Агрессивный ребенок в ДОУ
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «SOS», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnyy_rebenok_v_dou.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «SOS», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, завистливы и мстительны, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других, часто отказываются выполнять правила, теряют контроль над собой, сердятся и отказываются сделать что-либо. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Причинами проявления агрессивности могут быть :
• Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.
• Стремление привлечь к себе внимание сверстников, внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребёнка, а ещё хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемлённым самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребёнок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.
• Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
• Стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека);
• Социально-культурный статус семьи;
• Защита и месть;
Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
• Нарушения эмоционально-волевой сферы, появляющаяся в неумении ребенка управлять своим поведением, недостаточном усвоении им общественных норм поведения, общения.
• Неблагополучная семейная обстановка:
• – отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
• – нет единства требований к ребенку;
• – ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
• – физические (особенно жестокие) наказания;
• – асоциальное поведение родителей;
Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют чётких представлений что можно, а что нельзя.
У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку
Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.
Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Ну а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.
Использование в игре воды для снятия напряжения и снижения агрессии.
Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.
1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2. Сдувать из дудочки кораблик.
3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.
4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.
Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведении, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
Использование на занятиях пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию контроля над собственными импульсивными действиями.
Позитивные стратегии, применяемые
при незначительной, неопасной агрессии
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, протереть доску, у тебя это лучше получается");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Приёмы, помогающие снизить агрессию
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации
Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("воспитатель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Как воспитатель может помочь ребёнку
сохранить положительную репутацию.
Для ребёнка самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка и чтобы этого избежать, он будет использовать механизмы защитного поведения. Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребёнка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть", но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Демонстрируйте ребёнку модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение воспитателя (взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать, так как так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания Всё, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
- пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребёнка.
Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.