Коуч для классных руководителей 1-11класс « Серфинг успеха»
Цель: - познакомить педагогов с технологиями, которые призваны способствовать достижению массового базового результата обучающихся.
Категория участников: классные руководители с 1 по 11 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коуч для классных руководителей 1-11класс « Серфинг успеха»
Дата проведения: 6.10.2023г.
Моргунова Э.Н. педагог-психолог, региональный методист.
Цель: - познакомить педагогов с технологиями, которые призваны способствовать достижению массового базового результата обучающихся.
Категория участников: классные руководители с 1 по 11 класс.
Продолжительность: 30 минут
Ход мастер-класса:
І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Приветствие участников.
Прием «Отсроченная отгадка»
Загадка: это и фильтр, и печка,
и сторожевой пост. (Нос.)
Цель: осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.
Участникам предлагается закончить предложения
Если бы я был деревом, то хотел бы быть…. То не хотел бы быть…
Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…
Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть…
Если бы я был писателем, то хотел ббы быть, то не хотел бы быть…
Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть…
Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем. (1 -2 мин)
- Что такое серфинг?
2. Основная часть.
- А может нам не надо учиться?
Технология «Сторителлинг» – техника, построенная на использовании историй с определенным сюжетом как способ передачи опыта для ребенка в процессе обучения. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – эффективный вариант неформального обучения.
История: Я расскажу историю, и мы узнаем, что с ним приключилось. Слушайте внимательно. Потом мы обсудим, как ему стоило поступить, чтобы не попасть в беду. В одной деревне жил был человек. Деревне нужен был дворник, поэтому человек решил стать дворником и подумал: "Чтобы быть дворником мне не нужно изучать школьные предметы, мне это не пригодится", поэтому в школу он никогда не ходил и сам ничему не учился.
Однажды человеку стало скучно и он решил съездить к своему знакомому другу в город. Пришел он на вокзал и спрашивает у кассира: "Как доехать до города?". Кассир ему отвечает:"Садитесь в автобус номер 2". Да только цифр человек не знает. Постеснялся он об этом говорить. Пошел он дальше и видит два автобуса. На первом автобусе написано - в лес. На втором автобусе написано - в город. Но человек не умел читать, поэтому он сел в автобус наугад.
Приехал автобус в лес. Человек говорит водителю: "Я перепутал автобусы и не туда приехал, как мне теперь назад вернуться?". Водитель отвечает:"Иди на север и увидишь березовую рощу. Там остановка для автобуса. Сможешь оттуда вернуться на вокзал". Сказал это и уехал. А человек не знает где это - север, и что такое береза. Вдруг увидел человек указатели. На них написано в город, в деревню, на вокзал, в дремучий лес. Опять не смог прочитать надписи человек. Выбрал он указатель наугад и пошел в дремучий лес.
Анализ:
•Ребята, скажите, почему с человеком приключилась такая неприятная история? (Он не учился в школе, и не имеет достаточного количества знаний).
•Каких знаний ему не хватает? (навыков чтения, счета, знания названий деревьев, сторон света).
•На каких школьных предметах он мог получить эти знания? (математика, русский язык, природоведение, география).
•Как бы вы поступили в такой ситуации.
Бродил по лесу не знает что делать. А есть уже хочется. Только как еды добыть не знает. А вокруг травки много съедобной, грибов под листиками прячется видимо-невидимо. Только наш человек даже не догадывается как их искать можно. Вдруг видит - куст с ягодой. Подбежал и начал ее есть. А оказалось, что это несъедобная волчья ягода. Человек и не знал, что бывают ядовитые ягоды и грибы. У него тут же заболел живот.
Опечалился человек. Решил отдохнуть. "Полежу ко я на этой травке" - сказал он и плюхнулся в густую траву. Да только не трава это вовсе, а жгучая крапива! Вскочил человек, больно ему, жжется кожа…. (3 мин)
Техника «Колесо жизненного баланса», которое позволяет оценить свою удовлетворенность во всех областях жизни. Классическое колесо делится на 8 сегментов: Карьера, Финансы, Здоровье, Друзья, Семья, Рост, Отдых, Условия жизни. В профориентации можно разобрать и колесо их успешного обучения по школьным предметам, и связать с достижением их профессионально-образовательных целей [4].
