Технология адаптации детей 3 - 5 лет к дошкольному учреждению

Нисимова Лия Юрьевна

Пояснительная записка

 

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Возрастает нагрузка на ребенка, он вынужден жить по правилам дошкольного учреждения, часто делать не то, что ему хочется, а то, что делает вся группа. Смена обстановки провоцирует:

- Эмоциональное потрясение. Как правило, в первые дни посещения детского сада негативные эмоции занимают лидирующую позицию. Зачастую ребенок много плачет: просто хнычет, либо у него отмечается приступообразный плач, плач «за компанию» с другими детьми. И еще хуже, если ребенок замыкается в себе, никак не выражая отрицательных эмоций.

- Затруднённые социальные контакты. Как правило, в первое время после начала посещения детского сада даже самые бойкие и общительные дети могут становиться весьма замкнутыми и нелюдимыми.

- Снижение естественной познавательной активности. Ребенок на некоторое время может перестать интересоваться окружающим миром, предпочитая занять наблюдательную позицию.

- Утрачивание детьми в первые дни пребывания в детском саду уже имеющихся у них навыков самообслуживания: умения пользоваться ложкой, самостоятельно одеваться и прочее.

- Нарушение нормальной двигательной активности у ребёнка. Некоторые дети по несколько часов замирают в одной и той же позе, другие, напротив, ни минуты не могут посидеть спокойно – всё зависит от темперамента каждого малыша.

- Нарушение сна. Как правило, первые недели ребенок может испытывать затруднение с засыпанием как днём, так и ночью. Кроме того, возможен беспокойный сон, появление кошмаров.

 

- Снижение аппетита. Очень многие дети в первые дни посещения садика очень плохо кушают. Этому есть два варианта объяснения: непривычная для малыша пища и стрессовая ситуация, которая сама по себе подавляет аппетит.

- Появление вредных привычек невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у детей эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

- Снижение иммунитета. Некоторые дети в адаптационный период начинают болеть чаще, чем обычно.

 

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1 — 16 дней), среднюю (16 — 32 дня), тяжелую (32 — 64 дня).

 

 

2

 

 

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1 — 2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников. незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но ребенок откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20 — 40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня ребенок плаксив, кричит, плачет при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. В течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако, при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Аппетит снижается, иногда ребенок полностью отказывается от еды. Возможны невротические реакции: рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Ребенок может кричать, плакать, вести себя агрессивно. А может находиться в подавленном состоянии, быть пассивным, избегать общения со сверстниками, отказываться от участия в деятельности. Тяжелая адаптация приводит к заболеваниям (больше трех раз продолжительностью свыше десяти дней), осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавки в весе. В речевом развитии наблюдается регресс, коррекционная работа не приносит результатов.

 

Адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к еще большим эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического и речевого развития. Поэтому в логопедической группе необходимо уделять внимание адаптации, снятию стресса, созданию спокойной обстановки.

 

 

 

3

 

Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и тесное взаимодействия всех специалистов. Но особенно такие дети нуждаются в своевременной комплексной к помощи педагога-психолога, воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Возникает острая необходимость в создании программы адаптации детей с ТНР с целью диагностики уровня адаптации, профилактики речевых и психосоматических нарушений в результате длительного приспособления детского организма к новым условиям и разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, обеспечивающей психологическую и физическую безопасность ребенка, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях.

 

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность.

 

Новизна данной программы основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства и единое календарно-тематическое планирование; взаимодействием детей разных возрастных групп; привлечением детей подготовительной группы к адаптации младших; использование роли клоуна; использование ритмопластики; использование адаптированной классической музыки.

 

Актуальность разработки программы обусловлена:

- необходимостью организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- различным уровнем развития детей, поступающих в ДОУ;

- возможностью сочетания работы по программе адаптации детей к дошкольному учреждению с развитием речи детей, формированием эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и высших психических функций;

- возможностью взаимодействия детей разных возрастных групп в разных видах организованной деятельности

 

Данная программа целесообразна, т. к. она будет способствовать не только адаптации детей к дошкольному учреждению, но и развитию речевых функций, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы.

Программа поможет ребенку легче адаптироваться в группе детей, усвоить групповые правила поведения, создаст безопасное пространство для общения, объединит всех детей для совместной деятельности, усвоить

 

 

4

 

групповые правила поведения, повлияет на гармонизацию межличностных отношений. Программа поможет создать условия для самовыражения, будет способствовать повышению уверенности в своих силах.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства, легче и быстрее справляются с волнением, более спокойны и рассудительны.

Развитие познавательных психических процессов, мелкой моторики, речевого дыхания способствует развитию речи, профилактике конфликтов и психологической комфортности ребенка.

 

Данная программа разработана на основа

Программы адаптации детей 2-4 лет к дошкольному учреждению» Роньжиной А.С.

Тренинговой программы адаптации детей к дошкольному учреждению «Давайте жить дружно!» Крюковой С.В., Слободяник Н.В.

 

Цель программы — адаптация детей младших и средних групп к дошкольному учреждению, комплексное психическое развитие детей 3 — 5 лет.

Основные задачи программы:

- помочь детям 3 —5 адаптироваться в группе детей;

- сформировать у детей 3 — 5 лет позитивное отношение к сверстникам; - развивать у детей 3 — 5 лет коммуникативные навыки;

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь усвоить групповые правила поведения, объединить детей для совместной деятельности;

- помочь детям почувствовать себя более защищенными, повысить самооценку, уверенность в собственных силах, развить самостоятельность;

- способствовать профилактике и коррекции отклонений в формировании личности детей;

 

- развивать у детей речь, формировать высшие психические функции — внимание, память, мышление, воображение;

- формировать у детей сенсорные эталоны, перцептивные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Диагностика процесса адаптации

 

Диагностика процесса адаптации включает в себя наблюдение за детьми. В диагностических бланках фиксируются поведенческие реакции и продолжительность адаптационного периода.

