«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»
Данный материал будет полезен педагогам-психологам образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям СОШ, преподавателям ВУЗов.
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_prof_vygoraniyu.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Центр диагностики и консультирования «Доверие»
Методическое объединение учителей-логопедов ДОУ г. Владикавказ
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»
Подготовила:
педагог-психолог
Таймазова О.И.
Владикавказ 2022 г.
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА. Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...
В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. Это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.
«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т.д.
Стадии (фазы) синдрома выгорания).
1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности.
2. Вторая стадия – деперсонализация, начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных.
3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений.
Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:
1) объективные, связанные со служебными обязанностями:
- перегруженность;
- недостаточным пониманием должностных обязанностей;
- низкая оплата труда;
- напряженный характер работы;
- служебные неприятности;
- неудовлетворенность работой.
2) субъективные, связанные:
- с особенностями личности;
- возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»);
- системой жизненных ценностей, убеждениями;
- взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи.
Симптомы профессионального выгорания
К физическим проявлениям относятся:
- общая астенизация;
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- нарушения сна или полная бессонница и др. симптом хронической усталости.
Психологические симптомы проявляются в:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- повышенная раздражительность, частые нервные срывы;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
- несправедливость, потере самоуважения и уверенности в себе, снижении интереса к работе.
Поведенческие проблемы могут быть следующие:
- падение продуктивности труда, работа становится все тяжелее и труднее;
- постоянно берет работу домой, но дома её не делает;
- чувство бесполезности, безразличие к результатам;
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».
Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания"
Использование специальных занятий, упражнений, тренингов, в основу которых положены различные методы и способы управления эмоциональным состоянием.
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем;
- длительный сон; вкусная еда, общение с природой и животными; баня, массаж, движение, танцы, занятия спортом, музыка
Способы саморегуляции.
«Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием. путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
- Способы, связанные с управлением дыхания.
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов. Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
Саморегуляция
- смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном, рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; - мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Эмоциональная поддержка и стимулирование со стороны руководства
Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле — борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:
- Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
- Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
- Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
- Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.
- Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей. (Организуйте 15 минутный перерыв для релаксации, чая).
- Организуйте праздники, создайте традиции (походы, поездки, пикники).
- При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста
- Ставьте успешного сотрудника в пример молодым
- Чаще говорите, что ваше учреждение — надежно и стабильно
- Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм, стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным, будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя.
Заключение
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги, не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Помните! Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее.