Проект "Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ".
В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по организации сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ. Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников, а также на всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанников с ОВЗ по средствам применения инновационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
XIII Открытый межрегиональный конкурс методических материалов
«СЕКРЕТ УСПЕХА»
Номинация: «Теория взаимодействия – работа с обучающимися с ОВЗ»
ПРОЕКТ
«Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ»
АВТОРЫ ПРОЕКТА
Педагог-психолог Числянюк Мария Александровна
Учитель-логопед Шваб Яна Владимировна
г. Барабинск
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт проекта…………..………………………………………………………………………3
2.Краткая аннотация проекта………………………………………………………………………5
3.Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного учреждения…………………………………………………………………………………………..5
4.Педагогическая целесообразность и новизна проекта………………………………………….6
5.Цель и задачи проекта……………………………………………………….................................7
6.Педагогические принципы построения проекта……………………………..............................7
7. Сроки реализации проекта………………………………………………………………………7
8.План реализации проекта………………………………………………………………………...8
9.Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………11
10.Риски и ограничения реализации проекта……………………………………………………11
11.Отчет по реализации проекта…………………………………………………………………12
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | «Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ» |
Авторы проекта | Авторы проекта: Педагог-психолог Числянюк М.А., учитель-логопед Шваб Я.В. Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190. Тел: (838361) 23624 |
Актуальность проекта | В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка. Статистические данные говорят о ежегодном увеличении числа семей с воспитанниками с ОВЗ. Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим психолого-педагогическим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и учитель-логопед) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ. |
Основная цель проекта | Создание условий для всестороннего и гармоничного развития воспитанников с ОВЗ через организацию комплексного сопровождения семей с использованием инновационных технологий. |
Основные задачи проекта |
|
Сроки реализации | Данный проект является долгосрочным с января 2021 года по декабрь 2021 года. |
Участники проекта | Педагоги и воспитанники МКДОУ №6, родители (законные представители) |
Ресурсы проекта | Кадровые ресурсы: специалисты МКДОУ №6 (педагог-психолог, учитель-логопед), воспитатели. Материально-технические: мультимедийная техника, ксероксы, принтеры, телевизоры, оборудованные помещения в дошкольном учреждении, оборудование в групповых помещениях, прогулочные площадки, малые формы на площадках. Методические ресурсы: ресурсы методического кабинета МКДОУ №6, МКУДО «ЦДОД», детской библиотеки №3, ресурсы сети Интернет. |
Этапы реализации проекта | Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач. Работа по выполнению основных мероприятий, которые происходят в рамках реализации проекта, распределена на три этапа – подготовительный (планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и родителями (законными представителями)), основной (проведение мероприятий с педагогами, детьми, родителями), заключительный (итоговый мониторинг реализации проекта). |
Ожидаемые результаты |
|
Критерии эффективности | 1.Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ. 2.Динамика в развитии воспитанников с ОВЗ |
Риски и ограничения реализации проекта | 1.Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ. 2.Частые пропуски мероприятий для родителей и воспитанников. |
Краткая аннотация проекта
В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по организации сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ. Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников, а также на всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанников с ОВЗ по средствам применения инновационных технологий.
Обоснование актуальности и значимости проекта
для дошкольного учреждения
Каждый человек, начиная с рождения, попадает в различные социальные институты, которые оказывают определенное влияние на развитие и становление его личности. Ни для кого не секрет, что первым важным и наиболее значимым социальным институтом является семья.
Семья создает естественные условия для формирования личности, закладывает основополагающие качества индивида и способствует их развитию. По мере взросления ребенок попадает в новые, ранее не знакомые для него социальные институты, которые в свою очередь могут оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на его развитие. Так дети, достигнув дошкольного возраста, попадают в новый социальный институт – детский сад.
Сложно не согласится с тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Ведь именно данный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов, усвоения норм и правил социального поведения, для выявления и развития способностей и интересов дошкольников, развития эмоциональной сферы. Дошкольный возраст – период фактического склада личности и личностных механизмов поведения.
В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников.
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка.
Статистические данные говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а соответственно растет и число семей.
Естественно, что родители (законные представители) хотят, чтобы их ребенок был успешным, чтобы его развитие соответствовало возрастным нормам. Но в силу определенных обстоятельств (иной род деятельности, чрезмерная занятость на работе, отсутствие желания развиваться и т.д.) не все родители владеют психолого-педагогическими знаниями, являются компетентными в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. В свою очередь некомпетентность родителей (законных представителей) может привести к неблагоприятному развитию личности ребенка, а так как дети наше будущее, то и к неблагоприятному развитию страны в целом.