Выделяется 5 основных факторов поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеобеденный сон, аппетит, участие в ООД.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем пяти факторам можно получить от + 12 до — 12 балов.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, а и может быть сколь угодно долгой.

Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

 

 

 

imageАдаптация                     Сроки                             Поведенческие              Уровень адаптации реакции

 

 

 

 

Легкая

 

 

 

Средняя

 

 

 

Тяжелая

 

 

 

Дезадаптация


 

1 — 15 дней

 

 

 

16 — 32 дня

 

 

 

32 — 64 дня

 

 

 

более 64 дней


А-1 и П-1 +15 — +8       А-1 и П-2

 

 

А-1 и П-3 +7 — +1         А-2 и П-2

 

 

А-2 и П-4 -1 — -7           А-3 и П-3

 

 

А-3 и П-4 -8 — -15         А-4 и П-4


Легкая

 

 

 

Средняя

 

 

 

Тяжелая

 

 

 

Дезадап-тация

 

 

 

 

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Эмоциональное состояние ребенка

+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. + 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. + 1 Иногда задумчив, замкнут.

- 1 Легкая плаксивость, хныканье

- 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.

- 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние\

 

 

 

6

 

Социальные контакты ребенка

+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.

+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми. + 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

- 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру - 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

- 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

 

Сон ребенка

+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро + 2 Сон спокойный.

+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго. - 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

- 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне - 3 Отсутствие сна, плач.

 

 

 

 

 

Аппетит ребенка

+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием + 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения

+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный

- 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает - 2 Ест долго. неохотно

- 3 Отказ от еды

 

Познавательная активность ребенка

+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности +2 Проявляет интерес, любознательность, активность.

+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.

- 1 Пассивен, интереса не проявляет, даже если вовлечен. - 2 Отказ от участия в деятельности

- 3 Проявляет выраженный негативизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Лист адаптации

 

 

Имя ребенка_______________Дата рождения___________Дата поступления в д/с_________

 

image№        Параметры наблюдения                                               Дни наблюдения

1        2        3        4        5        8       16      32      64     128 1. Эмоциональное состояние

 

2. Социальные контакты 3. Сон

4. Аппетит

5. Познавательная активность

 

Эмоциональное состояние ребенка

+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. + 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. + 1 Иногда задумчив, замкнут.

- 1 Легкая плаксивость, хныканье

- 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.

- 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние

 

Социальные контакты ребенка

+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.

+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми. + 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

- 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру - 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

- 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

 

Сон ребенка

+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро + 2 Сон спокойный.

+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго. - 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

- 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне - 3 Отсутствие сна, плач.

 

Аппетит ребенка

+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием + 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения

+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный

- 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает - 2 Ест долго. неохотно

- 3 Отказ от еды

 

Познавательная активность ребенка

+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности +2 Проявляет интерес, любознательность, активность.

+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.

- 1 Пассивное, интереса не проявляет, даже если вовлечен. - 2 Отказ от участия в деятельности

- 3 Проявляет выраженный негативизм

 

 

Успешность адаптации:

 

 

 

 

 

8

 

Работа по программе проводятся в сентябре – октябре. Программа рассчитана на детей 3 – 5 лет и состоит из 10 встреч с детьми, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме игры продолжительностью 20 -30 минут. Встречи проводятся в разных игровых формах: путешествие, квест, развлечение, кукольный спектакль.

 

Каждая встреча состоит из трех частей.

1 часть . Игра - приветствие, транслирующая детям радость от совместной встречи и предстоящей совместной деятельности.

 

2 часть. Взаимодействие с детьми, в ходе которого дети знакомятся с детским садом, его сотрудниками, традициями, правилами поведения, учатся ориентироваться на участке и в помещении.

Для повышения мотивации и формирования осознанного отношения к деятельности детям обязательно задается вопрос: «Вы хотите?..»

В зависимости от задач используется:

- взаимодействие с детьми подготовительной группы, которые читают стихи, загадывают загадки, исполняют роли персонажей, ведущих в игре;

- исполнение взрослым роли Клоуна с целью создания положительного эмоционального настроя, предупреждения тревожности, снятия стресса;

- квест, повышающий интерес детей, их самооценку, уверенность в собственных силах, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

- праздник или развлечение, в ходе которых положительные эмоции благотворно влияют на организм детей, укрепляют иммунитет, позволяют снять тревожность, дистресс, укрепляют нервную систему;

- использование адаптированной для детей спокойной классической музыки, благотворно влияющей на организм ребенка;

- использование ритмопластики (сочетание веселой детской музыки и движений с целью снятия эмоционального напряжения, зажимов, улучшения настроения).

 

3 часть. Подведение итогов, настраивание детей на дальнейшие встречи, интересную совместную деятельность.

 

Ожидаемые результаты:

- будет создана благоприятная атмосфера для адаптации детей младших и средних групп, к дошкольному учреждению и для формирования у них физических, интеллектуальных и личностных качеств;

- сформируется социально — адаптивное поведение, повысится самооценка

- сформируются коммуникативные навыки детей, чувство принадлежности к группе, дети усвоят групповые правила поведения.

- сформируется эмоциональная сфера детей, у них разовьется способность к сопереживанию, эмпатии, умение выражать свои чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по адаптации детей 3 — 5 лет с тяжелыми нарушениями речи к дошкольному учреждению

 

image№ Название       Задачи                                Содержание                                   Оборудование

 

1. День знаний Участвуютд ети всех групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Клоун в гостях у ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Катится Колобок...


Формировать интерес            1.В гости к детям приходит детей к детскому саду,       Клоун. Игра «Приятно Познакомить с                      познакомиться» сотрудниками д/с,         2. Ритмопластика распорядком дня,                                            «Аутотренинг»

правилами поведения,             3. Ритмопластика «Утренняя традициями. Снять          гимнастика»

тревожность. Развивать 4. Ритмопластика «Буратино» социальный и        5. Ритмопластика «Зверобика» эмоциональный                     6. Игра «Буги-вуги» интеллект. Рассказать о 7. Игра «Дорожные знаки. том, к кому можно                                  8. Свободный танец «Бу-бу-бу обратиться за помощью. — я танцую, как могу» Формировать                       8. Игра «Шапочка». готовность к      9.Ритмопластика

совместной                           «Разноцветная игра» деятельности, развивать 11. Ритмопластика Барбарики» умение договариваться.

Адаптировать детей к          1. В гости к детям приходит посещению д/с,    Клоун. Игра «Меня зовут сформировать                                            Клоун Бим А тебя?» позитивное отношение      2. Игра «Я по группе иду!,,» к сверстникам, чувство           3. Путешествие по группе принадлежности к    - книжный уголок

группе, объединить для - уголок изо совместной        - спортивный уголок деятельности, помочь  - уголок природы усвоить правила  - игровая зона

поведения, установить в 4. Фотография на память. группе положительный Рисование детьми своих психоэмоцион. фон.               портретов на листе обоев.

(«Они будут улыбаться мне, и, главное — нашему садику».Чтобы, когда мы уйдем домой, детский сад не скучал без нас!»)

Познакомить с                      1.Создание положительного территорией д/с, эмоционального настроя. Игра прогулочным участком, «Я рада, что Илюша здесь...» помочь усвоить правила 2. Квест. Поиск 7 зверюшек, поведения, развивать             находящихся на территории умение свободно   детского сада. Рассматривание ориентироваться на               - аптекарского уголка территории детского     - метеостанции

сада. Развивать                    - тропы здоровья интерес к знаниям,       - лесной улицы стремление узнавать  - цветочного переулка


Несколько шапочек, комплект дорожных знаков, музыкальные записи: «Аутотренинг» «Утренняя гимнастика», «Буратино», «Зверобика», «Буги-вуги», «Бу-бу-бу», «Шапочка», «Разноцветная игра», «Барбарики».

Запись адаптированной для детей классической музыки, рулон обоев, краски, кисточки, скотч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие дождя и хорошее настроение.

 

 

 

10

 

новое, объединить для совместных игр, настроить на дальнейшее взаимодействие.


- ягодной поляны - огорода

image3. Знакомство со спортивной площадкой, подвижная игра «Зайцы и лиса»

4. Осмотр группового прогулочного участка (веранды, лесенки., горки, домика, машины и т. д.

5. Установка на дальнейшие встречи и интересные игры.

 

 

 

 

4. А что интерес-ного в зале?


Помочь адаптироваться к д/с, сформировать позитивное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе, объединить для совместной деятельности, помочь усвоить правила поведения, развивать стремление узнавать новое.


1.В гости к детям приходит          По кол-ву детей: Клоун. Создание    мячи, хопы, положительного                                                        бубенчики, эмоционального настроя. Игра султанчики,

«Я рада, что Илюша здесь...»         обручи; одеяла с 2. Знакомство и игры с      пуговицами; оборудованием зала                      запись (заканчивать игру до того, как           классической дети наиграются)                                    музыки,

- мячики                                          адаптиро-ванной - обручи      для детей.

- бубенчики - султанчики

- мячи для прыганья -массажный коврик с пуговицами

- Заключение «Что понравилось в зале? Мячики, обручи и т. д. будут ждать нас.»

 

 

 

5. Игры с песком


Помочь детям                      1. Знакомство со свойствами адаптироваться к           песка и воды

детскому саду,                       2. Отпечатывание ладошек вовлекать детей в жизнь 3. Поиск «секретов» группы, развить                                4. Строительство сказочного коммуникативные           песочного города.

навыки,                                5. Обсуждение постройки. эмоциональную и   6. Настрой на дальнейшее когнитивную сферы,                                  взаимодействие. повысить уверенность в

собственных силах, настроить на дальнейшее посещение детского сада.


Ведра, лейки, формочки, совочки, и т. д.; красивые камешки, палочки; веерные грабли, вода.

 

 

 

6. Кукольн. спектакль «Маша-расте-ряша»


Вовлекать детей в жизнь детского сада, формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.


1. Приветствие детей, коммуникативная игра «Ванечка, Ваня, мальчик хороший!»

2. Кукольный спектакль «Маша-растеряша»»

3. Коммуникативная игра «Я


Персонажи и оборудование для кукольного спектакля

 

 

11

 

imageпо саду иду»

 

 

7. Развл.

«В гости к Белочке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Развл. «День рождения Мишутки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Принесли мы вам подарки


Привлекать детей подготовительной группы к адаптации младших детей к детскому саду; формировать интерес детей к детскому саду. Развивать мышление, воображение.

 

 

 

 

 

 

 

Формировать доброжелательные отношения между детьми, желание действовать совместно. Развивать коммуникативные навыки. Развивать речь, сенсорные эталоны, мышление, воображение.

 

 

 

 

 

 

Снять эмоциональные зажимы, создать положительный эмоциональный настрой, повысить самооценку, уверенность детей в собственных силах. Формировать умение взаимодействовать с другими детьми.


