Групповое занятие с элементами тренинга по профилактике суицида среди подростков «ОРЁЛ ИЛИ РЕШКА»

Якушина Елена Сергеевна

Цель:

  1. Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психолого-социального анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.
  2. Раскрытие  себя как личности, познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими
  3. Осознание необходимости и определение возможностей  личностного роста
  4. Формирование умений организации позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций                   
  5. Развитие навыков рефлексии и обратной связи             
  6. Создание предпосылок для успешной адаптации в социуме

 

Задачи:

  1. Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;
  2. Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;
  3. Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;
  4. Восстановление ощущения ценности собственной личности;
  5. Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;
  6. Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.
  7. Создание условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

8. Помощь учащимся  осознать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения и развивать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_orel_ili_reshka.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МЦЕНСКА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,

МЕДИЦИНСКОЙ  И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

«ЦЕНТР  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

Групповое занятие

 с элементами тренинга

 по профилактике суицида среди подростков

«ОРЁЛ ИЛИ РЕШКА»

Педагог – психолог

                                                                          МБУ г.Мценска «ППМСП – Центр»

Е.С. Якушина                                                                                                    

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения  подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.

Ученые считают, что суицидальное поведение является результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и социокультурных факторов в экстремальных для личности ситуациях.

До сих пор остается неясным, что толкает молодежь на совершение столь безрассудных действий. В любом случае, считается, что лучше предотвратить проблемную ситуацию, чем потом расплачиваться за ее последствия. В связи с этим, должное внимание уделяется стратегиям совладания с трудностями в повседневной жизни молодежи, как факторам профилактики и коррекции суицидального поведения.

Ответственность за жизнь этих неокрепших и неопытных душ несем мы – психологи. И порой от нашего невнимания и где-то даже безразличия, мы упускаем из виду тех, кому мы еще в силах помочь.

Цель: 

  1. Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психолого-социального анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.
  2. Раскрытие  себя как личности, познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими
  3. Осознание необходимости и определение возможностей  личностного роста
  4. Формирование умений организации позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций                    
  5. Развитие навыков рефлексии и обратной связи              
  6. Создание предпосылок для успешной адаптации в социуме

Задачи:

  1. Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;
  2. Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;
  3. Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;
  4. Восстановление ощущения ценности собственной личности;
  5. Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;
  6. Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.
  7. Создание условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

8. Помощь учащимся  осознать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения и развивать их.

Отбор участников: 8-12 детей подросткового возраста (14-16 лет).

Для построения занятий используется следующая схема:

Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей каждого конкретного занятия.

Заключительная часть – рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.

Тренинговые занятия основываются на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ,  обратная связь, рефлексия. Предполагается несколько встреч для более эффективной работы по данному направлению.  

Ход занятия:

  1. Приветствие. Предлагается изготовить бейджи со своим именем, можно разного характера, и приколоть себе на грудь.

  1. Правила работы в группе:
  • Доверительный стиль общения
  • Общение по принципу «здесь» и «теперь»
  • Персонификация высказываний «Я думаю…», «Я считаю…»
  • Искренность в общении
  • Активное участие в происходящем
  • Как можно больше контактов и общений с различными людьми
  • Конфиденциальность(для детей важно отделить информацию о себе от информации о других)
  • Говорить по одному, уважение говорящего
  • Право сказать «пас»
  • Каждый может высказать свое собственное мнение
  • Не критиковать, не оскорблять и не оценивать другого
  • Начинать и заканчивать вовремя

  1. Упражнение «Игрушка о тебе»

Участникам предлагается выбрать понравившуюся игрушку, внимательно на нее посмотреть и рассказать  о своей  игрушке, как ее зовут, какая она, почему они ее выбрали.

Обсуждение: «Вы наверно поняли, что вы говорили о себе от имени игрушки, так и детям проще говорить о себе опосредованно, игрушка – это «ширма». Это упражнение помогает ближе познакомиться с подростком и его внутренним миром»

  1. Упражнение «Хорошо-плохо»

Далее  предлагается обсудить следующую тему: «Хорошо или плохо быть подростком?»  1– й участник «Подростком быть хорошо потому, что…», 2-й участник «Подростком быть плохо …» и т.д.

Обсуждение: «Обратите внимание, в любом возрасте есть «+»и «-» , но человек всегда находит что-то важное в его возрасте, говоря на языке подростка нужно «кайфовать» от жизни.

Детям всегда трудно говорить о себе, тем более подросткам да еще и хорошее. Как же найти положительное в ребенка ?» Ответить  на этот вопрос поможет следующее упражнение.

  1. Упражнение «Зато…»

 Предлагается  по кругу закончить фразу: «Я устала…, зато», «Я небольшого роста…,зато туфли могу покупать любой высоты»

Несмотря на все запреты, ограничения но мы продолжаем жить. И если нет денег, то они рано или поздно появятся, поедите отдыхать, главное время и без этого можно жить, а что же такое жизнь?

