Проект «Подготовка к обучению в школе детей

Нисимова Лия Юрьевна

Подготовка к обучению в школе  детей 6-7 лет с ТНР  путем формирования  психолого-педагогической компетентности родителей  в  процессе организованной совместной деятельности

Наш детский сад посещают дети с тяжелым недоразвитием речи. Педагоги ежедневно проводят коррекционные  и развивающие занятия, разработанные по единому календарно-тематическому плану, постоянно взаимодействуют с родителями. Но всё-таки большинство детей к моменту поступления в школу не владеют  коммуникативными, когнитивными и регуляторными способностями, социальными представлениями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного обучения; многие из них вообще  не могут учиться в общеобразовательной школе.

Мы решили создать проект, способствующий формированию  психологической, специальной и физической подготовленности детей к обучению в школе.

Актуальность проекта обусловлена

— низким и крайне низким уровнем физического, интеллектуального, социального, эмоционального развития  детей с ТНР;

— большой наполняемостью логопедических групп;

— недостаточным  уровнем компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

— неумением многих родителей применить имеющиеся у них теоретические знания;

— нежеланием родителей оказываться в центре внимания в непривычной для себя обстановке;

— особенностью слухового и зрительного восприятия и памяти, при которых после посещения лекций, семинаров, круглых столов забывается  80% информации.

Возникла настоятельная необходимость исправления сложившейся ситуации.

В  проанализированной нами литературе и Интернет-ресурсах содержится много  теоретической информации по формированию у детей готовности к школьному обучению и по повышению родительской компетентности.  Но мы не нашли разработок системы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.

Мы предположили, что эффективной формой для решения данной проблемы являются совместные досуги, ассоциирующиеся с радостью и объединяющие детей, родителей, педагогов. Поэтому мы решили   разработать систему интересных детям и взрослым совместных досугов, на которых родители чувствуют себя комфортно,  действуют вместе с детьми, на практике усваивают приемы формирования  готовности детей к обучению в школе.   
 

Вид проекта: долговременный, групповой, формирующий, творчески-поисковый.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь — май

 

Участники проекта:  родители и дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

 

Цель проекта: разработка системы совместных  досугов, формирующих  компетентность родителей в вопросах психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе детей подготовительной  группы с ТНР

 

Задачи проекта:

— изучить и проанализировать уровень  компетентности родителей в

вопросе готовности ребенка к обучению в школе;

 

— разработать систему совместных  мероприятий  для детей и родителей;

разработать планы-конспекты  совместных досугов,  апробировать  их

и внести коррективы;

 

— познакомить родителей приемами формирования физической,

психологической и специальной готовности детей к обучению в школе;

 

— сформировать у детей психологическую, специальную и физическую   готовность к обучению в школе;

 

— формировать у детей и взрослых интерес к совместной деятельности,

чувство радости от  совместного достижения результатов;

 

 

Принципы создания проекта:

— партнерство педагогов и родителей: педагоги  и родители — партнеры, коллеги, они прислушиваются  друг к другу, их общая цель — воспитание ребенка;

— создание пространства детской реализации: развитие  личности с опорой  на детские интересы и детскую инициативу,  обеспечение ребенку возможности  создавать новое при поддержке взрослого;

— учет зоны ближайшего развития: ребенку предлагаются задачи, которые он не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребенка под руководством взрослых, становится его личным достоянием (умением, навыком).

 

Критерии эффективности:

— сформированность у детей подготовительной группы с ТНР психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе;

— удовлетворенность всех участников проекта: детей, родителей, педагогов) содержанием и формой мероприятий;

— самостоятельное использование родителями  компетенций, полученных в ходе проекта;

— изменение характера вопросов родителей к педагогам и руководителю: проявление интереса к подготовке и проведению мероприятий в детском саду, высказывание желания участвовать в них;

— появление в вопросах заинтересованности к подготовке к успешному обучению в школе, высказывание желаний проводить развивающие игры дома;

— рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать свой опыт и опыт других семей;

— формирование теплых взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада

— положительное общественное мнение о воспитании и обучении детей в  детском саду вообще и о подготовке к обучению в школе в частности.