1. К детям приходит Белочка, приглашает в лес

2. Ритмопластика «Автобус» 3. Игра «По ровненькой дорожке»

4. Чтение стихов об осени детьми подготовительной группы

5. Игра с листочками 6. Танец с веточками

7. Игра «Зайцы и лиса»

8. Игра «У медведя во бору» 9. Загадка про белочку, угощение для детей

10. Ритмопластика «Автобус»

1. Игра «Ваня, Ванечка, мальчик хороший»

2. Игра «Мишка, мишка, полно спать»

3. Ритмопластика «Я добрый мишка плюшевый»

4. Коммуникативный танец «Звонкие ладошки»

5. Игра «Овощной суп и компот»

6. Ритмопластика «Пяточка-носочек»

7. Ритмопластика «Давайте все хлопнем»

 

 

 

К детям приходят ребята из подготовительной группы. 1. Создание положительного

эмоционального настроя: игра «Ваня, Ванечка, мальчик хороший...»

2. Игра «Подарки

(юла, кукла, конь, самолет) 3. Игры с Мишкой

- Танец «Я добрый мишка плюшевый»

- Игра «Мишка, мишка, полно спать...»

4. Игра «Цветные автомобили» Загадка:

Разноцветные жуки Едут по дороге.

Вместо глаз горят огни. А колеса — ноги.


Листочкии веточки (по 2 на каждого реб), угощение для детей, костюмы лисы, медвеля и белочки для детей подг. гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушечный медвежонок, Фонограммы «Звонкие ладошки», «Пяточка-носочек», «Давайте все хлопнем», «Я добрый мишка плюшевый», угощение для детей (фрукты).

 

 

 

 

Самодельные мячики, игрушечный мишка, мячик, обручи-рули 4 цветов по кол-ву детей, 4 флажка этих же цветов. Музыкальные записи: «Я добрый мишка плюшевый», «Бибика», веселая музыка для танца.

 

 

12

 

image5. Игры с мячиком

- Игра «Девочки и мальчики...» - Игра «Ты катись. Веселый мячик...»

 

6. Подарки — мячики, сделанные ребятами подг. группы.

 

 

 

10 Мы по           Развивать                             1. Коммуникативная игра «Я городу     коммуникативные         по городу иду».

идем               навыки, желание                    Встречают

действовать совместно. ребят из подготовительной Помочь детям    группы.

почувствовать себя              2. Ритмопластика «Автобус» более защищенными,           3. Танец дорожных знаков повысить самооценку,            (Подг. гр.)

уверенность в                      4. Игра «Быстро встань в собственных силах,      колонну» (дети подг. гр. развить                          передвигаются по залу с самостоятельность;        цветными флажками в руках., Расширять знания детей малыши держат цветные рули. об общественном     По окончанию музыки транспорте, о дорожных старшие дети встают в любом знаках, о правилах                                            месте зала, малыши поведения на улице.    выстраиваются за ними в Развивать умение                  колонну).

согласовывать                     5. Игра «Светофор» движения с музыкой. 6. Ритмопластика «Автобус».


Обручи-рули 4 цветов по количеству детей, 4 флажка этих же цветов, набор дорожных знаков, красный, желтый, зеленый мячики в мешочке, Музыкальные записи: «Мы в автобусе сидим», «Бибика», «Дорожный знак».

 

 

 

 

 

Аналитическая справка

по адаптации детей 3 - 5 лет в МАДОУ д/с № 51 за 2018-2022 годы.

 

Цель: диагностика уровня адаптации вновь поступивших детей 3 - 5 лет в ДОУ в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 гг.

 

Для родителей была подготовлена наглядная информация:

imageimageimage«Правила адаптации для родителей»  

imageimage«Первый раз – в детский сад»   «Чего нельзя делать ни в коем случае»   

image«Что мешает ребенку адаптироваться в детскому саду»  

Проводились консультации на тему:

 

 

13

 

imageimage«Адаптация в детском саду»

 

Для педагогов были проведены консультации «Секреты успешной адаптации к условиям ДОУ»

Родители могли в любое время проконсультироваться с воспитателями, педагогом-психологом и администрации ДОУ

В течение всего адаптационного периода создавались благоприятные условия: - атмосфера тепла и доброжелательности в группе;

- «одомашнивание» групповой комнаты;

- развивающая предметно-пространственная среда; - индивидуальный подход;

- цикл занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование коммуникативных навыков, на дальнейшее посещение детского сада.

Методом диагностики являлось наблюдение за детьми. В диагностических бланках фиксировались                 поведенческие         реакции     (эмоциональное состояние, коммуникабельность,     послеобеденный     сон,     аппетит,     участие     в     ООД)    и продолжительность адаптационного периода.

 

imageДаты                  Количество       Степень адаптации

 

наблюдений       детей за детьми


 

Легкая               Средняя            Тяжелая

 

 

 

2018-2099 2019-2020 2020-2021


17                  12 (70%)             5 (30%)                    0 20                  14 (70%)             6 (30%)                    0

16               13 (75 %)          2 (17%)             1 (8%)

 

2021-2022                 12                   9 (80%)              3 (20%)                    0 2022-2023                 15                  14 (93%)              1 (7%)                     0

Результаты диагностики показывают, что адаптация        к условиям ДОУ, в основном, проходила легко. Родителям детей, которые адаптировались дольше других, были даны индивидуальные консультации.

Осенью 2020—2021 учебного года родителей на территорию детского сада не пускали, дети быстро прощались со взрослыми у калитки и шли играть. В этом году легко адаптировались 75%         детей. В 2020-2021 учебном году тяжело адаптировался    только    один    ребенок    Это    происходило    из-за     базовой тревожности. С ребенком проводились индивидуальные коррекционные занятия, после которых он стал нормально посещать детский сад.

