ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Таймазова Оксана Ивановна

Наиболее часто у детей дошкольного возраста встречаются нарушения в развитии речи, которые влияют на формирование других сторон психики;

• связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов (недостаточная сформированность процессов мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, восприятия);

• дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи и других психических функций у детей;

• особенности развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи недостаточно широко освещены в специальной литературе.

Данная программа разработана в основном для детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ovz.docx83.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования «Доверие»

«Утверждаю»

Директор МАУДО психологического

Центра диагностики и

                               консультирования «Доверие»

                Т.К. Авсарагова ____________________

     «____» ______2020г_________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Нормативный срок освоения программы  9 мес

                                                                                                                Реализует педагог-психолог

                                                                                                                Таймазова Оксана Ивановна.

Принята на заседании методического совета

Протокол № ___ от _______________ 2019 г

Владикавказ

2020-2021уч.г.

Содержание

1. Определение и назначение программы……………………………………3

2. Аннотация программы ………………………………………………………4

3. Цели и задачи программы …………………………………………………..5

4. Описание участников программы ………………………………………….6

5. Научно-методические и нормативно-правовые основания программы…7

6. Структура и содержание программы ………………………………………9

7. Календарно-тематическое планирование …………………………….......11

7. Используемые методики, технологии, инструментарий ………………....12

8. Гарантия прав участников программы ……………………………………14

9. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы ………………………………………………………………………15

10. Ресурсы для реализации программы ………………………………….....16

10.1. Требования к специалистам, реализующим программу ……………..17

10.2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы ………………………………………………………..17

10.3. Материально-технические условия реализации программы, используемое оборудование и материалы …………………………………..18

10.4. Информационная обеспеченность организации для реализации программы ………………………………………………………………………18

11. Сроки и этапы реализации программы …………………………………..

12. Ожидаемые результаты реализации программы ……………………….19

13. Система организации внутреннего контроля за реализацией

программы ……………………………………………………………………….20

14. Критерии оценки достижения планируемых результатов ……………..21

15. Список литературы ……………………………………………………….. 23

16. Приложение (конспекты занятий, диагностические карты ) …………….28

1. Определение и назначение программы

Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья предназначена для педагогов, педагогов-психологов и может быть использована  как:

• коррекционно-развивающие занятия в качестве дополнительных образовательных услуг для детей в возрасте от 5 до 7 лет;

• профилактическая работа с детьми, не посещающими дошкольное образовательное учреждение.

Программа относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на оказание помощи следующим категориям детей:

  • с ограниченными возможностями здоровья (ЗРР, ЗПРР, ОНР).
  • дети с нормальным уровнем развития, с сохранным интеллектом.

Актуальность данной разработки заключается в следующем:

• наиболее часто у детей дошкольного возраста встречаются нарушения в развитии речи, которые влияют на формирование других сторон психики;

• связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов (недостаточная сформированность процессов мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, восприятия);

• дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи и других психических функций у детей;

• особенности развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи недостаточно широко освещены в специальной литературе.

Данная программа разработана в основном для детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи,

Цель работы по реализации программы состоит в обеспечении психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка, содействия родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения детей.

Взаимодействие и сопровождение педагога  направлена на:

- развитие понимания обращенной речи;

- формирование навыков коммуникации с детьми и взрослыми;

-развитие познавательного интереса и коррекцию познавательных процессов;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование умения ориентировки в пространстве;

-развитие социально-бытовых навыков самообслуживания.

Кроме того, важно формирование у родителей сознания необходимости тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния на ребенка педагогов и семьи с учётом его специфических особенностей.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, к усвоению письменной речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую достаточное овладение и развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия, устойчивости, переключения и распределения внимания, тактильной, слуховой и зрительной памяти, развитие процессов анализа, сравнения и синтеза, классификации и обобщения, что обуславливает развитие наглядно-образного мышления, коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста как с речевой патологией, как основы успешной социализации в обществе и успешного обучения в массовой школе, так и без речевых нарушений.

2. Аннотация программы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. Своевременное обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей имеет большое значение для психического, личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков у детей, что является неотъемлемой частью их подготовки к школе.

Противоречие между важностью специально-организованных коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с ОВЗ и объективной сложностью в реализации данной работы ставят перед специалистами задачи осуществления творческого поиска в решении обозначенных вопросов. Одним из путей решения является специально организованная деятельность по развитию и коррекции познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста.

В программе участвуют дети старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет с ограниченными возможностями здоровья: (ЗРР, ЗПРР, ОНР) и дети с нормальным уровнем развития, с сохранным интеллектом.

Цель коррекционно-развивающих занятийразвитие процессов познавательной сферы и коррекция речевых нарушений посредством специально организованных занятий. Достижению поставленной цели служит решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Форма коррекционно-развивающих занятий –индивидуальная, малые группы. В группе может заниматься до 6-ти детей. Рассчитана на 52 коррекционно-развивающих занятия. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, с интенсивностью 2 раза в неделю.

Каждое занятие программы включает три основных этапа:

1. Организационный этап: приветствие, знакомство с героем, разминка.