 

Перспективность проекта:

— опыт, накопленный при разработке данного проекта, может быть  использован в дальнейшем при взаимодействии с родителями любой подготовительной группы независимо от возраста родителей, состава и вида семьи.

— при необходимости можно вносить поправки и изменения в содержание мероприятий по инициативе любого из участников проекта: детей. родителей,  педагогов.

— организация совместных досугов предполагает создание пространства детской реализации: поддержку детской инициативы,  идей, планов, творчества, интересов   и не требует особых материально-технических условий и затрат.

 

Этапы проекта

 

  1. I. Организационный этап

(подготовка методического обеспечения)

 

взаимодействие между педагогами

— подбор  методической литературы, изучение Интернет-ресурсов

— разработка системы мероприятий

взаимодействие педагогов с родителями

— выступление на групповом родительском   собрании о содержании

образовательной деятельности на учебный год;

— сообщение родителям о предстоящем проекте, обсуждение проекта;

— анкетирование родителей по вопросу  с целью изучения потребностей,

интересов, запросов, затруднений  родителей в вопросе подготовки к

обучению в школе;

— создание группы участников проекта (родителей и педагогов ) в

Whats App;

— создание  условий для максимального участия родителей в

образовательном процессе.

 

взаимодействие педагогов  с детьми

— диагностика физического и психического развития детей

 

  1. II. Подготовительный этап

 

 взаимодействие между педагогами

— распределение функций при подготовке и проведении совместных

досугов

— организация предметно-развивающей  среды в группе для

психофизического развития детей

 

взаимодействие педагогов с родителями

— размещение на сайте консультаций для родителей

«Движения готовят к школе»

«Бонус для родителей»(о нейропсихологических упражнениях с детьми)

«Проверка связи» (как показать детям  свою любовь)

«В школу с игрой»

«Игры на дне рождения»

— размещение на сайте описания игр и упражнений,  с которыми

родители познакомились в ходе проведения досуга

— непосредственная подготовка к проведению досугов (при желании

родителей и детей)

— размещение на сайте ссылок на видеоролики о развивающих занятиях

дома и на детской площадке.

взаимодействие педагогов с детьми

— систематические беседы с детьми для достижения осознанного

отношения и повышения мотивации  ко всему, что они делают;

— создание особых взаимоотношений между педагогами и детьми для

обеспечения пространства детской реализации  (поддержка идей, замыслов,

инициативы детей);

— непосредственная подготовка к досугам (чтение художественной литературы,

разучивание стихов, проведение наиболее сложных для детей игр и

упражнений)

III. Практический этап

Проведение совместных досугов для детей и родителей подготовительной группы

 

  1. «В Стране Знаний» (сентябрь)
  2. «Помогаем Айболиту» (октябрь)
  3. «Праздник мам» (ноябрь)
  4. «Математическая смекалка» ( декабрь)
  5. «Цирковое представление» (январь)
  6. «Концерт для родителей» (февраль)
  7. «В телестудии Останкино» (март)
  8. «Полет в космос» (апрель)
  9. «Путешествие в страну Шашек» (май)

 

 

  1. IV. Заключительный этап

— итоговая диагностика детей;

— анкетирование родителей;

— обсуждение результатов проекта, выявление «плюсов» и «минусов»,

внесение коррективов;

— выступление на заключительном педсовете;

— размещение конспектов совместных досугов на сайте.

— создание картотеки семейных игр, формирующих психологическую, специальную и физическую  готовность к школе у детей подготовительной группы.

