Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья .
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в т.ч. медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.
Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей — достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
В данном пособии изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии в домашних условиях. Речь идет о детях с серьезными психоневрологическими нарушениями, число которых по статистике составляет около 2/3 всех детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vosp_reb_s_ovz.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (кор-рекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в т.ч. медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.
Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей — достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
В данном пособии изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии в домашних условиях. Речь идет о детях с серьезными психоневрологическими нарушениями, число которых по статистике составляет около 2/3 всех детей-инвалидов.
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др.
аким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.
Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.
Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом.
У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье близких ему людей. Поэтому необходима прежде всего спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям надо обязательно посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видеои телепередач и различных резких раздражителей.
Все эти особенности определяют необходимость соблюдения определенного режима при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям нужно, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспитание такого ребенка в семье ведется неправильно, все нарушения нервной деятельности могут усиливаться, принимать стойкий характер.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках.
Особый подход требуется к ребенку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.
В ходе любой деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказывается от выполнения заданий, не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае они не должны стыдиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья — тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможности вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.
Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формированию навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируются наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в быту.
Огромное значение имеет формирование у детей-инвалидов адекватной самооценки, правильного отношения к своему дефекту и развитие необходимых им в жизни волевых качеств.
Следует еще раз обратить внимание родителей на необходимость активного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела.
Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье.
ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Семья, как и человек, является основной ценностью любого государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан. К сожалению, такое отношение в настоящее время наблюдается со стороны общества по отношению ко многим категориям инвалидов, в т.ч. и к детям-инвалидам, что ставит конкретные задачи тщательного исследования данного явления и поиска путей для снятия негативного в социальном плане отношения к лицам с аномальным развитием.
Анализ практической и научно-исследовательской литературы, а также собственные исследования автора по изучению проблем в семьях детей-инвалидов по зрению в Удмуртской республике позволили выявить ряд социально-педагогических проблем.
Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом зрения изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными родительского внимания. Часто родители полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей.
Обучение ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении. Нет возможности обучать слепых и слабовидящих детей в общеобразовательных школах, оказывая им тифлологическую помощь, а изоляция незрячих детей в специализированных образовательных учреждениях усложняет их интеграцию.
Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспитывающие ребенка с нарушением зрения, получают крайне недостаточную информацию о том, чему и как его учить, как управлять его поведением.
Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением зрения, а отсутствие социально-педагогических услуг обусловливает то, что большинство детей с нарушением зрения не могут развить свои способности, реализовать увлечения и интересы.
Нехваткапсихолого-медико-педагогическихзнаний. В большинстве случаев родители, имеющие детей с проблемами зрения, переоценивают или недооценивают дефект зрения, что еще раз подтверждает необходимость родительского просвещения.
Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства гнева, вины, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают.
Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают и то, и другое.
Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.
Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.
Практика работы с семьями детей-инвалидов с нарушением зрения показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно подразделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:
§ игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);
§ жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;
§ акцентуации на проблеме семьи.
Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей-инвалидов с нарушением зрения и другими ограничениями, необходимо решать постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования.
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Социально-культурные параметры семьи зависят от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономические — определяются имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенические — зависят от условий проживания, особенностей образа жизни; демографические — определяются структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его (развития) эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Изучение семьи ребенка позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом педагог может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры и др.
