятия пространства и предметов окружающей среды дошкольниками с косоглазием и амблиопией, конечно же, является недостаточно исследованной. Между тем, значимость данной проблемы определяется потребностями практики обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, нуждающейся в научном обосновании и разработке системы коррекционно – педагогической работы с детьми данной категории. Поэтому, продолжая работу в таком направлении, следует дальше изучать, систематизировать и обобщать исследования и труды в данной области. В перспективе нашей деятельности - создание диагностических карт, критериев уровней развития и коррекции нарушений зрения детей, а также методических рекомендаций по проведению такой диагностики.
Список литературы
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения //Психологический журнал. – Т.9. – 1988. - №2
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 с.
Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации./ [сост.Л. А .Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.
Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
Плаксина, Л.И., Григорян, Л.А. Содержание медикопедагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением
зрения./ Ин-т коррекц. педагогики РАО — М.: «ГороД», 1998.