Ожидаемый результат:

— будут разработаны и апробированы конспекты совместных досугов по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки к обучению в школе;

— повысится компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, обучения и развития детей;

— родители осознанно в повседневной жизни и в увлекательной форме будут формировать у детей готовность к обучению в школе основываясь на знаниях и умениях , полученных в ходе реализации проекта;

— будут видны промежуточные результаты участия родителей в совместных мероприятиях: через некоторое время после досугов у детей сформируются те знания, умения, навыки, необходимые для успешного обучения в школе;

— у детей сформируется  психологическая,  специальная и физическая готовность к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

Обеспечение проекта:

 

Материально-техническое:

проект не требует специального материально-технического обеспечения.

В детском саду имеется весь необходимый спортивный инвентарь и нестандартное оборудование.

 

Учебно-методическое:

 

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

 

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013  г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогиче- ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

Рецензия Институт детства ФГБОУ ВО «НГПУ» № 26 от 29.05.2019. Протокол № 11 заседания Ученого совета ФГБОУ ВО «НГПУ» от 29.05.2019 г.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи . Одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года. Протокол № 6/17

 

 

 

 

От рождения до школы.  Инновационная программа дошкольного образования /под ред.  Вераксы Н.Е., КомаровойТ.С., Дорофеевой Э.М. —   издание пятое (инновационное) испр. и доп.  — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — с.336

Бабенкова Е.А., Федоровская Е.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет  — М.:Творческий Центр Сфера 2013

Белякова Л.И. , Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. —  М.; Книголюб, 2004 год

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.— М.: Мозаика-Синтез, 2014

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах.—  М.: ТЦ Сфера, 2015.

Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации — М.: Русское слово, 2014.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. —  М.: ТЦ Сфера, 2004.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь — Москва: Генезис, 2007

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Речь, 2001

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений—

М.: Мозаика-синтез 2017

Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. —  М.: Дрофа, 2014.

Сиротюк А.Л. Развивающая кинезиологическая программа.—  М.: ТЦ  Сфера, 2002

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 -7 лет —  М.: Мозаика-Синтез 2017

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_podgotovke_k_shkole.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Подготовка к обучению в школе  детей 6-7 лет с ТНР  путем формирования  психолого-педагогической компетентности родителей  в  процессе организованной совместной деятельности

Наш детский сад посещают дети с тяжелым недоразвитием речи. Педагоги ежедневно проводят коррекционные  и развивающие занятия, разработанные по единому календарно-тематическому плану, постоянно взаимодействуют с родителями. Но всё-таки большинство детей к моменту поступления в школу не владеют  коммуникативными, когнитивными и регуляторными способностями, социальными представлениями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного обучения; многие из них вообще  не могут учиться в общеобразовательной школе.

Мы решили создать проект, способствующий формированию  психологической, специальной и физической подготовленности детей к обучению в школе.

Актуальность проекта обусловлена

— низким и крайне низким уровнем физического, интеллектуального, социального, эмоционального развития  детей с ТНР;

— большой наполняемостью логопедических групп;

— недостаточным  уровнем компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

— неумением многих родителей применить имеющиеся у них теоретические знания;

— нежеланием родителей оказываться в центре внимания в непривычной для себя обстановке;

— особенностью слухового и зрительного восприятия и памяти, при которых после посещения лекций, семинаров, круглых столов забывается  80% информации.

Возникла настоятельная необходимость исправления сложившейся ситуации.

В  проанализированной нами литературе и Интернет-ресурсах содержится много  теоретической информации по формированию у детей готовности к школьному обучению и по повышению родительской компетентности.  Но мы не нашли разработок системы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.

Мы предположили, что эффективной формой для решения данной проблемы являются совместные досуги, ассоциирующиеся с радостью и объединяющие детей, родителей, педагогов. Поэтому мы решили   разработать систему интересных детям и взрослым совместных досугов, на которых родители чувствуют себя комфортно,  действуют вместе с детьми, на практике усваивают приемы формирования  готовности детей к обучению в школе.   
 