Изучение семьи — дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагог должен соблюдать следующие правила:
§ родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;
§ изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим;
§ методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания;
§ психолого-педагогические методы должны быть разнообразными, применяться в комплексе.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по проблемам семейного воспитания детей с ограниченными возможностями автором было изучено множество документов (диагностические карты, индивидуальные карты развития ребенка, индивидуальная карта реабилитации ребенка, социальный паспорт семьи и др.), используемых психологами, педагогами, врачами, тифлопедагогами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами, которые фиксируют данные о ребенке и семье, в т.ч.:
§ данные о группе здоровья и заболевании ребенка, данные о родителях (образование и социальный статус родителей), количество детей в семье, познавательный и психологический уровень развития ребенка фиксируются в разных документах;
§ данные о течении беременности, о родах, длительности брака, социально-психологическом климате семьи, уровне эмоционально-волевого развития ребенка, уровне социальной адаптации и др. не зафиксированы ни в одном документе, а они важны для планирования дальнейшей социально-педагогической работы с детьми, в частности имеющими нарушение зрения;
§ показатели социально-личностного развития детей различны, но чаще всего они не зафиксированы ни в одном документе;
§ не отражены уровни показателей социального развития каждого ребенка и мероприятия по его дальнейшему развитию;
§ данные не отражают причинно-следственных факторов, влияющих на социализацию детей.
На основе полученных результатов разработан диагностический и констатирующий инструментарий комплексного обследования семьи, который отражает фиксированные данные всех показателей уровня состояния семьи в целом, а также содержание функциональных и социальных отклонений, что позволяет проследить и сопоставить результаты в течение длительного периода. Нами был разработан социальный паспорт семьи (Приложение 1), который включает следующие разделы:
1. Общие сведения о семье (родителях и других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность и др.).
2. Психолого-педагогические сведения о семье (воспитательные возможности семьи, уровень педагогической культуры родителей, социально-психологический климат в семье, типы семейного воспитания и др.).
3. Формы работы с семьей (проблемы семьи, перечень медико-психологической и социально-педагогической помощи семье).
Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, диагностических методик и др.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкета включает ряд блоков:
блок 1 отражает общие сведения о семье, уровень материального положения семьи;
блок 2 — взаимоотношения в семье;
блок 3 — уровень реабилитационной культуры семьи;
блок 4 — осведомленность родителей о состоянии ребенка и степени его развития;
блок 5 — характер отношения к ребенку.
Для уточнения результатов блока 5 можно использовать тест «Мой ребенок».
Анкета
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету для определения специалистами необходимой Вам помощи.
Блок 1. Общие сведения о семье
1. Общие сведения о Вашей семье:
2. Возраст Вашего ребенка:
3. Есть оба родителя: да; нет (нужное подчеркните).
4. Брак родителей:
§ зарегистрирован;
§ родители состоят в гражданском браке.
5. Длительность брака:
§ до 5 лет;
§ от 5 до 10 лет;
§ от 10 до 15 лет;
§ более 15 лет.
6. Ваша семья:
ТЕСТ «МОЙ РЕБЕНОК»
Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответа на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком на бланке ответов. Если Вы согласны сразу с несколькими вариантами ответов, постарайтесь выбрать только одно, более других понравившееся Вам суждение. Если ни один из ответов Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант на специально отведенных строках в бланке ответов.
1. Определите свое отношение к детям:
а) дети — самый загадочный и интересный народ;
б) дети — это наш долг, наша главная забота;
в) дети — это смысл моей жизни, мои надежды, ожидания;
г) дети осложняют жизнь, отнимают много сил, времени и средств.
2. Какой возраст детей Вам больше всего нравится:
а) любой, в каждом есть свои преимущества;
б) хороню, когда ребенок уже думает, но еще ничего «не выдумывает» (от 3 до 13);
в) конечно, пока они маленькие;
г) лучше, когда они наконец-то вырастут.
3. Какие дети Вам больше всего нравятся:
а) активные, жизнерадостные, любящие играть;
б) спокойные, послушные, занятые делом;
в) здоровые, красивые, радующие взрослых;
г) умные, самостоятельные, рассуждающие не по годам.
4. Каким Вам кажется собственный ребенок:
а) самый лучший, красивый, талантливый;
б) ничего особенного, но в целом не хуже других;
в) не такой, как все, требует особого отношения, постоянного внимания;
г) беспокойный, проблемный, трудный.
5. Как Вы думаете, насколько хорошо Вы знаете и понимаете его:
а) постоянно нахожу в нем что-то новое;
б) хорошо знаю, на что он способен;
в) стараюсь узнать его получше, уловить каждое его на строение;
г) часто не понимаю его.
6. Сколько внимания Вы уделяете ребенку?
а) большую часть времени, но стараюсь выкраивать минутки для себя и других членов семьи;
б) достаточно, хотя у меня есть и другие заботы, требующие внимания;
в) отдаю всю себя — это смысл моей жизни;
г) наверное, меньше, чем надо.
7. Как Вы реагируете на желания своего ребенка:
а) ищу компромиссы для их выполнения;
б) со многими приходится бороться;
в) желания ребенка для меня закон;
г) надо признать, что мой ребенок умеет добиться от меня того, чего хочет.
8. Как Вы думаете, чем вызвано детское упрямство:
а) тем, что от ребенка ничего не требуют или, наоборот, требования очень высоки;
б) ребенка избаловали, сделали из него «пуп земли»;
в) когда ребенок подолгу упрямится или злится, мне кажется, что я где-то не поняла его, поступила неправильно, несправедливо;
г) это природная черта характера, практически неисправимая.
9. Как Вы относитесь к наказанию:
а) наказываю редко, т.к. любое наказание малоэффективно;
б) ни одного плохого поступка нельзя оставлять безнаказанным;
в) наказать или не наказать — это зависит от моего настроения;
г) наверное, я наказываю чаще, чем надо, но это единственное, что на него действует.
10. Как Вы считаете, чему родители должны научить детей в первую очередь:
а) чувству собственного достоинства и уважению личности другого человека;
б) трудолюбию, дисциплине, почитанию старших;
в) быть добрым, заботливым, уметь прощать;
г) чтобы ничего не боялся и в любой ситуации добивался успеха.
11. Как Вы относитесь к действиям, играм своего ребенка:
а) люблю наблюдать; бывает, присоединяюсь;
б) кажутся мне бесполезными: часто ребенок занимается не тем, чем надо;
в) я беспокоюсь, что они могут быть опасны для ребенка;
г) часто раздражают меня, мешают; я быстро устаю от них.
12. Как Вы реагируете на то, что люди обращают внимание на Вашего ребенка:
а) почти не замечаю;
б) привык(ла), научился(лась) защищаться;
в) терплю, ведь людей не переделаешь;
г) мне очень неприятно, стараюсь избегать таких ситуаций.
13. Оцените перспективы Вашего ребенка:
а) я думаю, ему повезет на хороших людей, он будет счастлив;
б) не пропадет, если будет слушаться меня; милости нам ждать не от кого;
в) его будущее меня очень тревожит;
г) не знаю, что его ждет.
14. Если бы у Вас была возможность что-то изменить в
жизни, то:
а) поменял(а) бы некоторые качества в себе;
б) конечно, совершенствовал(а) бы ребенка;
в) ничего бы не менял(а);
г)изменил(а) бы все.
15. Оцените способности Вашего ребенка:
§ к обучению:
а) тянется ко всему новому, любит рассуждать;
б) обычные, могли бы быть лучше, если бы он проявлял усердие;
в) для успеха ему нужны определенные условия;
г) его трудно заинтересовать, все дается с большим трудом;
§ к общению:
а) с ребятами ладит хорошо, изобретателен в играх;
б) пропадает на улице — домой не загонишь; в выборе друзей не разборчив (дружит с кем попало);
в) немного друзей, т.к. нет подходящей компании;
г) замкнут, предпочитает сидеть дома — наверное, дети не хотят с ним играть;
§ по силе характера:
а) если чем-то увлечен, проявляет терпение и целеустремленность;
б) всегда ищет самый легкий путь;
в) ему трудно доводить дело до конца;
г) кажется слабохарактерным, но в то же время бывает очень упрямым;
§ к творчеству:
а) талантлив во многом;
б) есть задатки, но нет желания;
в) способный, но слабое желание мешает реализовать себя;
г) не замечал(а) ничего особенного.
