Проект «Подготовка к обучению в школе детей
Подготовка к обучению в школе детей 6-7 лет с ТНР путем формирования психолого-педагогической компетентности родителей в процессе организованной совместной деятельности
Наш детский сад посещают дети с тяжелым недоразвитием речи. Педагоги ежедневно проводят коррекционные и развивающие занятия, разработанные по единому календарно-тематическому плану, постоянно взаимодействуют с родителями. Но всё-таки большинство детей к моменту поступления в школу не владеют коммуникативными, когнитивными и регуляторными способностями, социальными представлениями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного обучения; многие из них вообще не могут учиться в общеобразовательной школе.
Мы решили создать проект, способствующий формированию психологической, специальной и физической подготовленности детей к обучению в школе.
Актуальность проекта обусловлена
— низким и крайне низким уровнем физического, интеллектуального, социального, эмоционального развития детей с ТНР;
— большой наполняемостью логопедических групп;
— недостаточным уровнем компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
— неумением многих родителей применить имеющиеся у них теоретические знания;
— нежеланием родителей оказываться в центре внимания в непривычной для себя обстановке;
— особенностью слухового и зрительного восприятия и памяти, при которых после посещения лекций, семинаров, круглых столов забывается 80% информации.
Возникла настоятельная необходимость исправления сложившейся ситуации.
В проанализированной нами литературе и Интернет-ресурсах содержится много теоретической информации по формированию у детей готовности к школьному обучению и по повышению родительской компетентности. Но мы не нашли разработок системы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.
Мы предположили, что эффективной формой для решения данной проблемы являются совместные досуги, ассоциирующиеся с радостью и объединяющие детей, родителей, педагогов. Поэтому мы решили разработать систему интересных детям и взрослым совместных досугов, на которых родители чувствуют себя комфортно, действуют вместе с детьми, на практике усваивают приемы формирования готовности детей к обучению в школе.
Вид проекта: долговременный, групповой, формирующий, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта: сентябрь — май
Участники проекта: родители и дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель проекта: разработка системы совместных досугов, формирующих компетентность родителей в вопросах психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы с ТНР
Задачи проекта:
— изучить и проанализировать уровень компетентности родителей в
вопросе готовности ребенка к обучению в школе;
— разработать систему совместных мероприятий для детей и родителей;
разработать планы-конспекты совместных досугов, апробировать их
и внести коррективы;
— познакомить родителей приемами формирования физической,
психологической и специальной готовности детей к обучению в школе;
— сформировать у детей психологическую, специальную и физическую готовность к обучению в школе;
— формировать у детей и взрослых интерес к совместной деятельности,
чувство радости от совместного достижения результатов;
Принципы создания проекта:
— партнерство педагогов и родителей: педагоги и родители — партнеры, коллеги, они прислушиваются друг к другу, их общая цель — воспитание ребенка;
— создание пространства детской реализации: развитие личности с опорой на детские интересы и детскую инициативу, обеспечение ребенку возможности создавать новое при поддержке взрослого;
— учет зоны ближайшего развития: ребенку предлагаются задачи, которые он не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребенка под руководством взрослых, становится его личным достоянием (умением, навыком).
Критерии эффективности:
— сформированность у детей подготовительной группы с ТНР психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе;
— удовлетворенность всех участников проекта: детей, родителей, педагогов) содержанием и формой мероприятий;
— самостоятельное использование родителями компетенций, полученных в ходе проекта;
— изменение характера вопросов родителей к педагогам и руководителю: проявление интереса к подготовке и проведению мероприятий в детском саду, высказывание желания участвовать в них;
— появление в вопросах заинтересованности к подготовке к успешному обучению в школе, высказывание желаний проводить развивающие игры дома;
— рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать свой опыт и опыт других семей;
— формирование теплых взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада
— положительное общественное мнение о воспитании и обучении детей в детском саду вообще и о подготовке к обучению в школе в частности.
Перспективность проекта:
— опыт, накопленный при разработке данного проекта, может быть использован в дальнейшем при взаимодействии с родителями любой подготовительной группы независимо от возраста родителей, состава и вида семьи.
— при необходимости можно вносить поправки и изменения в содержание мероприятий по инициативе любого из участников проекта: детей. родителей, педагогов.
— организация совместных досугов предполагает создание пространства детской реализации: поддержку детской инициативы, идей, планов, творчества, интересов и не требует особых материально-технических условий и затрат.