Вид проекта: долговременный, групповой, формирующий, творчески-поисковый.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь — май

 

Участники проекта:  родители и дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

 

Цель проекта: разработка системы совместных  досугов, формирующих  компетентность родителей в вопросах психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе детей подготовительной  группы с ТНР

 

Задачи проекта:

— изучить и проанализировать уровень  компетентности родителей в

вопросе готовности ребенка к обучению в школе;

 

— разработать систему совместных  мероприятий  для детей и родителей;

разработать планы-конспекты  совместных досугов,  апробировать  их

и внести коррективы;

 

— познакомить родителей приемами формирования физической,

психологической и специальной готовности детей к обучению в школе;

 

— сформировать у детей психологическую, специальную и физическую   готовность к обучению в школе;

 

— формировать у детей и взрослых интерес к совместной деятельности,

чувство радости от  совместного достижения результатов;

 

 

Принципы создания проекта:

— партнерство педагогов и родителей: педагоги  и родители — партнеры, коллеги, они прислушиваются  друг к другу, их общая цель — воспитание ребенка;

— создание пространства детской реализации: развитие  личности с опорой  на детские интересы и детскую инициативу,  обеспечение ребенку возможности  создавать новое при поддержке взрослого;

— учет зоны ближайшего развития: ребенку предлагаются задачи, которые он не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребенка под руководством взрослых, становится его личным достоянием (умением, навыком).

 

Критерии эффективности:

— сформированность у детей подготовительной группы с ТНР психологической, специальной и физической готовности к обучению в школе;

— удовлетворенность всех участников проекта: детей, родителей, педагогов) содержанием и формой мероприятий;

— самостоятельное использование родителями  компетенций, полученных в ходе проекта;

— изменение характера вопросов родителей к педагогам и руководителю: проявление интереса к подготовке и проведению мероприятий в детском саду, высказывание желания участвовать в них;

— появление в вопросах заинтересованности к подготовке к успешному обучению в школе, высказывание желаний проводить развивающие игры дома;

— рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать свой опыт и опыт других семей;

— формирование теплых взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада

— положительное общественное мнение о воспитании и обучении детей в  детском саду вообще и о подготовке к обучению в школе в частности.

 

Перспективность проекта:

— опыт, накопленный при разработке данного проекта, может быть  использован в дальнейшем при взаимодействии с родителями любой подготовительной группы независимо от возраста родителей, состава и вида семьи.

— при необходимости можно вносить поправки и изменения в содержание мероприятий по инициативе любого из участников проекта: детей. родителей,  педагогов.

— организация совместных досугов предполагает создание пространства детской реализации: поддержку детской инициативы,  идей, планов, творчества, интересов   и не требует особых материально-технических условий и затрат.

 

Этапы проекта

 

  1. I. Организационный этап

(подготовка методического обеспечения)

 

взаимодействие между педагогами

— подбор  методической литературы, изучение Интернет-ресурсов

— разработка системы мероприятий

взаимодействие педагогов с родителями

— выступление на групповом родительском   собрании о содержании

образовательной деятельности на учебный год;

— сообщение родителям о предстоящем проекте, обсуждение проекта;

— анкетирование родителей по вопросу  с целью изучения потребностей,

интересов, запросов, затруднений  родителей в вопросе подготовки к

обучению в школе;

— создание группы участников проекта (родителей и педагогов ) в

Whats App;

— создание  условий для максимального участия родителей в

образовательном процессе.

 

взаимодействие педагогов  с детьми

— диагностика физического и психического развития детей

 

  1. II. Подготовительный этап

 

 взаимодействие между педагогами

— распределение функций при подготовке и проведении совместных

досугов

— организация предметно-развивающей  среды в группе для

психофизического развития детей

 

взаимодействие педагогов с родителями

— размещение на сайте консультаций для родителей

«Движения готовят к школе»

«Бонус для родителей»(о нейропсихологических упражнениях с детьми)

«Проверка связи» (как показать детям  свою любовь)

«В школу с игрой»

«Игры на дне рождения»

— размещение на сайте описания игр и упражнений,  с которыми

родители познакомились в ходе проведения досуга

— непосредственная подготовка к проведению досугов (при желании

родителей и детей)

— размещение на сайте ссылок на видеоролики о развивающих занятиях

дома и на детской площадке.