2. Основной этап: развивающие игры и упражнения, ручной труд и т.д.

3. Заключительный этап.

Цели и задачи программы

Цель – развитие процессов познавательной сферы посредством специально организованных занятий.

Образовательные задачи:

− развивать основные познавательные процессы восприятия, внимания, памяти и мышления;

− расширять и обогащать словарный запас детей по лексическим темам, в том числе, глагольный словарь;

− развивать связную речь (диалогическую и монологическую);

− раскрывать творческий потенциал каждого ребенка.

Коррекционно-развивающие задачи:

− развивать устойчивость внимания;

− расширять объем восприятия и памяти;

− развивать пространственные и временные представления;

− развивать процессы анализа. Сравнения, синтеза, классификации и обобщения;

− развивать просодическую сторону речи (интонацию, темп, ритм, тембр);

− развивать общую и мелкую моторику;

− развивать чувство ритма;

− формировать процессы саморегуляции.

Воспитательные задачи:

− воспитывать умение выполнять задания по речевой инструкции;

− воспитывать умение внимательно слушать речь педагога;

− воспитывать умение слушать друг друга;

− воспитывать самоконтроль за собственной речью и поведением;

− воспитывать внимательность, усидчивость;

− воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы;

− воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Программа направлена на:

− социально-коммуникативное развитие ребенка (развитие игровых навыков, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками);

− сенсорное развитие ребенка (обогащение чувственного опыта детей, ознакомление со свойствами предметов);

− познавательное развитие (развитие процессов восприятия, внимания, памяти и мышления);

− художественно-эстетическое развитие ребенка (развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация);

4. Описание участников программы

В программе участвуют дети старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, имеющие ограниченные возможности здоровья, их родители и педагоги образовательной организации. Дети могут посещать или не посещать другие дошкольные образовательные организации. Возможно непосредственное участие родителей в занятии (по предложению педагога или желанию

родителя) или ожидание ребенка в отдельном помещении. Количество детей ограничено 6-ю.

Активные участники программы - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данной группе могут находиться дети-инвалиды.

Ограничения и противопоказания для реализации программы в работе педагогов образовательного учреждения при условии их мотивационной готовности отсутствуют.

Критерии ограничения участия в программе детей с ОВЗ:

− отказ родителей (законных представителей) от участия детей в программе;

− личный отказ детей от участия в программе;

− дети, имеющие тяжелую врожденную патологию зрения (слепота), слуха (глухота), опорно-двигательного аппарата;

− к участию в программе не рекомендуются дети, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи;

− дети с клиническими формами психических отклонений без предварительной психологической подготовки для интеграции их в группу.

5. Научно-методические и нормативно-правовые основания программы

Данная программа разработаны на основе принципов дошкольной педагогики:

1. Психолого-педагогический принцип обучения ребёнка с ОВЗ для определения структуры нарушения выявления его индивидуально-психологических процессов.

2. Принцип учёта онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей с ОВЗ.

3. Принцип учета возрастных границ.

4. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.

5. Принцип дифференциации – способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей ребенка, дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

6. Принцип интеграции – позволяет решить такие проблемы, как перегрузка ребёнка, согласовывать содержание образования по различным видам деятельности, систематизировать его знания и умения.

Принципы построения коррекционно-развивающей программы:

Принцип системности

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми раннего возраста и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития личности малыша.

Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – другой.

Принцип личностного подхода

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития ребенка, признания ценности его творческого потенциала, уникальности его личности и права на уважение его потребностей.

Принцип деятельностного подхода

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым невозможно без теплого эмоционального общения. Этот принцип реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, дидактическим материалом и на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение поставленных задач.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка

Система отношений ребенка с близкими взрослыми, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляет важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяет зону его ближайшего развития. Ребенок развивается в единстве целостной системы социальных отношений; таким образом, объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Принцип комплексности методов психологического воздействия

Метод психологического воздействия представляет собой не просто набор операций и совокупность технических приемов. Уже использование тех или иных понятий означает фиксирование соответствующих этим понятиям свойств реального объекта, определенную их иерархию и отражает исходную позицию.

В основу данной программы легли идеи таких известных отечественных и зарубежных исследователей, как Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, Л. Я. Гозман, Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Д. Стерн, Э. Эриксон.

Теоретико-методологическая основа разработки психолого-педагогической программы состоит из:

- положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков и другие);

- положения комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и другие);

- понятия образовательной среды (и производные от него) (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева, В.А. Панов, В.С. Собкин, О.С. Газман, М.В. Кларин, В.В. Рубцов, И.Д. Фрумин, В. А. Ясвин, Е.Г. Будрина и другие)

Нормативные документы

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Уставом Центра, Положением о группе кратковременного пребывания компенсирующей направленности Центра, Положением о программе профилактической и коррекционно-развивающей работы педагогических работников Центра и основной адаптированной общеобразовательной программой дошкольного образования Центра.

6. Структура и содержание программы

Организация работы педагога-психолога.

Основные субъекты психолого-педагогического сопровождения:

- обучающиеся;

- родители (законные представители);

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения включает пять образовательных областей:

- познавательное направление

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к самостоятельному познанию.

