Групповое занятие с элементами тренинга по профилактике суицида среди подростков «ОРЁЛ ИЛИ РЕШКА»
Цель:
- Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психолого-социального анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.
- Раскрытие себя как личности, познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими
- Осознание необходимости и определение возможностей личностного роста
- Формирование умений организации позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций
- Развитие навыков рефлексии и обратной связи
- Создание предпосылок для успешной адаптации в социуме
Задачи:
- Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;
- Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;
- Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;
- Восстановление ощущения ценности собственной личности;
- Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;
- Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.
- Создание условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
8. Помощь учащимся осознать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения и развивать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_orel_ili_reshka.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МЦЕНСКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,
МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
Групповое занятие
с элементами тренинга
по профилактике суицида среди подростков
«ОРЁЛ ИЛИ РЕШКА»
Педагог – психолог
МБУ г.Мценска «ППМСП – Центр»
Е.С. Якушина
В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.
Ученые считают, что суицидальное поведение является результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и социокультурных факторов в экстремальных для личности ситуациях.
До сих пор остается неясным, что толкает молодежь на совершение столь безрассудных действий. В любом случае, считается, что лучше предотвратить проблемную ситуацию, чем потом расплачиваться за ее последствия. В связи с этим, должное внимание уделяется стратегиям совладания с трудностями в повседневной жизни молодежи, как факторам профилактики и коррекции суицидального поведения.
Ответственность за жизнь этих неокрепших и неопытных душ несем мы – психологи. И порой от нашего невнимания и где-то даже безразличия, мы упускаем из виду тех, кому мы еще в силах помочь.
Цель:
- Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психолого-социального анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.
- Раскрытие себя как личности, познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими
- Осознание необходимости и определение возможностей личностного роста
- Формирование умений организации позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций
- Развитие навыков рефлексии и обратной связи
- Создание предпосылок для успешной адаптации в социуме
Задачи:
- Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;
- Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;
- Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;
- Восстановление ощущения ценности собственной личности;
- Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;
- Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.
- Создание условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
8. Помощь учащимся осознать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения и развивать их.
Отбор участников: 8-12 детей подросткового возраста (14-16 лет).
Для построения занятий используется следующая схема:
Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.
Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей каждого конкретного занятия.
Заключительная часть – рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.
Тренинговые занятия основываются на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия. Предполагается несколько встреч для более эффективной работы по данному направлению.
Ход занятия:
- Приветствие. Предлагается изготовить бейджи со своим именем, можно разного характера, и приколоть себе на грудь.
- Правила работы в группе:
- Доверительный стиль общения
- Общение по принципу «здесь» и «теперь»
- Персонификация высказываний «Я думаю…», «Я считаю…»
- Искренность в общении
- Активное участие в происходящем
- Как можно больше контактов и общений с различными людьми
- Конфиденциальность(для детей важно отделить информацию о себе от информации о других)
- Говорить по одному, уважение говорящего
- Право сказать «пас»
- Каждый может высказать свое собственное мнение
- Не критиковать, не оскорблять и не оценивать другого
- Начинать и заканчивать вовремя
- Упражнение «Игрушка о тебе»
Участникам предлагается выбрать понравившуюся игрушку, внимательно на нее посмотреть и рассказать о своей игрушке, как ее зовут, какая она, почему они ее выбрали.
Обсуждение: «Вы наверно поняли, что вы говорили о себе от имени игрушки, так и детям проще говорить о себе опосредованно, игрушка – это «ширма». Это упражнение помогает ближе познакомиться с подростком и его внутренним миром»
- Упражнение «Хорошо-плохо»
Далее предлагается обсудить следующую тему: «Хорошо или плохо быть подростком?» 1– й участник «Подростком быть хорошо потому, что…», 2-й участник «Подростком быть плохо …» и т.д.
Обсуждение: «Обратите внимание, в любом возрасте есть «+»и «-» , но человек всегда находит что-то важное в его возрасте, говоря на языке подростка нужно «кайфовать» от жизни.
Детям всегда трудно говорить о себе, тем более подросткам да еще и хорошее. Как же найти положительное в ребенка ?» Ответить на этот вопрос поможет следующее упражнение.
- Упражнение «Зато…»
Предлагается по кругу закончить фразу: «Я устала…, зато», «Я небольшого роста…,зато туфли могу покупать любой высоты»
Несмотря на все запреты, ограничения но мы продолжаем жить. И если нет денег, то они рано или поздно появятся, поедите отдыхать, главное время и без этого можно жить, а что же такое жизнь?
- Работа в группах «Жизнь – это…»
Разбивается группа на 2 подгруппы (Яблоко, груша,). Предлагается по группам ответить на вопрос «Жизнь – это…». После выполнения обсуждение и если дети не желают отвечать на вопросы или обсуждать, то нужно поблагодарить и оставить это задание для размышления.
- Игра «Мячи»
Участники стоят в кругу. Запускается зеленый мяч при этом мяч должен побывать у каждого участника и вернуться к ведущему. Таким образом создается маршрут, который должны все запомнить. Далее после второго запуска мяча по старому маршруту в игру вводится мяч другого цвета через 3 хода , который «идет» по новому маршруту. В игре может быть от 3 и более мячей.
- Упражнение «Горы и альпинисты»
На полу изображается черта, за чертой – «обрыв». Все участники становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.
Обратить внимание как использовать поддержку группы.Обсуждение.
- Упражнение «Косынка»
Участникам предлагается завязать на голове косынки так, чтобы был узел. После этого снимают их и слушают следующую инструкцию: «Все вы, кто выполняет это упражнение, поехали на экскурсию в горы. Но возвращаясь обратно случилась авария, в живых остались участники вашей группы. Чтобы спасти ваши жизни врачам пришлось ампутировать правую руку» Участники убирают правую руку за спину. «Завяжите платок, так как он у вас был на голове оставшейся рукой» (участники должны прийти к решению о взаимопомощи) Далее участникам предлагается завязать платок без рук. (Участники должны догадаться обратиться за помощью к ведущим). Обсуждение
- Упражнение «Трон», «Браво»,
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет принцем (принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.
- Упражнение «Каждый знает…»
В этом упражнении вам необходимо поработать с вопросами, которые могут вызвать у вас воспоминания из своей жизни и вам заново придётся пережить те или иные чувства, связанные с этими воспоминаниями.
Например:
«Каждый из нас хотя бы раз в жизни был уличён во лжи. Какой была эта ложь?» Тот, кому достался этот вопрос, может отвечать на него правдиво, а может и выдумать что-либо. Главное, чтобы вы отвечали не задумываясь. При этом решающей роли не играет то, соответствует ли действительности ваш ответ.
Материал: карточки с вопросами
- У каждого есть что-то, чему он благодарен… Чему благодарны Вы?
- Каждый знает, как он может помешать себе…Как это можете сделать Вы?
- Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах… В чём хорошо разбираетесь Вы?
- Каждый в своей жизни добился успехов… Каких успехов добились Вы?
- Каждый знает, что его волнует… Что волнует Вас?
- Каждый знает, что он сделал бы прежде всего, если бы у него было достаточно денег… Что с делали бы Вы?
- У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце… Какая Ваша ближайшая цель?
- У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить до того, как умрёт… Какая у Вас заветная мечта?
- Каждому известно, чего он боялся раньше… Чего боялись Вы?
- Каждый знает, чему он недостаточно доверяет… Чему не доверяете Вы?
- Каждый знает, чего ему не хватает в жизни… Чего не хватает Вам?
- Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву… Что приносили в жертву Вы?
- У каждого что-то получается лучше всего… Что получается лучше всего у Вас?
- Каждый что-то ценит в этой жизни больше всего… Что больше всего цените Вы?
- У всех есть какие-то предубеждения… Какие предубеждения есть у Вас?
- У каждого есть некоторые особенно яркие впечатления детства… Какое самое яркое впечатление детства есть у Вас?
- Каждый знает, что он ненавидит… Что ненавидите Вы?
- Каждый знает, что от него ждут другие… Что другие ждут от Вас?
- Каждый знает, что он никогда не рассказывал своим родителям… Что не рассказывали своим родителям Вы?
- Каждый знает, что он никогда не сделал бы снова… Что никогда Вы не сделали бы вновь?
- Каждый знает, что он хотел бы простить самому себе… Что хотели бы простить себе Вы?
- Каждый знает, что он слышит от других с удовольствием… Что с удовольствием слышите от других Вы?
- У каждого есть любимое занятие… Какое Ваше любимое занятие?
- Каждый совершал ошибку… Какую ошибку совершили Вы?
- Каждый знает, как бы он построил свою жизнь, если бы всё можно было начать с нуля… Как бы Вы прожили свою жизнь, если бы Вам была дана такая возможность?
Карточки перемешиваются, а затем участники в порядке очереди отвечают на вопросы. Причём карточки выбирает не тот, кто будет отвечать на вопрос, а его сосед, который читает вопрос. Примечание: ответы не комментируются, дополнительные вопросы не задаются.
- Игры на снятие напряжения «Фрукты – овощи», «Кошка- собака»
- Упражнение «Подарок без слов»
Участникам предлагается подарить подарок без слов соседу справа.
- Домашнее задание сочинение «Человек создан для счастья», «Мир без людей», «Однажды мне стало радостно», «Вижу себя в будущем» и др.