Хорошо прошла адаптация в 2022-2023 учебном году. дети поступили в массовую группу, уровень их психического развития соответствует возрастной норме,                 они понимают обращенную речь, отвлекаются на интересную деятельность, с удовольствием взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

 

14

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: результаты адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом     сопровождении   вновь    поступивших     детей    3-5   лет:    о результативности     технологии     адаптации,         достаточной    компетентности педагогов и родителей в данном вопросе, о слаженной работе педагогического коллектива ДОУ, о благоприятном микроклимате в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapta_tehnologiya.docx242.29 КБ

Предварительный просмотр:

51-Зоренька-ПП-04

Городской округ Химки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 51

 , Московская обл. г.Химки, ул Бабакина 2

Технология адаптации детей 3 - 5 лет к дошкольному учреждению

Составила педагог-психолог МАДОУ д/с № 51 Нисимова Л.Ю

Пояснительная записка

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Возрастает нагрузка на ребенка, он вынужден жить по правилам дошкольного учреждения, часто делать не то, что ему хочется, а то, что делает вся группа. Смена обстановки провоцирует:

- Эмоциональное потрясение. Как правило, в первые дни посещения детского сада негативные эмоции занимают лидирующую позицию. Зачастую ребенок много плачет: просто хнычет, либо у него отмечается приступообразный плач, плач «за компанию» с другими детьми. И еще хуже, если ребенок замыкается в себе, никак не выражая отрицательных эмоций.

- Затруднённые социальные контакты. Как правило, в первое время после начала посещения детского сада даже самые бойкие и общительные дети могут становиться весьма замкнутыми и нелюдимыми.

- Снижение естественной познавательной активности. Ребенок на некоторое время может перестать интересоваться окружающим миром, предпочитая занять наблюдательную позицию.

- Утрачивание детьми в первые дни пребывания в детском саду уже имеющихся у них навыков самообслуживания: умения пользоваться ложкой, самостоятельно одеваться и прочее.

- Нарушение нормальной двигательной активности у ребёнка. Некоторые дети по несколько часов замирают в одной и той же позе, другие, напротив, ни минуты не могут посидеть спокойно – всё зависит от темперамента каждого малыша.

- Нарушение сна. Как правило, первые недели ребенок может испытывать затруднение с засыпанием как днём, так и ночью. Кроме того, возможен беспокойный сон, появление кошмаров.

- Снижение аппетита. Очень многие дети в первые дни посещения садика очень плохо кушают. Этому есть два варианта объяснения: непривычная для малыша пища и стрессовая ситуация, которая сама по себе подавляет аппетит.

- Появление вредных привычек невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у детей эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

- Снижение иммунитета. Некоторые дети в адаптационный период начинают болеть чаще, чем обычно.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1 — 16 дней), среднюю (16 — 32 дня), тяжелую (32 — 64 дня).

2

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1 — 2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников. незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но ребенок откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20 — 40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня ребенок плаксив, кричит, плачет при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. В течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако, при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Аппетит снижается, иногда ребенок полностью отказывается от еды. Возможны невротические реакции: рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Ребенок может кричать, плакать, вести себя агрессивно. А может находиться в подавленном состоянии, быть пассивным, избегать общения со сверстниками, отказываться от участия в деятельности. Тяжелая адаптация приводит к заболеваниям (больше трех раз продолжительностью свыше десяти дней), осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавки в весе. В речевом развитии наблюдается регресс, коррекционная работа не приносит результатов.

Адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к еще большим эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического и речевого развития. Поэтому в логопедической группе необходимо уделять внимание адаптации, снятию стресса, созданию спокойной обстановки.

3

Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и тесное взаимодействия всех специалистов. Но особенно такие дети нуждаются в своевременной комплексной к помощи педагога-психолога, воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Возникает острая необходимость в создании программы адаптации детей с ТНР с целью диагностики уровня адаптации, профилактики речевых и психосоматических нарушений в результате длительного приспособления детского организма к новым условиям и разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, обеспечивающей психологическую и физическую безопасность ребенка, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность.

Новизна данной программы основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства и единое календарно-тематическое планирование; взаимодействием детей разных возрастных групп; привлечением детей подготовительной группы к адаптации младших; использование роли клоуна; использование ритмопластики; использование адаптированной классической музыки.

Актуальность разработки программы обусловлена:

- необходимостью организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- различным уровнем развития детей, поступающих в ДОУ;

- возможностью сочетания работы по программе адаптации детей к дошкольному учреждению с развитием речи детей, формированием эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и высших психических функций;

- возможностью взаимодействия детей разных возрастных групп в разных видах организованной деятельности

Данная программа целесообразна, т. к. она будет способствовать не только адаптации детей к дошкольному учреждению, но и развитию речевых функций, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы.

Программа поможет ребенку легче адаптироваться в группе детей, усвоить групповые правила поведения, создаст безопасное пространство для общения, объединит всех детей для совместной деятельности, усвоить

4

групповые правила поведения, повлияет на гармонизацию межличностных отношений. Программа поможет создать условия для самовыражения, будет способствовать повышению уверенности в своих силах.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства, легче и быстрее справляются с волнением, более спокойны и рассудительны.

Развитие познавательных психических процессов, мелкой моторики, речевого дыхания способствует развитию речи, профилактике конфликтов и психологической комфортности ребенка.

Данная программа разработана на основа

Программы адаптации детей 2-4 лет к дошкольному учреждению» Роньжиной А.С.

Тренинговой программы адаптации детей к дошкольному учреждению «Давайте жить дружно!» Крюковой С.В., Слободяник Н.В.

Цель программы — адаптация детей младших и средних групп к дошкольному учреждению, комплексное психическое развитие детей 3 — 5 лет.