- речевое направление

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

- социально-коммуникативное направление

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям.

- физическое направление

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих формированию координации движения, крупной и мелкой моторики, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

- художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство. Диагностика

1

2.

«Огород. Овощи». Ознакомление

1

3.

«Огород. Овощи». Закрепление

1

4.

«Осень. Признаки осени»

1

5.

«Осень. Осенний лес»

1

6.

«Сад. Фрукты». Ознакомление

1

7.

«Сад. Фрукты». Закрепление

1

8.

«Грибы. Ягоды». Ознакомление

1

9.

«Грибы. Ягоды». Закрепление

1

10.

«Одежда»

1

11.

«Обувь»

1

12

«Игрушки». Ознакомление

1

13

«Игрушки». Закрепление

1

14

«Продукты питания. Посуда». Ознакомление

1

15

«Продукты питания. Посуда». Закрепление

1

16

«Путешествие в страну геометрических фигур»

1

17

«Путешествие в страну геометрических фигур»

1

18

Тема: «Путешествие в мир транспорта»

19

«Профессии». Ознакомление

1

20

«Профессии». Закрепление

1

21

«Зима». Ознакомление

1

22

«Скоро Новый год»

1

23

«Скоро Новый год». Продолжение.

1

24

«Домашние животные зимой». Ознакомление

1

25

«Домашние животные зимой» Закрепление

1

26

«Зимующие птицы». Ознакомление

1

27

 «Дикие животные зимой». Ознакомление

1

28

«Дикие животные зимой». Закрепление

1

29

«Зима». Закрепление

1

30

«Зима». Обобщение

1

31

«Мебель». Ознакомление

1

32

«Мебель». Закрепление

1

33

«Моя семья»

1

34

«День Защитника Отечества. Наша Армия»

1

35

«Части тела». Ознакомление

1

36

«Части тела». Закрепление

1

37

«Весна». Ознакомление

1

38

«Мамин день»

1

39

«Наш город».

1

40

«Весна» (продолжение)

1

40

«Путешествие в страну деревьев и нежных цветов»

1

41

«Цветочная поляна». Ознакомление

1

42

«Цветочная поляна». Обобщение

1

43

«Комнатные растения». Ознакомление

1

44

«Комнатные растения». Закрепление

1

45

«Рыбы»

1

46

«Морское путешествие»

1

47

«Птичий двор»

1

48

«Разноцветная страна»

1

49

«Насекомые»

1

50

«Лето»

1

51

«Лесная школа»

1

52

Итоговое занятие

1

52 ч.

План коррекционно-развивающей работы при дистанционном обучении.

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Рекомендации родителям

1

«Огород. Овощи». (ознакомление).

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; развивать тактильные ощущения; память, моторику руки, снимать психоэмоциальное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса по теме, на развитие памяти, моторики руки

2

«Огород. Овощи». (закрепление)

расширять активный и пассивный словарь по лексической теме занятия; развивать внимание, память, тактильные и кинестетические ощущения; снимать эмоциональное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса по теме, на развитие внимания, памяти, моторики руки

3

«Осень. Признаки осени. Осенний лес»

(ознакомление)

расширять представления о времени года и его признаках; обогащать словарь по лексической теме занятия; развивать тактильное и слуховое восприятие; формировать положительный эмоциональный настрой и мотивацию к занятию.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса по теме, на развитие внимания, памяти, моторики руки

4

«Осень. Признаки осени. Осенний лес» (закрепление)

расширять представления о времени года и его признаках; обогащать словарь по лексической теме занятия; развивать тактильное и слуховое восприятие; формировать положительный эмоциональный настрой и мотивацию к занятию.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса по теме, на развитие памяти, моторики руки

5

«Сад. Фрукты». (ознакомление).

расширять активный и пассивный словарь по лексической теме занятия; развивать цветовосприятие; память и мышление, моторику руки, создавать благоприятную психологическую атмосферу в группе.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

6

«Сад. Фрукты». (закрепление).

обогащать словарный запас по лексической теме занятия; развивать зрительное и слуховое восприятие; память и мышление, моторику руки, создавать благоприятную психологическую атмосферу.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие памяти, моторики руки

7

«Грибы. Ягоды» (ознакомление).

расширять активный и пассивный словарь по лексической теме занятия; развивать тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие; внимание и память, мелкую моторику руки, снимать психоэмоциональное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

8

«Грибы. Ягоды» (закрепление).

расширять активный и пассивный словарь по лексической теме занятия; развивать тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие; внимание и память, мелкую моторику руки, снимать психоэмоциональное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

9

«Одежда»

(ознакомление).

Задачи: формировать представления о предметах сезонной одежды; повышать объем восприятия и внимания, памяти, мышления; способствовать эмоциональному благополучию детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

10

«Одежда»

(закрепление).