Выполняется техника очень просто.
1. Нарисовать круг и разбить его на 8 секторов, границы проградуировать от 0 (центр круга) до 10 (на окружности)
2. Назвать каждую из областей: финансы, условия жизни, личностный рост, здоровье, семья, отношения, отдых, карьера.
3. Оценить каждую сферу по десятибалльной шкале: в каждом секторе ставится соответствующая отметка – насколько вы удовлетворены данной сферой вашей жизни. 0 – полный ужас, 10 – идеал.
4. Закрасить колесо от центра круга до метки.
5. Посмотреть на «колесо жизненного баланса» и определить области, наиболее нуждающихся в развитии и подумать, продвижение каких сфер может одновременно способствовать росту остальных. (это могут быть как области с наименьшими оценками, так и области со сравнительно высокими баллами, но более приоритетными в развитии на сегодняшний день).
6. Продумать и записать цели, достижение которых повысит результаты нужных секторов.
7. Составить план достижения целей, указывая:
– время, необходимое для выполнения намеченного,
– ресурсы, которые могут понадобиться (где и каким образом их по получить?),
– мотивацию,
– точку отсчета, т.е. какого числа начнете действовать. (Хорошо бы сделать 1-й шаг уже сегодня.)
С учащимися 10-11 классов можно провести следующее:
Техника -SMART.
SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:
S – specific – конкретная;
M – measurable – измеримая;
A – achievable – достижимая;
R – relevant – значимая;
T – time-bounded – определена во времени.
Таким образом, школьники учатся формулировать свои профессионально образовательные цели конкретно, с указанием точного времени их достижения.
Техника - GROW представляет собой логическую последовательность в задавании вопросов.
G – goal – цель (чего хотим достичь?)
R – reality – реальность (что есть на данный момент?)
O – options – варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)
W – way & will – путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)
Эта техника позволяет старшеклассникам расширить видение достижения своей цели и опираться на свои ресурсы.
Техника «Мировое кафе»
Технология «Мировое кафе» - это технология сфокусированного неформального обсуждения, главной целью которой является – создание необходимой атмосферы для творческого роста и развития участников. Технология применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года, обмена опытом.
С помощью данной технологии можно объединить за короткий промежуток времени совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно
Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным.
«Мировое кафе»: Роли участников:
- спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении);
- «хозяин кафе» (помогает управлять процессом);
- команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие);
- участники собрания.
Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным.
В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты, например, все материалы собираются вместе, и издается Книга. Можно так же, по результатам «world cafe» выпускаются газеты, доступные всем .
Рефлексия: - как вы думаете, где можно использовать данную технологию в школе?
-Как она поможет повысить мотивацию к обучению?
-Будете ли вы ее применять в работе?
(Это внесет разнообразие в ваши встречи с педагогами, родителями, учащимися, поможет сплотить класс и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.)
Техника «Уолта Диснея» (метод 3 стульев , стоящие в разных углах классной комнаты)
Метод Уолта Диснея основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.
Первый взгляд – взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.
Второй взгляд – взгляд Реалиста. Реалист - человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы. РЕАЛИСТ - оценивает свои ресурсы и время.
Третий взгляд – взгляд Критика. Задача Критика - предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы. "Каких ошибок можно избежать?" "Что может вызвать противоречие?"»Понравится ли это другим?
Преимущество данной техники в том, что она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя, оценивая, критикуя собственные мысли и идеи.
Рефлексия:
-понравилась ли вам данная технология?
-что она вам дала?
-как ее можно использовать в работе с учащимися?
- Помните ли вы загадку которую я загадала вам в начале нашей встречи? Каков ответ?
Это тоже техника (прием) которая называется «Отсроченная отгадка».
3.Рефлексия (5 мин)
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Предварительный просмотр:
Мастер-класс « Организация обратной связи в процессе педагогического взаимодействия»
Дата проведения: 3.10.2023г.
Моргунова Э.Н. педагог-психолог, региональный методист.
Цель:
- познакомить педагогов с технологиями, которые призваны способствовать достижению массового базового результата обучающихся.
Категория участников: молодые учителя 25 человек.