взаимодействие педагогов с детьми

— систематические беседы с детьми для достижения осознанного

отношения и повышения мотивации  ко всему, что они делают;

— создание особых взаимоотношений между педагогами и детьми для

обеспечения пространства детской реализации  (поддержка идей, замыслов,

инициативы детей);

— непосредственная подготовка к досугам (чтение художественной литературы,

разучивание стихов, проведение наиболее сложных для детей игр и

упражнений)

III. Практический этап

Проведение совместных досугов для детей и родителей подготовительной группы

 

  1. «В Стране Знаний» (сентябрь)
  2. «Помогаем Айболиту» (октябрь)
  3. «Праздник мам» (ноябрь)
  4. «Математическая смекалка» ( декабрь)
  5. «Цирковое представление» (январь)
  6. «Концерт для родителей» (февраль)
  7. «В телестудии Останкино» (март)
  8. «Полет в космос» (апрель)
  9. «Путешествие в страну Шашек» (май)

 

 

  1. IV. Заключительный этап

— итоговая диагностика детей;

— анкетирование родителей;

— обсуждение результатов проекта, выявление «плюсов» и «минусов»,

внесение коррективов;

— выступление на заключительном педсовете;

— размещение конспектов совместных досугов на сайте.

— создание картотеки семейных игр, формирующих психологическую, специальную и физическую  готовность к школе у детей подготовительной группы.

Ожидаемый результат:

— будут разработаны и апробированы конспекты совместных досугов по повышению компетентности родителей в вопросе подготовки к обучению в школе;

— повысится компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, обучения и развития детей;

— родители осознанно в повседневной жизни и в увлекательной форме будут формировать у детей готовность к обучению в школе основываясь на знаниях и умениях , полученных в ходе реализации проекта;

— будут видны промежуточные результаты участия родителей в совместных мероприятиях: через некоторое время после досугов у детей сформируются те знания, умения, навыки, необходимые для успешного обучения в школе;

— у детей сформируется  психологическая,  специальная и физическая готовность к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

Обеспечение проекта:

 

Материально-техническое:

проект не требует специального материально-технического обеспечения.

В детском саду имеется весь необходимый спортивный инвентарь и нестандартное оборудование.

 

Учебно-методическое:

 

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

 

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013  г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогиче- ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

Рецензия Институт детства ФГБОУ ВО «НГПУ» № 26 от 29.05.2019. Протокол № 11 заседания Ученого совета ФГБОУ ВО «НГПУ» от 29.05.2019 г.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи . Одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года. Протокол № 6/17

 

 

 

 

От рождения до школы.  Инновационная программа дошкольного образования /под ред.  Вераксы Н.Е., КомаровойТ.С., Дорофеевой Э.М. —   издание пятое (инновационное) испр. и доп.  — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — с.336

Бабенкова Е.А., Федоровская Е.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет  — М.:Творческий Центр Сфера 2013

Белякова Л.И. , Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. —  М.; Книголюб, 2004 год

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.— М.: Мозаика-Синтез, 2014

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах.—  М.: ТЦ Сфера, 2015.

Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации — М.: Русское слово, 2014.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. —  М.: ТЦ Сфера, 2004.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь — Москва: Генезис, 2007

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Речь, 2001

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений—

М.: Мозаика-синтез 2017

Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. —  М.: Дрофа, 2014.

Сиротюк А.Л. Развивающая кинезиологическая программа.—  М.: ТЦ  Сфера, 2002

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 -7 лет —  М.: Мозаика-Синтез 2017