формировать представления о предметах сезонной одежды; повышать объем восприятия и внимания, памяти, мышления; способствовать эмоциональному благополучию детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

11

«Обувь»

расширять круг представлений о предметах сезонной обуви; развивать устойчивость внимания; повышать объем восприятия и внимания; развитие мышления, регулировать двигательную активность детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

12

«Игрушки». (ознакомление)

развивать и расширять словарный запас по лексической теме занятия; формировать концентрацию внимания; развивать коммуникативные умения детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

13

«Игрушки». (закрепление)

совершенствовать представления по лексической теме; формировать концентрацию внимания; развивать коммуникативные умения детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

14

«Посуда». Продукты питания.

(ознакомление)

обогащать представления о предметах посуды; формировать умение переключать внимание; развивать коммуникативные умения детей.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

15

«Посуда. Продукты питания». (закрепление)

углублять представления по лексической теме; формировать умение переключать внимание, память, мышление, развивать коммуникативные умения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

16

«Путешествие в страну геометрических фигур» (ознакомление)

углублять представления по лексической теме; формировать умение переключать внимание, память, мышление, развивать коммуникативные умения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

17

«Путешествие в страну геометрических фигур» (закрепление)

углублять представления по лексической теме; формировать умение переключать внимание, память, мышление, развивать коммуникативные умения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

18

«Транспорт»

расширять представления по лексической теме занятия; развивать умение распределять внимание; формировать произвольную саморегуляцию.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

19

«Профессии»

(ознакомление)

развивать фонематический слух; развивать чувство ритма; формировать тактильную память; мышление, снимать мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

20

«Профессии» (продолжение)

развивать фонематический слух; развивать чувство ритма; формировать тактильную память; мышление, снимать мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

21

«Зима» (ознакомление)

развивать зрительную память; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

22

«Скоро Новый год»

расширять кругозор; развивать коммуникативные и социальные умения; развивать творческие способности, снижение агрессии, повышение настроения, снятие нервно психического напряжения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

23

«Скоро Новый год» (продолжение)

расширять кругозор; развивать коммуникативные и социальные умения; развивать творческие способности, снижение агрессии, повышение настроения, снятие нервно психического напряжения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

24

«Домашние животные зимой» (ознакомление)

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

25

«Домашние животные зимой» (продолжение)

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

26

«Зимующие птицы»

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

27

«Дикие животные» (ознакомльение)

увеличивать объем оперативной памяти; формировать процессы саморегуляции.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

28

«Дикие животные» (закрепление)

увеличивать объем оперативной памяти; формировать процессы саморегуляции.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

29

«Зима». Закрепление

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

30

«Зима». Обобщение

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

31

«Мебель» (ознакомление)

формировать умение согласовать в предложении существительные с числительными и прилагательными; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; совершенствовать коммуникативные умения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

32

«Мебель» (закрепление)

формировать умение согласовать в предложении существительные с числительными и прилагательными; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; совершенствовать коммуникативные умения.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

33

«Моя семья».

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

34

«День Защитника Отечества. Наша армия»

совершенствовать умение правильно использовать предлоги; развивать умение классифицировать предметы, понятия и подбирать обобщающее слово; формировать произвольную саморегуляцию.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

«Части тела». (ознакомление)

расширять и обогащать словарный запас по лексической теме занятия; повышать объем восприятия, внимания, памяти, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

35

«Части тела». (закрепление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

36

«Весна». (ознакомление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

37

«Мамин день»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

38

«Наш город».

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

39

«Весна» (закрепление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

40

«Путешествие в страну деревьев и нежных цветов»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

41

«Цветочная поляна». (ознакомление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

42

«Цветочная поляна». (обобщение)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

43

«Комнатные растения». (ознакомление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

4

«Комнатные растения». (закрепление)

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

45

«Рыбы»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

46

«Морское путешествие»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

47

«Птичий двор»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

48

«Разноцветная страна»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

49

«Насекомые»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

50

«Лето»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики руки

51

«Лесная школа»

развивать процессы словообразования по лексической теме; развивать мыслительные операции классификации и обобщения; создавать положительный эмоциональный настрой.

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, продолжать развивать внимание, память, восприятие, мышление, простанственно-временные и количественные понятия

52

Итоговое занятие

Срез знаний по пройденной программе (уметь концентрировать внимание, запоминать, припоминать, классифицировать, обобщать и т.д.).

После дистанционного занятия на электронную почту родителям высланы материалы на обогащение словарного запаса, продолжать развивать внимание, память, восприятие, мышление, простанственно-временные и количественные понятия

7. Используемые методики, технологии, инструментарий

При реализации данной программы используются информационно-коммуникативные, игровые и здоровьесберегающие технологии, технология социально-личностного развития и технология взаимодействия с родителями в современных условиях.

На занятиях используются различные методы и приемы:

• упражнения (творческого, подражательно-исполнительского характера, коммуникативные);

• игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные;

• дидактические, развивающие игры;

• знакомство с художественными произведениями (стихи, загадки, сказки)

• рассматривание иллюстраций

• аппликация, лепка, конструирование, тематическое рисование;

• элементы сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии;

• дыхательная и глазодвигательная гимнастика;

• элементы массажа и самомассажа.

Диагностические методы: тестирование, анкетирование, наблюдение, консультирование.

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Диагностический комплект методик Семаго М.М. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста».

Методика «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных организаций. Москва ГЕНЕЗИС, 2008.