Основные задачи программы:

- помочь детям 3 —5 адаптироваться в группе детей;

- сформировать у детей 3 — 5 лет позитивное отношение к сверстникам; - развивать у детей 3 — 5 лет коммуникативные навыки;

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь усвоить групповые правила поведения, объединить детей для совместной деятельности;

- помочь детям почувствовать себя более защищенными, повысить самооценку, уверенность в собственных силах, развить самостоятельность;

- способствовать профилактике и коррекции отклонений в формировании личности детей;

- развивать у детей речь, формировать высшие психические функции — внимание, память, мышление, воображение;

- формировать у детей сенсорные эталоны, перцептивные действия.

5

Диагностика процесса адаптации

Диагностика процесса адаптации включает в себя наблюдение за детьми. В диагностических бланках фиксируются поведенческие реакции и продолжительность адаптационного периода.

Выделяется 5 основных факторов поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеобеденный сон, аппетит, участие в ООД.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем пяти факторам можно получить от + 12 до — 12 балов.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, а и может быть сколь угодно долгой.

Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Адаптация        Сроки        Поведенческие        Уровень адаптации реакции

Легкая

Средняя

Тяжелая

Дезадаптация


1 — 15 дней

16 — 32 дня

32 — 64 дня

более 64 дней


А-1 и П-1 +15 — +8        А-1 и П-2

А-1 и П-3 +7 — +1        А-2 и П-2

А-2 и П-4 -1 — -7        А-3 и П-3

А-3 и П-4 -8 — -15        А-4 и П-4


Легкая

Средняя

Тяжелая

Дезадап-тация

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Эмоциональное состояние ребенка

+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. + 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. + 1 Иногда задумчив, замкнут.

- 1 Легкая плаксивость, хныканье

- 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.

- 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние\

6

Социальные контакты ребенка

+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.

+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми. + 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

- 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру - 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

- 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

Сон ребенка

+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро + 2 Сон спокойный.

+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго. - 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

- 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне - 3 Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка

+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием + 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения

+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный

- 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает - 2 Ест долго. неохотно

- 3 Отказ от еды

Познавательная активность ребенка

+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности +2 Проявляет интерес, любознательность, активность.

+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.

- 1 Пассивен, интереса не проявляет, даже если вовлечен. - 2 Отказ от участия в деятельности

- 3 Проявляет выраженный негативизм

7

Лист адаптации

Имя ребенка_______________Дата рождения___________Дата поступления в д/с_________

№        Параметры наблюдения        Дни наблюдения

1        2        3        4        5        8        16        32        64        128 1. Эмоциональное состояние

2. Социальные контакты 3. Сон

4. Аппетит

5. Познавательная активность

Эмоциональное состояние ребенка

+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. + 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. + 1 Иногда задумчив, замкнут.

- 1 Легкая плаксивость, хныканье

- 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.

- 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние

Социальные контакты ребенка

+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.

+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми. + 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

- 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру - 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

- 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

Сон ребенка

+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро + 2 Сон спокойный.

+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго. - 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

- 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне - 3 Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка

+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием + 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения

+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный

- 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает - 2 Ест долго. неохотно

- 3 Отказ от еды

Познавательная активность ребенка

+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности +2 Проявляет интерес, любознательность, активность.

+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.

- 1 Пассивное, интереса не проявляет, даже если вовлечен. - 2 Отказ от участия в деятельности

- 3 Проявляет выраженный негативизм

Успешность адаптации:

8

Работа по программе проводятся в сентябре – октябре. Программа рассчитана на детей 3 – 5 лет и состоит из 10 встреч с детьми, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме игры продолжительностью 20 -30 минут. Встречи проводятся в разных игровых формах: путешествие, квест, развлечение, кукольный спектакль.

Каждая встреча состоит из трех частей.

1 часть . Игра - приветствие, транслирующая детям радость от совместной встречи и предстоящей совместной деятельности.

2 часть. Взаимодействие с детьми, в ходе которого дети знакомятся с детским садом, его сотрудниками, традициями, правилами поведения, учатся ориентироваться на участке и в помещении.

Для повышения мотивации и формирования осознанного отношения к деятельности детям обязательно задается вопрос: «Вы хотите?..»

В зависимости от задач используется:

- взаимодействие с детьми подготовительной группы, которые читают стихи, загадывают загадки, исполняют роли персонажей, ведущих в игре;

- исполнение взрослым роли Клоуна с целью создания положительного эмоционального настроя, предупреждения тревожности, снятия стресса;

- квест, повышающий интерес детей, их самооценку, уверенность в собственных силах, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

- праздник или развлечение, в ходе которых положительные эмоции благотворно влияют на организм детей, укрепляют иммунитет, позволяют снять тревожность, дистресс, укрепляют нервную систему;

- использование адаптированной для детей спокойной классической музыки, благотворно влияющей на организм ребенка;

- использование ритмопластики (сочетание веселой детской музыки и движений с целью снятия эмоционального напряжения, зажимов, улучшения настроения).

3 часть. Подведение итогов, настраивание детей на дальнейшие встречи, интересную совместную деятельность.

Ожидаемые результаты:

- будет создана благоприятная атмосфера для адаптации детей младших и средних групп, к дошкольному учреждению и для формирования у них физических, интеллектуальных и личностных качеств;

- сформируется социально — адаптивное поведение, повысится самооценка

- сформируются коммуникативные навыки детей, чувство принадлежности к группе, дети усвоят групповые правила поведения.

- сформируется эмоциональная сфера детей, у них разовьется способность к сопереживанию, эмпатии, умение выражать свои чувства.

9

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по адаптации детей 3 — 5 лет с тяжелыми нарушениями речи к дошкольному учреждению

№ Название        Задачи        Содержание        Оборудование

1. День знаний Участвуютд ети всех групп

2. Клоун в гостях у ребят

3. Катится Колобок...