Этапы проекта
- I. Организационный этап
(подготовка методического обеспечения)
взаимодействие между педагогами
— подбор методической литературы, изучение Интернет-ресурсов
— разработка системы мероприятий
взаимодействие педагогов с родителями
— выступление на групповом родительском собрании о содержании
образовательной деятельности на учебный год;
— сообщение родителям о предстоящем проекте, обсуждение проекта;
— анкетирование родителей по вопросу с целью изучения потребностей,
интересов, запросов, затруднений родителей в вопросе подготовки к
обучению в школе;
— создание группы участников проекта (родителей и педагогов ) в
Whats App;
— создание условий для максимального участия родителей в
образовательном процессе.
взаимодействие педагогов с детьми
— диагностика физического и психического развития детей
- II. Подготовительный этап
взаимодействие между педагогами
— распределение функций при подготовке и проведении совместных
досугов
— организация предметно-развивающей среды в группе для
психофизического развития детей
взаимодействие педагогов с родителями
— размещение на сайте консультаций для родителей
«Движения готовят к школе»
«Бонус для родителей»(о нейропсихологических упражнениях с детьми)
«Проверка связи» (как показать детям свою любовь)
«В школу с игрой»
«Игры на дне рождения»
— размещение на сайте описания игр и упражнений, с которыми
родители познакомились в ходе проведения досуга
— непосредственная подготовка к проведению досугов (при желании
родителей и детей)
— размещение на сайте ссылок на видеоролики о развивающих занятиях
дома и на детской площадке.
взаимодействие педагогов с детьми
— систематические беседы с детьми для достижения осознанного
отношения и повышения мотивации ко всему, что они делают;
— создание особых взаимоотношений между педагогами и детьми для
обеспечения пространства детской реализации (поддержка идей, замыслов,
инициативы детей);
— непосредственная подготовка к досугам (чтение художественной литературы,
разучивание стихов, проведение наиболее сложных для детей игр и
упражнений)
III. Практический этап
Проведение совместных досугов для детей и родителей подготовительной группы
- «В Стране Знаний» (сентябрь)
- «Помогаем Айболиту» (октябрь)
- «Праздник мам» (ноябрь)
- «Математическая смекалка» ( декабрь)
- «Цирковое представление» (январь)
- «Концерт для родителей» (февраль)
- «В телестудии Останкино» (март)
- «Полет в космос» (апрель)
- «Путешествие в страну Шашек» (май)
- IV. Заключительный этап
— итоговая диагностика детей;
— анкетирование родителей;
— обсуждение результатов проекта, выявление «плюсов» и «минусов»,
внесение коррективов;
— выступление на заключительном педсовете;
— размещение конспектов совместных досугов на сайте.
— создание картотеки семейных игр, формирующих психологическую, специальную и физическую готовность к школе у детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
— будут разработаны и апробированы конспекты совместных досугов по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки к обучению в школе;
— повысится компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, обучения и развития детей;
— родители осознанно в повседневной жизни и в увлекательной форме будут формировать у детей готовность к обучению в школе основываясь на знаниях и умениях , полученных в ходе реализации проекта;
— будут видны промежуточные результаты участия родителей в совместных мероприятиях: через некоторое время после досугов у детей сформируются те знания, умения, навыки, необходимые для успешного обучения в школе;
— у детей сформируется психологическая, специальная и физическая готовность к обучению в школе.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое:
проект не требует специального материально-технического обеспечения.
В детском саду имеется весь необходимый спортивный инвентарь и нестандартное оборудование.
Учебно-методическое:
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогиче- ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Рецензия Институт детства ФГБОУ ВО «НГПУ» № 26 от 29.05.2019. Протокол № 11 заседания Ученого совета ФГБОУ ВО «НГПУ» от 29.05.2019 г.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи . Одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года. Протокол № 6/17
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ.С., Дорофеевой Э.М. — издание пятое (инновационное) испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — с.336
Бабенкова Е.А., Федоровская Е.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет — М.:Творческий Центр Сфера 2013
Белякова Л.И. , Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.; Книголюб, 2004 год
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.— М.: Мозаика-Синтез, 2014
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах.— М.: ТЦ Сфера, 2015.
Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации — М.: Русское слово, 2014.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь — Москва: Генезис, 2007
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Речь, 2001
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений—
М.: Мозаика-синтез 2017
Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. — М.: Дрофа, 2014.
Сиротюк А.Л. Развивающая кинезиологическая программа.— М.: ТЦ Сфера, 2002
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 -7 лет — М.: Мозаика-Синтез 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_podgotovke_k_shkole.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Подготовка к обучению в школе детей 6-7 лет с ТНР путем формирования психолого-педагогической компетентности родителей в процессе организованной совместной деятельности
Наш детский сад посещают дети с тяжелым недоразвитием речи. Педагоги ежедневно проводят коррекционные и развивающие занятия, разработанные по единому календарно-тематическому плану, постоянно взаимодействуют с родителями. Но всё-таки большинство детей к моменту поступления в школу не владеют коммуникативными, когнитивными и регуляторными способностями, социальными представлениями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного обучения; многие из них вообще не могут учиться в общеобразовательной школе.
Мы решили создать проект, способствующий формированию психологической, специальной и физической подготовленности детей к обучению в школе.
Актуальность проекта обусловлена
— низким и крайне низким уровнем физического, интеллектуального, социального, эмоционального развития детей с ТНР;
— большой наполняемостью логопедических групп;
— недостаточным уровнем компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
— неумением многих родителей применить имеющиеся у них теоретические знания;
— нежеланием родителей оказываться в центре внимания в непривычной для себя обстановке;
— особенностью слухового и зрительного восприятия и памяти, при которых после посещения лекций, семинаров, круглых столов забывается 80% информации.
Возникла настоятельная необходимость исправления сложившейся ситуации.
В проанализированной нами литературе и Интернет-ресурсах содержится много теоретической информации по формированию у детей готовности к школьному обучению и по повышению родительской компетентности. Но мы не нашли разработок системы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.
Мы предположили, что эффективной формой для решения данной проблемы являются совместные досуги, ассоциирующиеся с радостью и объединяющие детей, родителей, педагогов. Поэтому мы решили разработать систему интересных детям и взрослым совместных досугов, на которых родители чувствуют себя комфортно, действуют вместе с детьми, на практике усваивают приемы формирования готовности детей к обучению в школе.
Вид проекта: долговременный, групповой, формирующий, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта: сентябрь — май
Участники проекта: родители и дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель проекта: разработка системы совместных досугов, формирующих компетентность родителей в вопросах психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы с ТНР
Задачи проекта:
— изучить и проанализировать уровень компетентности родителей в
вопросе готовности ребенка к обучению в школе;
— разработать систему совместных мероприятий для детей и родителей;
разработать планы-конспекты совместных досугов, апробировать их
и внести коррективы;
— познакомить родителей приемами формирования физической,
психологической и специальной готовности детей к обучению в школе;
— сформировать у детей психологическую, специальную и физическую готовность к обучению в школе;
— формировать у детей и взрослых интерес к совместной деятельности,
чувство радости от совместного достижения результатов;
Принципы создания проекта:
— партнерство педагогов и родителей: педагоги и родители — партнеры, коллеги, они прислушиваются друг к другу, их общая цель — воспитание ребенка;
— создание пространства детской реализации: развитие личности с опорой на детские интересы и детскую инициативу, обеспечение ребенку возможности создавать новое при поддержке взрослого;
— учет зоны ближайшего развития: ребенку предлагаются задачи, которые он не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребенка под руководством взрослых, становится его личным достоянием (умением, навыком).
Критерии эффективности:
— сформированность у детей подготовительной группы с ТНР психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе;
— удовлетворенность всех участников проекта: детей, родителей, педагогов) содержанием и формой мероприятий;
— самостоятельное использование родителями компетенций, полученных в ходе проекта;
— изменение характера вопросов родителей к педагогам и руководителю: проявление интереса к подготовке и проведению мероприятий в детском саду, высказывание желания участвовать в них;
— появление в вопросах заинтересованности к подготовке к успешному обучению в школе, высказывание желаний проводить развивающие игры дома;
— рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать свой опыт и опыт других семей;
— формирование теплых взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада
— положительное общественное мнение о воспитании и обучении детей в детском саду вообще и о подготовке к обучению в школе в частности.
Перспективность проекта:
— опыт, накопленный при разработке данного проекта, может быть использован в дальнейшем при взаимодействии с родителями любой подготовительной группы независимо от возраста родителей, состава и вида семьи.
— при необходимости можно вносить поправки и изменения в содержание мероприятий по инициативе любого из участников проекта: детей. родителей, педагогов.
— организация совместных досугов предполагает создание пространства детской реализации: поддержку детской инициативы, идей, планов, творчества, интересов и не требует особых материально-технических условий и затрат.