Благодарим за сотрудничество!
Примечание для специалистов. По каждому вопросу предложено четыре варианта ответов, выражающие соответственно следующие типы родительской , позиции по отношению к ребенку:
§ конструктивная;
§ акцентуация с авторитарным стилем воспитания;
§ акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки;
§ негативизм (эмоциональное отчуждение).
Заполненный бланк ответов демонстрирует преобладающий тип позиции по отношению родителей к ребенку. В случае, если трудно выделить преобладание какой-либо позиции, отношение к ребенку характеризуется как противоречивое.
Надо отметить, что, с одной стороны, проведение данного теста дает наглядные результаты, но с другой — эти результаты надо оценивать как предварительные и нуждающиеся в подкреплении, например другими тестовыми методиками.
Бланк ответов
Согласно выбранному ответу обведите нужную букву:
1. | а | б) |
2. | а | б) |
3. | а | б) |
4. | а | б) |
5. | а | б) |
6. | а | б) |
7. | а | б) |
8. | а | б) |
9. | а | б) |
10. | а | б) |
11. | а' | б) |
12. | а' | б) |
13. | а' | б) |
14. | а] | б) |
15. |
|
|
На вопросы теста ответил(а) (подчеркните нужное): мать, отец, бабушка, дедушка, другие: __________
Укажите возраст, пол Вашего ребенка:
ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
Уважаемые родители!
С Вашей помощью мы попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в Вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который Вы предпочли бы в подобном случае.
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к Вам с каверзным вопросом. Вы:
а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;
б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;
в) постарайтесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.
2. Ребенок стащил какую-то Вашу вещь, отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а по том вдруг обнаруживаете, что он не виноват: Вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;
б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;
в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.
3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с Вами за праздничным столом. Ваша реакция:
а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;
б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;
в) постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.
4. Ребенок взялся помочь Вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:
а) в сердцах дадите ему подзатыльник и скажете: «Нечего плакать — сам виноват»;
б) в следующий раз обойдетесь без его помощи и скажете: «Пускай каждый занимается своим делом»;
в) обработаете ранку, успокоите ребенка, вместе с ним уберете осколки (хотя вазу, конечно, жалко) и дадите понять помощнику, что следует быть аккуратнее.
5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:
а) наказание необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо ограждать;
б) подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;
в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните ему, что услышанное Вам неприятно: «Никто в на шей семье так не говорит, ведь правда?».
6. В детских играх Ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:
а) необходимы интенсивные развивающие занятия, иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;
б) все равно он — самый хороший! В другом еще обгонит, всему свое время;
в) у Вашего ребенка есть свои преимущества, и надо постараться их развить.
7. Соседи пожаловались, что шумные игры Вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:
а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться: виновник будет наказан;
б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;
в) обещаете соседям соблюдать тишину, а в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравятся такие проявления активности.
8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:
а) ознакомившись с телепрограммой, Вы сами выбираете передачи, которые ребенку будет позволено смотреть;
б) пусть малыш сидит пред экраном: по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если Вы заметите, что показывают что-то неподходящее, выключите телевизор;
в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.
9. Сын Ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:
а) очень поучительный пример: за детьми надо следить. Сами Вы ни на секунду не ослабляете внимание и не допустите несчастия;
б) мальчишку, конечно, жалко, но, слава Богу, это не Ваш сын;
в) Вы не упускаете случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.
10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:
а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;
б) никак не реагируете: ведь эти детские желания переменчивы;
в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя. Вы же согласны и на роль ребенка.
11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:
а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;
б) зато Вы своему ребенку купили модную обновку;
в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.
12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:
а) шлепок и подзатыльник — это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;
б) если ребенок сильно рассердит, то можно дать волю рукам, но лучше ограничиться иными методами;
в) ударить слабого — это унижение для сильного. Вы никогда не допустите такого унижения.