Формировать интерес        1.В гости к детям приходит детей к детскому саду,        Клоун. Игра «Приятно Познакомить с        познакомиться» сотрудниками д/с,        2. Ритмопластика распорядком дня,        «Аутотренинг»

правилами поведения,        3. Ритмопластика «Утренняя традициями. Снять        гимнастика»

тревожность. Развивать 4. Ритмопластика «Буратино» социальный и        5. Ритмопластика «Зверобика» эмоциональный        6. Игра «Буги-вуги» интеллект. Рассказать о 7. Игра «Дорожные знаки. том, к кому можно        8. Свободный танец «Бу-бу-бу обратиться за помощью. — я танцую, как могу» Формировать        8. Игра «Шапочка». готовность к        9.Ритмопластика

совместной        «Разноцветная игра» деятельности, развивать 11. Ритмопластика Барбарики» умение договариваться.

Адаптировать детей к        1. В гости к детям приходит посещению д/с,        Клоун. Игра «Меня зовут сформировать        Клоун Бим А тебя?» позитивное отношение        2. Игра «Я по группе иду!,,» к сверстникам, чувство        3. Путешествие по группе принадлежности к        - книжный уголок

группе, объединить для - уголок изо совместной        - спортивный уголок деятельности, помочь        - уголок природы усвоить правила        - игровая зона

поведения, установить в 4. Фотография на память. группе положительный Рисование детьми своих психоэмоцион. фон.        портретов на листе обоев.

(«Они будут улыбаться мне, и, главное — нашему садику».Чтобы, когда мы уйдем домой, детский сад не скучал без нас!»)

Познакомить с        1.Создание положительного территорией д/с,        эмоционального настроя. Игра прогулочным участком, «Я рада, что Илюша здесь...» помочь усвоить правила 2. Квест. Поиск 7 зверюшек, поведения, развивать        находящихся на территории умение свободно        детского сада. Рассматривание ориентироваться на        - аптекарского уголка территории детского        - метеостанции

сада. Развивать        - тропы здоровья интерес к знаниям,        - лесной улицы стремление узнавать        - цветочного переулка


Несколько шапочек, комплект дорожных знаков, музыкальные записи: «Аутотренинг» «Утренняя гимнастика», «Буратино», «Зверобика», «Буги-вуги», «Бу-бу-бу», «Шапочка», «Разноцветная игра», «Барбарики».

Запись адаптированной для детей классической музыки, рулон обоев, краски, кисточки, скотч.

Отсутствие дождя и хорошее настроение.

10

новое, объединить для совместных игр, настроить на дальнейшее взаимодействие.


- ягодной поляны - огорода

3. Знакомство со спортивной площадкой, подвижная игра «Зайцы и лиса»

4. Осмотр группового прогулочного участка (веранды, лесенки., горки, домика, машины и т. д.

5. Установка на дальнейшие встречи и интересные игры.

4. А что интерес-ного в зале?


Помочь адаптироваться к д/с, сформировать позитивное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе, объединить для совместной деятельности, помочь усвоить правила поведения, развивать стремление узнавать новое.


1.В гости к детям приходит        По кол-ву детей: Клоун. Создание        мячи, хопы, положительного        бубенчики, эмоционального настроя. Игра султанчики,

«Я рада, что Илюша здесь...»        обручи; одеяла с 2. Знакомство и игры с        пуговицами; оборудованием зала        запись (заканчивать игру до того, как        классической дети наиграются)        музыки,

- мячики        адаптиро-ванной - обручи        для детей.

- бубенчики - султанчики

- мячи для прыганья -массажный коврик с пуговицами

- Заключение «Что понравилось в зале? Мячики, обручи и т. д. будут ждать нас.»

5. Игры с песком


Помочь детям        1. Знакомство со свойствами адаптироваться к        песка и воды

детскому саду,        2. Отпечатывание ладошек вовлекать детей в жизнь 3. Поиск «секретов» группы, развить        4. Строительство сказочного коммуникативные        песочного города.

навыки,        5. Обсуждение постройки. эмоциональную и        6. Настрой на дальнейшее когнитивную сферы,        взаимодействие. повысить уверенность в

собственных силах, настроить на дальнейшее посещение детского сада.


Ведра, лейки, формочки, совочки, и т. д.; красивые камешки, палочки; веерные грабли, вода.

6. Кукольн. спектакль «Маша-расте-ряша»


Вовлекать детей в жизнь детского сада, формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.


1. Приветствие детей, коммуникативная игра «Ванечка, Ваня, мальчик хороший!»

2. Кукольный спектакль «Маша-растеряша»»

3. Коммуникативная игра «Я


Персонажи и оборудование для кукольного спектакля

11

по саду иду»

7. Развл.

«В гости к Белочке»

8. Развл. «День рождения Мишутки»

9. Принесли мы вам подарки


Привлекать детей подготовительной группы к адаптации младших детей к детскому саду; формировать интерес детей к детскому саду. Развивать мышление, воображение.

Формировать доброжелательные отношения между детьми, желание действовать совместно. Развивать коммуникативные навыки. Развивать речь, сенсорные эталоны, мышление, воображение.

Снять эмоциональные зажимы, создать положительный эмоциональный настрой, повысить самооценку, уверенность детей в собственных силах. Формировать умение взаимодействовать с другими детьми.