Этапы проекта
- I. Организационный этап
(подготовка методического обеспечения)
взаимодействие между педагогами
— подбор методической литературы, изучение Интернет-ресурсов
— разработка системы мероприятий
взаимодействие педагогов с родителями
— выступление на групповом родительском собрании о содержании
образовательной деятельности на учебный год;
— сообщение родителям о предстоящем проекте, обсуждение проекта;
— анкетирование родителей по вопросу с целью изучения потребностей,
интересов, запросов, затруднений родителей в вопросе подготовки к
обучению в школе;
— создание группы участников проекта (родителей и педагогов ) в
Whats App;
— создание условий для максимального участия родителей в
образовательном процессе.
взаимодействие педагогов с детьми
— диагностика физического и психического развития детей
- II. Подготовительный этап
взаимодействие между педагогами
— распределение функций при подготовке и проведении совместных
досугов
— организация предметно-развивающей среды в группе для
психофизического развития детей
взаимодействие педагогов с родителями
— размещение на сайте консультаций для родителей
«Движения готовят к школе»
«Бонус для родителей»(о нейропсихологических упражнениях с детьми)
«Проверка связи» (как показать детям свою любовь)
«В школу с игрой»
«Игры на дне рождения»
— размещение на сайте описания игр и упражнений, с которыми
родители познакомились в ходе проведения досуга
— непосредственная подготовка к проведению досугов (при желании
родителей и детей)
— размещение на сайте ссылок на видеоролики о развивающих занятиях
дома и на детской площадке.
взаимодействие педагогов с детьми
— систематические беседы с детьми для достижения осознанного
отношения и повышения мотивации ко всему, что они делают;
— создание особых взаимоотношений между педагогами и детьми для
обеспечения пространства детской реализации (поддержка идей, замыслов,
инициативы детей);
— непосредственная подготовка к досугам (чтение художественной литературы,
разучивание стихов, проведение наиболее сложных для детей игр и
упражнений)
III. Практический этап
Проведение совместных досугов для детей и родителей подготовительной группы
- «В Стране Знаний» (сентябрь)
- «Помогаем Айболиту» (октябрь)
- «Праздник мам» (ноябрь)
- «Математическая смекалка» ( декабрь)
- «Цирковое представление» (январь)
- «Концерт для родителей» (февраль)
- «В телестудии Останкино» (март)
- «Полет в космос» (апрель)
- «Путешествие в страну Шашек» (май)
- IV. Заключительный этап
— итоговая диагностика детей;
— анкетирование родителей;
— обсуждение результатов проекта, выявление «плюсов» и «минусов»,
внесение коррективов;
— выступление на заключительном педсовете;
— размещение конспектов совместных досугов на сайте.
— создание картотеки семейных игр, формирующих психологическую, специальную и физическую готовность к школе у детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
— будут разработаны и апробированы конспекты совместных досугов по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки к обучению в школе;
— повысится компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, обучения и развития детей;
— родители осознанно в повседневной жизни и в увлекательной форме будут формировать у детей готовность к обучению в школе основываясь на знаниях и умениях , полученных в ходе реализации проекта;
— будут видны промежуточные результаты участия родителей в совместных мероприятиях: через некоторое время после досугов у детей сформируются те знания, умения, навыки, необходимые для успешного обучения в школе;
— у детей сформируется психологическая, специальная и физическая готовность к обучению в школе.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое:
проект не требует специального материально-технического обеспечения.
В детском саду имеется весь необходимый спортивный инвентарь и нестандартное оборудование.
Учебно-методическое:
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогиче- ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Рецензия Институт детства ФГБОУ ВО «НГПУ» № 26 от 29.05.2019. Протокол № 11 заседания Ученого совета ФГБОУ ВО «НГПУ» от 29.05.2019 г.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи . Одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года. Протокол № 6/17
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ.С., Дорофеевой Э.М. — издание пятое (инновационное) испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — с.336
Бабенкова Е.А., Федоровская Е.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет — М.:Творческий Центр Сфера 2013
Белякова Л.И. , Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.; Книголюб, 2004 год
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.— М.: Мозаика-Синтез, 2014
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах.— М.: ТЦ Сфера, 2015.
Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации — М.: Русское слово, 2014.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь — Москва: Генезис, 2007
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Речь, 2001
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений—
М.: Мозаика-синтез 2017
Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. — М.: Дрофа, 2014.
Сиротюк А.Л. Развивающая кинезиологическая программа.— М.: ТЦ Сфера, 2002
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 -7 лет — М.: Мозаика-Синтез 2017