Для детей, не имеющих снижение интеллектуальных возможностей (имеющих норму возрастного развития) предлагаются субтесты, соответствующие возрасту ребенка.

Субтест 1 «Лесенка» - выявление самооценки ребенка.

Субтест 2 «Нелепицы» - выявление общей осведомленности ребенка.

Субтест3 «Времена года» - выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Субтест 4 «Найди такую же картинку» - выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов (сравнение) на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивочти внимания, целенаправленности восприятия.

Субтест 5 «10 предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти.

Субтест 6 «Найди «семью» - выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному значению (классификация), подбирать обобщающие слова (обобщение).

Субтест 7 «Рыбка» - определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Субтест 8 «Рисунок человека» - выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня его мелкой моторики.

Субтест 9 «Последовательные картинки» - выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять последовательный рассказ.

Субтест 10 «Разрезные картинки» - выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Субтест 11 «На что это похоже?» - выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления».

Критерии оценки по каждому познавательному процессу:

Средний уровень - 2 балла

Ниже среднего – 1 балл

Низкий – 0 баллов

Критерии оценки уровня развития процессов познавательной сферы:

Высокий уровень – 14-18 баллов

Средний уровень – 9-13 баллов

Низкий уровень – 0-8 баллов

Для детей, имеющих снижение интеллектуальных возможностей (не имеющих норму возрастного развития) предлагаются субтесты более раннего возраста (меньше на 1 год).

Субтест 1 «Коробка форм» - оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений

Субтест 2 «Покажи и назови» - выявление общей осведомленности ребенка.

Субтест 3 «Матрешка 4-составная» - выявление сформированности понятия величины, состояния моторики, наличие стойкости интереса.

Субтест 4 «Разрезные картинки 4-составные» - выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Субтест 5 «8 предметов» - исследование объема образной памяти.

Субтест 6 «Лабиринты» - оценка умения понимать инструкцию, устойчивочти, концентрации, объема внимания, целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Субтест 7 «Найди такую же картинку» - выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов (сравнение) на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивочти внимания, целенаправленности восприятия.

Субтест 8 «Найди домик для картинки» - выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки (классификация), подбирать обобщающие слова (обобщение).

Субтест 9 «На что это похоже?» - выявление уровня воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Критерии оценки по каждому познавательному процессу:

Средний уровень - 2 балла

Ниже среднего – 1 балл

Низкий – 0 баллов

Критерии оценки уровня развития процессов познавательной сферы:

Высокий уровень – 14-18 баллов

Средний уровень – 9-13 баллов

Низкий уровень – 0-8 баллов

8. Гарантия прав участников

Гарантия прав участников программы (специалисты, дети и их родители) обеспечивается обязанностью специалиста знать и соблюдать права детей и родителей, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Федеральными и региональными законодательными актами; Этическим кодексом практического психолога.

Во время проведения занятий программы специалисты несут ответственность за безопасность среды, соблюдение требований СанПина и качество профессиональной деятельности.

9. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы

Педагоги и специалисты обязуются предоставить образовательную услугу по Программе дополнительного образования «Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Форма обучения – очная, в соответствии с Программой дополнительного образования и расписанием занятий. Освоение Программы дополнительного образования осуществляется в течение учебного года.

Педагоги и специалисты вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс; не принимать в образовательное учреждение обучающегося с признаками заболевания; не осуществлять медикаментозное лечение обучающегося в период его пребывания в образовательном учреждении; незамедлительно информировать родителей в случае ухудшения состояния здоровья, самочувствия обучающегося (в подобных случаях оказать первую медицинскую помощь обучающемуся до приезда родителей (законных представителей) или прибытия скорой медицинской помощи).

Родители (законные представители) вправе получать информацию от специалиста по вопросам организации и обеспечения надлежащего предоставления вышеуказанной услуги; обращаться к педагогу по вопросам, касающимся образовательного процесса; пользоваться в порядке, установленном локальными нормативными актами, имуществом образовательной организации, необходимым для освоения Программы дополнительного образования; принимать в порядке, установленном локальными нормативными актами, участие в социально-культурных, оздоровительных и иных мероприятиях, организованных в образовательной

организации; находиться с обучающимся в образовательном учреждении в процессе оказания услуг.

Педагоги и специалисты обязаны довести до родителей информацию, содержащую сведения о предоставлении образовательных услуг в порядке и объёме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательной услуги; обеспечить обучающемуся необходимые условия освоения Программы дополнительного образования; сохранять место за обучающимся в случае пропуска занятий по уважительным причинам; обеспечить обучающемуся уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» в части сбора, хранения и обработки персональных данных родителей (законных представителей) и обучающегося.