1. К детям приходит Белочка, приглашает в лес

2. Ритмопластика «Автобус» 3. Игра «По ровненькой дорожке»

4. Чтение стихов об осени детьми подготовительной группы

5. Игра с листочками 6. Танец с веточками

7. Игра «Зайцы и лиса»

8. Игра «У медведя во бору» 9. Загадка про белочку, угощение для детей

10. Ритмопластика «Автобус»

1. Игра «Ваня, Ванечка, мальчик хороший»

2. Игра «Мишка, мишка, полно спать»

3. Ритмопластика «Я добрый мишка плюшевый»

4. Коммуникативный танец «Звонкие ладошки»

5. Игра «Овощной суп и компот»

6. Ритмопластика «Пяточка-носочек»

7. Ритмопластика «Давайте все хлопнем»

К детям приходят ребята из подготовительной группы. 1. Создание положительного

эмоционального настроя: игра «Ваня, Ванечка, мальчик хороший...»

2. Игра «Подарки

(юла, кукла, конь, самолет) 3. Игры с Мишкой

- Танец «Я добрый мишка плюшевый»

- Игра «Мишка, мишка, полно спать...»

4. Игра «Цветные автомобили» Загадка:

Разноцветные жуки Едут по дороге.

Вместо глаз горят огни. А колеса — ноги.


Листочкии веточки (по 2 на каждого реб), угощение для детей, костюмы лисы, медвеля и белочки для детей подг. гр.

Игрушечный медвежонок, Фонограммы «Звонкие ладошки», «Пяточка-носочек», «Давайте все хлопнем», «Я добрый мишка плюшевый», угощение для детей (фрукты).

Самодельные мячики, игрушечный мишка, мячик, обручи-рули 4 цветов по кол-ву детей, 4 флажка этих же цветов. Музыкальные записи: «Я добрый мишка плюшевый», «Бибика», веселая музыка для танца.

12

5. Игры с мячиком

- Игра «Девочки и мальчики...» - Игра «Ты катись. Веселый мячик...»

6. Подарки — мячики, сделанные ребятами подг. группы.

10 Мы по        Развивать        1. Коммуникативная игра «Я городу        коммуникативные        по городу иду».

идем        навыки, желание        Встречают

действовать совместно. ребят из подготовительной Помочь детям        группы.

почувствовать себя        2. Ритмопластика «Автобус» более защищенными,        3. Танец дорожных знаков повысить самооценку,        (Подг. гр.)

уверенность в        4. Игра «Быстро встань в собственных силах,        колонну» (дети подг. гр. развить        передвигаются по залу с самостоятельность;        цветными флажками в руках., Расширять знания детей малыши держат цветные рули. об общественном        По окончанию музыки транспорте, о дорожных старшие дети встают в любом знаках, о правилах        месте зала, малыши поведения на улице.        выстраиваются за ними в Развивать умение        колонну).

согласовывать        5. Игра «Светофор» движения с музыкой.        6. Ритмопластика «Автобус».


Обручи-рули 4 цветов по количеству детей, 4 флажка этих же цветов, набор дорожных знаков, красный, желтый, зеленый мячики в мешочке, Музыкальные записи: «Мы в автобусе сидим», «Бибика», «Дорожный знак».

Аналитическая справка

по адаптации детей 3 - 5 лет в МАДОУ д/с № 51 за 2018-2022 годы.

Цель: диагностика уровня адаптации вновь поступивших детей 3 - 5 лет в ДОУ в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 гг.

Для родителей была подготовлена наглядная информация:

«Правила адаптации для родителей»  

«Первый раз – в детский сад»   «Чего нельзя делать ни в коем случае»  

«Что мешает ребенку адаптироваться в детскому саду»  

Проводились консультации на тему:

13

«Адаптация в детском саду»

Для педагогов были проведены консультации «Секреты успешной адаптации к условиям ДОУ»

Родители могли в любое время проконсультироваться с воспитателями, педагогом-психологом и администрации ДОУ

В течение всего адаптационного периода создавались благоприятные условия: - атмосфера тепла и доброжелательности в группе;

- «одомашнивание» групповой комнаты;

- развивающая предметно-пространственная среда; - индивидуальный подход;

- цикл занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование коммуникативных навыков, на дальнейшее посещение детского сада.

Методом диагностики являлось наблюдение за детьми. В диагностических бланках фиксировались        поведенческие        реакции        (эмоциональное        состояние, коммуникабельность,     послеобеденный     сон,        аппетит,        участие        в     ООД)        и продолжительность адаптационного периода.

Даты        Количество        Степень адаптации

наблюдений        детей за детьми


Легкая        Средняя        Тяжелая

2018-2099 2019-2020 2020-2021


17                  12 (70%)             5 (30%)                    0 20                  14 (70%)             6 (30%)                    0

16        13 (75 %)        2 (17%)        1 (8%)

2021-2022                 12                   9 (80%)              3 (20%)                    0 2022-2023                 15                  14 (93%)              1 (7%)                     0

Результаты диагностики показывают, что адаптация        к условиям ДОУ, в основном, проходила легко. Родителям детей, которые адаптировались дольше других, были даны индивидуальные консультации.

Осенью 2020—2021 учебного года родителей на территорию детского сада не пускали, дети быстро прощались со взрослыми у калитки и шли играть. В этом году легко адаптировались 75%        детей. В 2020-2021 учебном году тяжело адаптировался        только        один        ребенок        Это        происходило        из-за        базовой тревожности. С ребенком проводились индивидуальные коррекционные занятия, после которых он стал нормально посещать детский сад.

Хорошо прошла адаптация в 2022-2023 учебном году. дети поступили в массовую группу, уровень их психического развития соответствует возрастной норме,        они понимают обращенную речь, отвлекаются на интересную деятельность, с удовольствием взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

14

Выводы: результаты адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом        сопровождении        вновь        поступивших        детей        3-5        лет:        о результативности     технологии     адаптации,        достаточной        компетентности педагогов и родителей в данном вопросе, о слаженной работе педагогического коллектива ДОУ, о благоприятном микроклимате в ДОУ.

15