  1. Работа в группах «Жизнь – это…»

Разбивается группа на 2 подгруппы (Яблоко, груша,). Предлагается по группам ответить на вопрос «Жизнь – это…». После выполнения обсуждение и если дети не желают отвечать на вопросы или обсуждать, то нужно поблагодарить и оставить это задание для размышления.

  1. Игра «Мячи»

Участники стоят в кругу. Запускается зеленый мяч при этом мяч должен побывать у каждого участника и вернуться к ведущему. Таким образом создается маршрут, который должны все запомнить. Далее после второго  запуска мяча по старому маршруту в игру вводится мяч другого цвета через 3 хода , который «идет» по новому маршруту. В игре может быть  от 3 и более мячей.

  1.  Упражнение «Горы и альпинисты»

На полу изображается черта, за чертой – «обрыв». Все участники становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.

Обратить внимание как использовать поддержку группы.Обсуждение.

  1. Упражнение «Косынка»

Участникам предлагается  завязать на голове косынки так, чтобы был узел. После этого снимают их и слушают следующую инструкцию: «Все вы, кто выполняет это упражнение, поехали на экскурсию в горы. Но возвращаясь обратно случилась авария, в живых остались участники вашей группы. Чтобы спасти ваши жизни врачам пришлось ампутировать правую руку» Участники убирают правую руку за спину. «Завяжите платок, так как он у вас был на голове оставшейся рукой» (участники должны прийти к решению о взаимопомощи)  Далее участникам предлагается завязать платок без рук. (Участники должны догадаться обратиться за помощью к ведущим). Обсуждение

  1. Упражнение «Трон»,  «Браво»,

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет принцем (принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

  1. Упражнение «Каждый знает…»

В этом упражнении вам необходимо поработать  с вопросами, которые могут вызвать у вас воспоминания из своей жизни и вам заново придётся пережить те или иные чувства, связанные с этими воспоминаниями.

Например:

«Каждый из нас хотя бы раз в жизни был уличён во лжи. Какой была эта ложь?» Тот, кому достался этот вопрос, может отвечать на него правдиво, а может и выдумать что-либо. Главное, чтобы  вы отвечали не задумываясь. При этом решающей роли не играет то, соответствует ли действительности ваш ответ.

Материал: карточки с вопросами

  1. У каждого есть что-то, чему он благодарен… Чему благодарны Вы?
  2. Каждый знает, как он может помешать себе…Как это можете сделать Вы?
  3. Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах… В чём хорошо разбираетесь Вы?
  4. Каждый в своей жизни добился успехов… Каких успехов добились Вы?
  5. Каждый знает, что его волнует… Что волнует Вас?
  6. Каждый знает, что он сделал бы прежде всего, если бы у него было достаточно денег… Что с делали бы Вы?
  7. У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце… Какая Ваша ближайшая цель?
  8. У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить до того, как умрёт… Какая у Вас заветная мечта?
  9. Каждому известно, чего он боялся раньше… Чего боялись Вы?
  10. Каждый знает, чему он недостаточно доверяет… Чему не доверяете Вы?
  11. Каждый знает, чего ему не хватает в жизни… Чего не хватает Вам?
  12. Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву… Что приносили в жертву Вы?
  13. У каждого что-то получается лучше всего… Что получается лучше всего у Вас?
  14. Каждый что-то ценит в этой жизни больше всего… Что больше всего цените Вы?
  15. У всех есть какие-то предубеждения… Какие предубеждения есть у Вас?
  16. У каждого есть некоторые особенно яркие впечатления детства… Какое самое яркое впечатление детства есть у Вас?
  17. Каждый знает, что он ненавидит… Что ненавидите Вы?
  18. Каждый знает, что от него ждут другие… Что другие ждут от Вас?
  19. Каждый знает, что он никогда не рассказывал своим родителям… Что не рассказывали своим родителям Вы?
  20. Каждый знает, что он никогда не сделал бы снова… Что никогда  Вы не сделали бы вновь?
  21. Каждый знает, что он хотел бы простить самому себе… Что хотели бы простить себе Вы?
  22. Каждый знает, что он слышит от других с удовольствием… Что с удовольствием слышите от других Вы?
  23. У каждого есть любимое занятие… Какое Ваше любимое занятие?
  24. Каждый совершал ошибку… Какую ошибку совершили Вы?
  25. Каждый знает, как бы он построил свою жизнь, если бы всё можно было начать с нуля… Как бы Вы прожили  свою жизнь, если бы Вам была дана такая возможность?

Карточки перемешиваются, а затем участники в порядке очереди отвечают на вопросы. Причём карточки выбирает не тот, кто будет отвечать на вопрос, а его сосед, который читает вопрос. Примечание: ответы не комментируются, дополнительные вопросы не задаются.

  1. Игры на снятие напряжения «Фрукты – овощи», «Кошка- собака»

  1. Упражнение «Подарок без слов»

Участникам предлагается подарить подарок без слов соседу справа.

  1. Домашнее задание сочинение «Человек создан для счастья», «Мир без людей», «Однажды мне стало радостно», «Вижу себя в будущем» и др.