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим психолого-педагогическим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и учитель-логопед) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Педагогическая целесообразность и новизна проекта
Педагогическая целесообразность проекта обусловлена развитием общества, изменениями в системе дошкольного образования.
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
Доказано, что коррекционно-развивающая работа специалистов сопровождения более эффективна, если она находит подкрепление в семье.
Новизна проекта заключается в том, что родители (законные представители) воспитывающие детей с ОВЗ включены в коррекционную работу, являются активными участниками различных мероприятий, в ходе которых знакомятся с инновационными технологиями и получают возможность применить полученные знания на практике – непосредственно взаимодействуя со своим ребенком в условиях ДОУ или в домашней обстановке.
Учитывая актуальность, которую имеет игровая деятельность в развитии дошкольников, родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ специалисты сопровождения решили познакомить с технологией В. В. Воскобовича, так как, развивающие игры – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика.
Игровые технологии В.В. Воскобовича очень разнообразны, интересны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они дают возможность детям манипулировать с игровым материалом, который удовлетворяет двигательные потребности воспитанников, у детей в непринуждённой обстановке происходит развитие речи, познавательных процессов, творческого потенциала. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Игровые технологии соответствуют всем требованиям ФГОС, и могут использоваться для решения задач по пяти образовательным областям развития ребенка.
Использование игровых пособий Воскобовича в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками с ОВЗ, позволяет сделать занятия более разнообразными, интересными, дают возможность детям почувствовать себя в роли настоящего исследователя. А самое важное, что стимульный материал для игровых ситуаций можно изготовить своими руками.
Кроме вышесказанного новизна проекта заключается еще и в использовании самодельных ростовых кукол в коррекционно-развивающей работе. Куклы играют в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом. В любом возрасте ростовые куклы вызываю интерес, создают ощущение праздника. Куклы постепенно ослабляют нервное напряжение у воспитанников, выступают в роли собеседника, концентрирует на себе внимание, помогает свободно вступать в разговор, способствуют активизации познавательных процессов, побуждают к речевым действиям.
С использованием ростовых кукол коррекционная работа строится на основе праздников, на которые приглашаются дети совместно с родителями (законными представителями). Специалисты сопровождения разрабатывают сценарии, увлекательных, завораживающих путешествий с ростовыми куклами, в процессе игры дети и родители сами того не замечая знакомятся с игровыми технологиями и даже создают совместные игры, которые в дальнейшем могут использовать дома.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для всестороннего и гармоничного развития воспитанников с ОВЗ через организацию комплексного сопровождения семей с использованием инновационных технологий.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ;
- выявление актуальных проблем для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
- способствовать нормализации психологического климата в семьях, расширению психолого-педагогических знаний и представлений родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ;
- познакомить родителей (законных представителей) с инновационными технологиями в сфере образования детей с ОВЗ, способствовать обучению их коррекционным и оздоровительным методикам;
- способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
- способствовать организации взаимодействия и общения между родителями (законными представителями) воспитывающих детей с ОВЗ.
Педагогические принципы построения проекта
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип комплексности;
- принцип доступности и научности;
- принцип поддержки инициатив детей и родителей в различных видах деятельности;
- принцип преемственности.
Срок реализации проекта: 1 год (январь 2021 – декабрь 2021г.)
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь-февраль 2021г.)
Цель: Планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и родителями (законными представителями)
Задачи:
- выявление актуальных проблем для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
- диагностика уровня актуального развития воспитанников;
- разработка плана сопровождения.
II этап – основной (март 2021-ноябрь 2021г.)
Цель: реализация плана сотрудничества между участниками образовательного процесса.
III этап – заключительный (декабрь 2021г.)
Цель: подведение итогов организации комплексного сопровождения родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ.
- анкетирование родителей;
- диагностика уровня актуального развития воспитанников.
Тематический план организации комплексного сопровождения
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1 | Заседание №1 Тема: «Давайте познакомимся» Цель: привлечь внимание родителей к необходимости сотрудничества семьи со специалистами сопровождения; раскрыть особенности функционирования, заинтересовать и мотивировать на плодотворное сотрудничество. Форма проведения заседания «круглый стол». | Март 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
2 | Заседание №2 Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников». Цель: расширение психолого-педагогических знаний родителей, знакомство с эффективными способами и приемами развития мелкой моторики рук. Заседание проходит совместно с детьми. Форма проведения заседания «игра-путешествие с информационной направленностью». | Март 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
3 | Заседание №3 Тема: «Поло-ролевое воспитание ребенка» Цель: Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах полового воспитания детей. Форма проведения заседания «семинар-практикум». | Апрель 2021 | Педагог-психолог Учитель-логопед |
4 | Заседание №4 Тема: «Игровизор В.В. Воскобовича» Цель: способствовать формированию у родителей представлений об игровой технологии «Игровизор», упражнять в умении пользоваться пособием. Форма проведения заседания «семинар - практикум». | Апрель 2021 | Педагог-психолог Учитель-логопед |
5 | Заседание №5 Тема: «Игровой комплекс «Коврограф Ларчик» Цель: создание условий для формирования педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста Форма проведения заседания «мастер-класс» | Май 2021г | Педагог-психолог Учитель-логопед |
6 | Заседание №6 Тема: «Познавательные процессы дошкольников». Цель: систематизировать знания родителей о возрастных особенностях детей. Познакомить с эффективными, способами развития познавательных процессов. Заседание проходит совместно с детьми. Форма проведения заседания «игра-путешествие». | Май 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
7 | Заседание №7 Тема: «Игра в жизни дошкольников» Цель: расширение представлений родителей о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Знакомство с игровыми технологиями. Изготовление игр для развития познавательных процессов своими руками. Форма проведения заседания «семинар - практикум». | Июнь 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
8 | Заседание №8 Тема: «Ориентировка дошкольников в пространстве» Цель: привлечь внимания родителей к проблеме развития пространственных представлений дошкольников; познакомить с эффективными методами и приемами развития. Заседание проходит совместно с детьми. Форма проведения заседания «игра-путешествие». | Июль 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
9 | Заседание №9 Тема: «Развитие коммуникативно-игровой деятельности» Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов воспитанников с ОВЗ. Родители и дети, активные участники Форма проведения заседания «Игровая программа» | Август 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
10 | Заседание №10 Тема: «Стили семейного воспитания» Цель: Систематизировать и пополнить знания родителей о стилях семейного воспитания, раскрыть особенности каждого стиля. Помочь родителям произвести анализ стиля семейного воспитания приемлемого в их семье, рассмотреть достоинства и недостатки влияния данного стиля на формирование личности дошкольника. Форма проведения заседания «семинар-практикум». | Сентябрь 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
11 | Заседание №11 Тема: «Тараторкины посиделки» Цель: создание условий, способствующих совершенствованию практических умений и навыков детей, обогащению лексического запаса; закреплению навыков правильного звукопроизношения. Форма проведения заседания «развлечение» | Сентябрь 2021г. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
12 | Заседание №12 Тема: «Расширение представлений об окружающей действительности и развитие речи у дошкольников» Цель: Познакомить родителей с игровыми технологиями В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса» Заседание проходит совместно с детьми. Форма проведения заседания «игра-путешествие». | Октябрь 2021. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
13 | Заседание №13 Тема: «В поисках букв» Цель: создание условий для развития практических умений и навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Форма проведения заседания «развлечение». | Октябрь 2021. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
14 | Заседание №14 Тема: «Три поросенка» Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний дошкольников по пройденному материалу за текущий период. Форма проведения заседания «развлечение». | Ноябрь 2021. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
15 | Заседание №15 Тема: «В гости к звукам» Цель: создание условий для совершенствования диалогической и связной речи дошкольников. Форма проведения заседания «праздник» | Ноябрь 2021. | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Ожидаемые результаты
В качестве основных показателей эффективности проекта рассматривается повышение уровня актуального развития воспитанников с ОВЗ, посредством комплексного сопровождения родителей (законных представителей) с применением инновационных технологий.
В свою очередь вышесказанное будет способствовать:
- повышению заинтересованности и компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
- родители (законные представители) станут активными участниками образовательных отношений.
Риски и ограничения реализации проекта
Дефицит педагогических кадров, увольнение педагога. | Создание банка данных специалистов по направлению проекта, повышение квалификации работающих в учреждении педагогов. |
Недостаточная мотивация сотрудников на выполнение какой-либо задачи проекта. | Поиск путей стимулирования участников реализации проекта, оказание методической помощи. |
Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ. | Использование различных форм и методов в работе с родителями (законными представителями). |
Частые пропуски мероприятий для родителей и воспитанников. | Организация онлайн трансляций. |