Родители обязаны заблаговременно извещать педагогов о причинах отсутствия обучающегося на занятиях; соблюдать требования учредительных документов и иных локальных нормативных актов образовательной организации; приводить обучающегося в опрятном виде: в чистой одежде и обуви, аккуратно постриженными и причёсанными, с коротко стриженными ногтями; обращать внимание на соответствие одежды и обуви обучающегося времени года и температуре воздуха, возрастным и индивидуальным особенностям; приводить обучающегося в образовательное учреждение здоровым и информировать сотрудников о каких-либо изменениях, произошедших в его состоянии здоровья дома; если у обучающегося проявляются аллергические реакции и есть другие особенности здоровья и развития, поставить в известность администрацию и педагога образовательного учреждения, представить соответствующее медицинское заключение;не допускать наличия у обучающегося потенциально опасных для жизни и здоровья предметов (таблеток, зажигалок, колющих, режущих предметов, жевательной резинки, разборных игрушек с мелкими деталями и т.п.), не закалывать булавками, значками одежду; незамедлительно сообщать педагогу об изменении персональных данных (контактного телефона и места жительства и др.); обеспечить посещение обучающимся образовательной организации согласно правилам внутреннего распорядка; заблаговременно информировать педагога о предстоящем отсутствии обучающегося в образовательном учреждении или его болезни.

Между родителями (законными представителями) с одной стороны и образовательной организацией с другой стороны подписывается договор об образовании по Программам дополнительного образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Договором.

10. Ресурсы для реализации программы

10.1. Требования к специалистам, реализующим программу

Педагоги, осуществляющие реализацию данной программы, должны знать особенности развития обучающихся, специфику и основные принципы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ; уметь использовать различные методы и формы работы с детьми указанной категории; владеть навыками проведения развивающих занятий, игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагоги должны быть профессиональными коммуникаторами, уметь предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации между детьми и родителями.

Педагоги должны оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся, методическую и консультативную помощь родителям (памятки, буклеты, письменные и устные консультации).

10.2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы

Примерный перечень программ, используемых в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога:

1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И., М.: Просвещение, 1989. – 127 с.

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003 г.

3. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

6. Программа психологических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» Авторы: Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. (в адаптации).

7. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Н.Ф. Иванова Волгоград, 2009 г.

8. Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий. / И. С. Погудкина. – М.: «НКЦ», 2011 г.

9. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – М.: Генезис, 2003 г.

12. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия (старшая группа): Конспекты занятий / В.Л. Шарохина. – М.: Книголюб, 2005 г.

10.3. Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы

Условия проведения:

1. Групповые занятия проводятся в помещении при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм.

2. Занятия проводит педагог в присутствии родителей (законных представителей) или без них.

3. Осуществляется единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы.

4. Создается эмоционально-положительная развивающая среда.

5. Организуется активная совместная деятельность ребенка и взрослого в ходе занятия.

6. Используется наиболее привлекательное игровое оборудование в комплекте на каждого ребенка.

7. Свобода творчества.

8. Психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.

10.4. Материально-технические условия реализации программы, используемое оборудование и материалы

Для успешной реализации программы необходимо создание благоприятных условий:

- безопасная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;

- наличие отдельного помещения, расположенного на первом этаже, предусматривающего организацию следующих зон: игровая - спортивная зона (с ковровым покрытием); зона взаимодействия ребенка со взрослым - детская мебель для рисования, лепки, конструирования, либо свободное расположение на полу с использованием досточек, клеенок и т.п.; зона отдыха (релаксирующая сфера) - ворсистое покрытие на полу; две емкости с водой и песком, возле каждой емкости специально подобранные игрушки и предметы с водой и песком, камушками, ракушками, желуди, шишечки, фасоль, горох; небольшой фонтанчик; поролоновый матрас или мат. В одном из углов - красивый тканевый вигвам без окон и, важной частью этого помещения является кукольный мини-театр; сенсорный уголок; гигиеническая - с санузлом и умывальником; раздевалка; зона технического обеспечения: музыкальный центр с набором дисков с записями звуков природы и детских песен.

Методические материалы: набор игрушек и настольных игр, соответствующих возрасту детей,  пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, раздаточный материал, библиотека практического психолога.

Используемое оборудование и материалы

Сухой бассейн

Цветные мягкие модули

Сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и др.

Разрезные картинки на разные лексические темы

Куклы

Машины разных видов (трактор, пожарная машина, скорая помощь, грузовик и др.)

Столы и стулья

Мольберт

Муляжи овощей, фруктов, и др.

Погремушки

Магнитная доска и набор магнитов

Шнуровки

Пирамиды

Природные материалы

Канцелярские принадлежности

1. Набор цветной бумаги

2. Набор цветного картона

3. Ножницы, клей

4. Цветные карандаши

5. Восковые мелки

7. Пластилин

9. Альбом для рисования

10. Детская доска для рисования

13. Стакан-непроливайка

14. Краски акварельные

15. Кисточки

10.5. Информационная обеспеченность учреждения для реализации программы

1. Интернет – ресурсы.

2. Компьютер (ноутбук).

4. Библиотека педагога

5. Детская литература.

6. Видеокамера или фотоаппарат с функциями фото- и видеосъемки.

Перечень использованных информационных ресурсов Интернет: использование ресурсов программы Exсel, Statistica для обработки данных, полученных в ходе диагностического обследования; использование текстовых редакторов для оформления документации; программ MicrosoftOffice, PowerPoint для создания презентации; диагностических программ «Иматон», «Когито-центр».