Продолжительность: 60 минут
Ход мастер-класса:
І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Приветствие участников.
2. Основная часть.
Технология 1-«Детство по глазам»
Основные цели: установление более тесных межличностных взаимодействий между участниками, укрепление атмосферы доверия, актуализация идентификации.
Ориентировочное время: 10 мин.
Материалы и подготовка: карандаши, листы бумаги для рисования.
Процедура. Участникам предлагается поработать в паре .
На партнеры садятся друг против друга. Им предлагается в течение 3 минут молча и внимательно смотреть друг на друга, стараясь представить партнера пятилетним ребенком — мальчиком или девочкой. Не нужно стараться что-то вычислять, а просто настроиться на партнера, соответствующая «картинка» должна появиться как бы сама.
Затем, участники стараются нарисовать возникшую картинку — своего партнера в пятилетнем возрасте в соответствующей обстановке, занятого подходящим именно ему делом.
Затем партнеры рассказывают друг другу о своих представлениях о детстве партнера, дарят друг другу картинки, выясняют, какие моменты и детали из представленного действительно имели место.
Рефлексия:
-понравилась ли вам данная технология?
-что она вам дала?
-как ее можно использовать в работе с учащимися?
Технология 2- «Геометрия для немых»
Основные цели: лабилизация участников, демонстрация значения организации постоянной обратной связи в процессе педагогического взаимодействия.
Ориентировочное время: 40 мин.
Материалы и подготовка: участникам раздаются листы Для рисования и простые карандаши (ластики не выдаются!); отдельно приготавливаются два варианта бланков «Геометрия». Рабочие столы участников расставляются «как в классе». Один стул, «учительский», ставится перед ними на расстоянии приблизительно двух метров.
Процедура:
Участникам предстоит разыграть миниурок проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного учителя». Ему запрещается в процессе преподавания вставать со своего стула и показывать что-либо руками «ученикам» — другим участникам группы, сидящим «в классе» за рабочими столами. «Ученики», в свою очередь, — «немые», им запрещается издавать голосом какие-либо звуки, а также вставать со своего места.
«Учителю» показывается бланк с изображением композиции из семи соприкасающихся хотя бы в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелепипедов. «Ученики» этого изображения видеть не должны. Ставится «учителю» задача: «Посмотри очень внимательно на этот рисунок. Тебе предстоит рассказывать словами, что здесь изображено. Твои ученики должны по твоему рассказу нарисовать у себя идентичную картину. Теперь скажи, сколько времени тебе нужно, чтобы группа справилась с этим заданием?». Получив ответ, засекается время и работа начинается.
Если проходит контрольное время, установленное «учителем», а задание еще не выполнено, я говорю, что время закончилось и спрашиваю: «Сколько еще времени тебе нужно, чтобы группа справилась с заданием?» Получив ответ, снова запускается отсчет времени, и работа продолжается. Когда работа заканчивается, я прошу «учителя» выставить оценки каждому ученику по результатам его работы. Так завершается первый этап упражнения.
На втором этапе участники обсуждают ситуацию. Каждый высказывает свои пожелания «учителю». Учитель тоже делает анализ своей работы. Формулируются те или иные дидактические правила.
На третьем этапе «урок» повторяется с другим учителем (и другим рисунком), который пытается учесть в работе те правила, которые были сформулированы группой.
Примечание: Успешно выполнить упражнение — значит получить от группы рисунки, идентичные оригиналу.
Рефлексия: Садятся в круг происходит сравнение эффективности двух проведенных уроков, делаются соответствующие педагогические выводы.
(На уроке требуется постоянная, поэтапная обратная связь с каждым учеником после каждой операции. Учителя явно недооценивают этого. Типично, когда «учитель», не отрывая взгляда от листа, рассказывает его содержание и вовсе не замечает безмолвной паники в рядах своих учеников. Другой вариант, когда невербальная (по условиям задания) обратная связь осуществляется только с одним учеником, «отличником», а на остальных внимание не обращается. Характерно, что даже те учителя, которые стараются контролировать обстановку, гораздо меньше внимания уделяют ученикам, сидящим не в центре, а по краям и т.д.)
3.Рефлексия мастер-класса (10 мин)
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
- Мне нравится (1)