Выступление в рамках родительского собрания "Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе."
В материале раскрывается специфика психологической готовности дошкольников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках родительского собрания в подготовительной к школе группе №11
Тема: «Психологическая готовность к школе»
Цель: создание условий для психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей).
Задачи:
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школе», дать практические рекомендации по подготовке;
- систематизировать знания родителей (законных представителей) о возрастные особенности дошкольников;
- способствовать развитию интереса родителей (законных представителей) к психолого-педагогической литературе;
- способствовать воспитанию чувства долга и ответственности за подрастающее поколение.
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
Осталось не так много времени до того момента, когда дети станут первоклассниками. Уважаемые родители, вспомните себя, я думаю, что каждый из нас шел в первый класс с надеждой на то, что в школе у него все будет хорошо. Аналогично думают и наши дети.
Но бывает и так: проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое.
Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Бывает так, что в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже прибегали к дополнительным занятиям с опытными педагогами.. Но дело в том, что взрослые занимаясь подготовкой детей к школе, чаще всего проходят программу первого класса.
Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А вот для детей среднего и тем более высокого уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.
Что же включает в себя психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) интеллектуальная готовность;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
Остановимся подробнее на каждом из показателей.
Мотивационная готовность:
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Уровень развития произвольного поведения:
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках,
- не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Доказано, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.
То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Многие не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали. Замечу, что распространенные сегодня игры-пазлз не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
Интеллектуальная готовность:
В школу приходят дети с разным уровнем интеллектуальной готовности, но требования предъявляются ко всем детям одни. Рассмотрим, что же должен знать первоклассник.
- Фамилия, имя свое и родителей, кем и где работают.
- Свой возраст (дату рождения).
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
- Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность), части суток, цвета.
- Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.).
- Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий.
- Запоминать и называть 8-10 предметов, картинок, слов.
Хорошее развитие фонематического слуха:
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «п» в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Для успешного овладения чтением и для граммотного письма.
Естественно, что дети имеющие речевые нарушения будут испытывать трудности, желательно позаботиться об этом заранее. А так же дети со слабо развитой мелкой моторикой будут испытывать трудности при овладении письмом.
Что бы всего этого избежать нужно усиленно работать над тем, что у ребенка в настоящий момент «западает», находится в развитии на недостаточном уровне.
Расскажу о специфике моей работы. В данной группе я как педагог-психолог реализую программу «Приключение будущих первоклассников». Одно занятие в неделю. Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.
На каждом занятии дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно игры, которые способствуют развитию развивающие познавательных процессов, эмоциональной сферы и волевой сферы, формируют адекватную самооценку, а также способствуют приобретению навыков групповой и подгрупповой работы, ребята учатся соблюдать правила игры.
Естественно, что для подготовки к школе этого недостаточно, только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст положительные результаты в развитии и адаптации воспитанника. Для успешного усвоения материала, эго нужно систематически закреплять.