12. Ожидаемые результаты реализации программы

Умения детей с нормой интеллектуального развития, имеющих общее недоразвитие речи к концу учебного года:

внимание

• Выполнять задание, не отвлекаясь около 10-12 минут

• Находить 5 - 6 отличий между предметами

• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов

• Выполнить самостоятельно задания по предложенному образцу

• Копировать в точности узор или движение

• Уметь находить одинаковые предметы

память

• Уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

• Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

• Пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

• Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

• Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

• Запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

• Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

мышление

• Классифицировать предметы по определенным признакам

• Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам и называть обобщающие слова (см. выше возрастные нормы)

• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам

• Решать простые логические задачи

• Выстраивать логический ряд из фигур

• Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

мелкая моторика

• Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования

• Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

• Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

• Ориентироваться в тетради на печатной основе

• Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей; уметь копировать простейшие рисунки.

Умения детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью к концу учебного года:

внимание

• Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 7-9 минут;

• Удерживать в поле зрения 5-7 предметов;

• Находить 4-6 отличий между предметами;

• Выполнять с помощью и самостоятельно задания по предложенному образцу;

• Уметь находить одинаковые предметы.

память

• Уметь запоминать не менее 5 предложенных предметов или названных слов;

• Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

• Пересказывать содержание небольшого произведения с помощью;

• Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни с помощью;

• Запоминать и повторять небольшие фразы;

• Уметь сравнивать два изображения по памяти с помощью.

мышление

• Сравнивать два предмета между собой, называя, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

• Классифицировать предметы по определенным признакам и называть обобщающие слова (см. ниже возрастные нормы);

• С помощью и самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;

• Уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;

• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ с помощью;

• Уметь с помощью и самостоятельно складывать разрезную картинку из 4-5-ти частей.

Мелкая моторика

• Уметь проводить прямые волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;

• Уметь обводить рисунок по точкам и по линиям;

• Уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за пределы рисунка;

• Уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур с помощью;

• Уметь копировать простейшие рисунки.

13. Организация внутреннего контроля за реализацией программы

1. Обсуждение содержательной и диагностической составляющей программы на расширенном заседании МО педагогов-психологов и учителей-логопедов.

2. Рассмотрение программы на заседании методического объединения педагогов-психологов и социального педагога Центра.

3. Утверждение программы на педагогическом совете.

4. Посещение занятий представителями администрации.

5. Проведение открытых занятий для специалистов Центра согласно годового плана Центра и плана МО педагогов Центра.

14. Критерии оценки достижения результатов

Качественные критерии достижения результатов:

Критерии социально-коммуникативного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- умеет использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;

- умеет включаться в разнообразные повседневные дела;

- умеет называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;

- знает части своего тела, их функциональное назначение;

- умеет называть родителей по имени и отчеству, понимает родственные связи;

- имеет представление о городе, стране (названия);

- имеет представления о профессиональной деятельности людей;

- умеет взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;

- умеет эмоционально-положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);

- использует адекватные формы поведения в группе;

- владеет элементарной оценкой своих поступков и действий;

- владеет навыками безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;

- умеет сопереживать, имеет эмоциональную отзывчивость.

Критерии познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

- интеллектуальные – самостоятельно проводит операции анализа, сравнения, синтеза, классификации и обобщения;

- эмоциональные – адекватно переживает успех, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные – целенаправленное поведение, устойчивое по возрасту внимание, способен к выбору и принятию решения;

- творческие – создает новые образы, большое количество ассоциаций на заданную форму.

Критерии художественно-эстетического развития детей ограниченными возможностями здоровья

Такие, как:

- самостоятельно или с помощью создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только форму, цвет, пропорции, фактуру изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение;

- самостоятельно или с помощью создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно или с помощью планирует работу и анализирует результат.

Количественные критерии достижения результатов:

- повышение устойчивости и объема внимания, умения переключать и распределять внимание на 30-40%;

- увеличения оперативной зрительной и слуховой памяти на 40-50% (умение запоминать и воспроизводить без ошибок);

- рост объема зрительного восприятия, повышение умения делать зрительный анализ и синтез на 30%;

- повышение умения делать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение) на 40%.

Количественные критерии достижения результатов для детей с РАС:

- повышение устойчивости и объема внимания, умения переключать и распределять внимание на 10%;

- рост объема зрительного восприятия, повышение умения делать зрительный анализ и синтез на 10%;

- повышение умения делать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез) на 10%.

Список литературы

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

2. Воспитание детей в игре / Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под ред. Д. В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

3. Воспитание личности дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. – Шадринск; 1992. – 119 с.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: Росмэн – Пресс, 2004. – 80 с.

5. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск: Народная Асвета, 1996.– 339 с.

7. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

8. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: Гном – пресс, 1998. – 53 с.

9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5. – С. 11 – 16.

10. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

11. Основы социальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

12. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забраминой. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

13. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 440 с.

14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разног возраста. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 384 с.

15. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Айрис – пресс, 2004. – 224с.

16. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.,: Валерии СПд; М.: ТЦ Сфера, 2002. – 112 с.

17. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 c.

18. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика / Л.П.Савина. – М.: АСТ, 2005. – 44 с.

19. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е.Светлова. – М.: Эксмо, 2005. – 72 с.

20.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова. – СПб.: Астрель, 2007. – 42 с

Детская литература

1. Иманова Н.М. Книжка-игрушка «Игрушки». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2011.

2. Иманова Н.М. Книжка-игрушка «Ферма». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2014.

3. Иманова Н.М. Книжка-игрушка «Овощи». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2011.

4. Лагздынь Г.Р. Книжка с играми «Животные». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2011.

5. Русские народные потешки. Книжка-игрушка «Тень-тень-потетень». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2009.

6. Лагздынь Г.Р. Книжка с играми «Времена года». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2011.

7. Иманова Н.М. Книжка-игрушка «Мой дом». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», 2014.

8. Иманова Н.М. Книжка с играми «Машинки». Подольск: ЗАО «Степ Пазл», XZ2014.

9. Загадки «Домашние животные». Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2008.

10. Панасова Е. Загадки о животных. Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2009.

11. Курмашев Р. Книга-пазл «Птичий двор». Москва, 2017

12. Курмашев Р. Книга-пазл «В селе». Москва, 2017

13. Курмашев Р. Книга-пазл «В доме». Москва, 2017

14. Кунай Н. Песенки друзей «Винни-Пух». Москва: Издательский дом «Юнион», 2005.

15. Скурат В. Песенки друзей «Золушка». Москва: Издательский дом «Юнион», 2007.

16. Руссккая народная сказка «Маша и медведь». Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-пресс», 2007.

17. Спящая красавица. Серия «Маленькая принцесса». Москва: ЗАО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2006.

18. Буланова С. Маленькая фея и ее друзья. Москва: ООО «Стрекоза-Пресс», 2007.

19. Буланова С. Маленькая фея едет на бал. Москва: ООО «Стрекоза-Пресс», 2007.

20. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. Москва: Изд-во Эксмо, 2004. – 48 с.

21. Любимые песни из мультиков / Под ред. Никитиной А. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2015.

22. Русская народная сказка «Репка». Москва: ООО «Стрекоза», 2008.

23. Русская народная сказка «Мал, да удал». Минск: «Книжный дом», 2007.

24. Русская народная сказка «Петушок и курочка». Минск: «Книжный дом», 2008.

25. Русская народная сказка «Глупая ворона». Минск: «Книжный дом», 2008.

26. Шустова И.Б. Книжка с наклейками «Птицы». Москва: ООО «Дрофа-Плюс», 2007.

27. Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно. 6 лет. СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 64 с.

28. Янушко Е.А. «Это может ваш малыш». Пластилиновый снежок. М.: Мозаика синтез, 2010.

29. Янушко Е.А. «Маленький художник» Рисуем пальчиками. М.: Мозаика синтез, 2010.

30. Колдина Д.Н. «Маленький художник». Пластилиновый зоопарк. М.: Мозаика синтез, 2010.

31. Янушко Е.А. «Это может ваш малыш». Рисуем пальчиками. М.: Мозаика синтез, 2010.

32. Бялковская С., Карганова Е., Яковлев Ю. Белая шкурка и другие истории. М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.

33. Арбеков В., Карганова Е. Пирожок и другие истории. М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.

34. Иванов А. Раз горох, два горох. Хитрая ворона. М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.

35. Кумма А., Рунге С., Титова Т. Пропал Петя-петушок и другие истории. М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.

36. Сказки и потешки. Смоленск: ОАВО Изд-во «Высшая школа», 2015.

37. Что такое хорошо и что такое плохо. М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2012.

Библиотека педагога

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с

2. Ильина М.А. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.

3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб, 2006. - 368 с.

4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Художник Масленникова Е.П. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

5. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. - М.: Книголюб, 2005. - 48 с.

6. Кузнецова С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / С.А. Кузнецова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 282 с.

7. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 79 с.

8. Стребелева Е.А. Формирвоание мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 с.

9. ТоршиловаЕ.М.,Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-2-е изд., перераб и доп. - 141 с.

10. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников / П. Уорнер; пер. с англ. Ж.А. Шлантайте. - 3-е изд. - Мн.: «Попурри», 2007. - 160 с

11. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

                                                                                                              Приложение

Таблица 1

Сравнительные результаты стартовой и итоговой диагностики развития познавательных процессов старших дошкольников с ОВЗ

Ин

Кругозор, восприятие, пространственная ориентировка, память

Мышление

Внимание

Средний

балл

уровень

Общая осведомленность

Зрит анализ, синтез

Зрительная и слуховая память

Классификация,обобщение

Наглядно-образное мышление

Причинноследственные связи

Понимание скрытого смысла

Н

О

КО

НО

КО

Н О

К

О

Н

О

К

О

Н

О

К

О

Н

О

К

О

Н

О

К

О

Н

О

К

О

Н

О

К

О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Анализ результатов показал, что у детей средний уровень сформированности внимания после проведения специальных коррекционно-развивающих занятий увеличился на 40%. Также, повысился объем зрительной памяти на 50%, зрительного восприятия на 30%. В развитии процессов мышления прибавка составила 40 %. Приведем полученные результаты на рисунке 1.