Обработка результатов опросника «Ваш стиль воспитания»
Если среди Ваших ответов преобладает пункт а), то Ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он приумножил Ваши достижения и избежал Ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан: ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте в строгости! Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует определенные успехи, хотя это и стоит Вам немалых сил и нервной энергии. Но, если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, Ваш авторитет со временем будет утрачен, а ребенок так и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант Вашей.
Если преобладают ответы пункта б), такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у Вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь, достаточно ли внимания Вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.
Преобладание ответов пункта в) свидетельствует о том, что в Вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под Вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.
Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.
ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (А.Я. Варги, В.В. Столина)
Опросник дает возможность проанализировать количественно-качественное отношение родителей к ребенку, определить базовый тип воспитания и характер восприятия матерью своей роли в жизни ребенка.
Опросник позволяет:
1. на уровне общего обзора выявить:
§ динамику и состав отклонений в социальном развитии детей;
§ содержание индивидуальных рекомендаций;
§ прогнозирование «риска» социализации детей в коллективе и отдельного ребенка;
§ мероприятия по уточнению и корректированию образовательного процесса с учетом полученных результатов;
2. выделить следующие социально-педагогические процессы:
§ включение родителей в организацию образовательного процесса как процесса социализации в образовательном учреждении;
§ информирование родителей о содержании отклонений в поведении ребенка и трудностях его общения с другими детьми; о факторах, препятствующих социальной адаптации и социальному развитию ребенка;
§ психолого-организационное структурирование занятий с учетом уровней социального развития детей;
§ информирование воспитателей о состоянии социальных отклонений ребенка с целью проведения необходимой коррек-ционной работы с ним;
§ системный контроль (мониторинг) за проведенной работой.
Бланк опросника
Уважаемый родитель!
Перед Вами текст опросника, который содержит утверждения о родительском отношении к вопросам воспитания детей и общения с ними. Все утверждения пронумерованы.
Такие же номера есть в Бланке для ответов. Прочтите по очереди утверждения опросника. Если Вы в принципе согласны с утверждением, то на Бланке для ответа обведите кружком номер утверждения. Если не согласны — зачеркните этот номер. Если утверждение выбрать очень трудно, поставьте рядом с номером вопросительный знак.
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках — тогда из него получится порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне не много стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу со своим ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку. 52
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Благодарим за сотрудничество!
Бланк ответов
Обведите номер утверждения, с которым Вы согласны. Если Вы не согласны с утверждением, то зачеркните соответствующий номер.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |
55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |
|
|
Заполнил (Ф. И. О.):__________
ебенок (Ф. И. О., возраст):
Ключ к опроснику
Шкала «Принятие — отвержение»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53, 55, 56.
Как принятие оцениваются положительные ответы на вопросы:
3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56; как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.
Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Другой полюс (отвержение): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. Часто родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала «Кооперация»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31,33,34,35,36.
«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним «на равных». Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала «Симбиоз»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале (5-7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, поскольку по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, 61.
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (5-8) по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Шкала «Инфантилизация» («Маленький неудачник»)
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 11, 13, 17, 22, 28,54,60.
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (5-7 баллов) в родительском отношении преобладает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видитребенкамладше по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ему кажется, что ребенок не приспособлен, не успешен, открыт для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия, что приводит к социальной инвалидизации ребенка.
Памятка для родителей: как создать благоприятную семейную атмосферу
Помните: от того, как Вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время ночного отдыха для каждого ребенка сугубо индивидуально. Показатель один: когда Вы его будите, он должен легко проснуться и выглядеть выспавшимся.
Если у Вас есть возможность погулять вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Научитесь встречать детей после дошкольного учреждения, школы. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем ты занимался?», «Как твои успехи?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации — создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью
1. Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ними создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если Вы не располагаете временем — лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5. Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
6. То, о чем родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
7. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
9. Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.