Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет «Мир песочной фантазии»
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет
«Мир песочной фантазии»
Составитель: педагог-психолог, отделения психолого-педагогической реабилитации Бакшалиева Ольга Ионасовна
ст. Тбилисска
Учебный план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет
«Мир песочной фантазии»
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | «Мир песочной фантазии» | 5 | 2 | 3 |
Всего: | 5 | 2 | 3 |
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет
«Мир песочной фантазии»
№ п/п | Название тем | Количество учебных часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
«Мир песочной фантазии» | 5 | - | 5 | |
1. | Здравствуй песочная страна | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
2. | В гостях у песочного человека | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
3. | Рисуем сами | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
4. | Мое настроение | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
5. | Необыкновенные следы | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
6. | Песочные строители | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
7. | Цветочная фантазия | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
8. | Минутка свободного рисования | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
9. | Позитивный настрой | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
10. | Сказочная страна | 0,5 | 0.2 | 0,3 |
Всего: | 5 | 5 |
Пояснительная записка.
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.
Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.
Особый интерес у детей с ограниченными возможностями вызывает такая техника, как рисование на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке. В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.
Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию познавательных процессов, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с ограниченными возможностями. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Цель: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность.
Задачи:
Образовательные:
- обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
- обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- развивать умение действовать по инструкции;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильнокинестетической чувствительности.
Воспитательные:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с педагогом;
- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методика и технология реализации:
Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:
-1 -й начальный – знакомство с песком;
-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;
-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми состоит из вводной, основной из заключительной частей.
Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет.
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.
Форма обучения: занятия могут проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.
Состав исполнителей: педагог-психолог.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).
Ожидаемые результаты реализации программы: развитие зрительного и слухового восприятия; развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени; развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; развитие творческого воображения и творческих способностей; овладение навыками конструктивного общения; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.
Содержание программы:
«Мир песочной фантазии»
1. «Здравствуй песочная страна»
Ритуал приветствия!
Основная часть.
- Игровое упражнение «Пощекоталочки»
- Игровое упражнение «Минутка свободного рисования»
Ритуал прощания.
Арт-терапевтическое упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
2 . «В гостях у песочного человека»
Ритуал приветствия.
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Основная часть.
- Игра. «Песочный круг».
Ритуал прощания.
3. «Рисуем сами»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Пальчиковая гимнастика.
- Создание игровой ситуации
Ритуал прощания.
4. «Мое настроение»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Упражнения «Поздороваемся с песочком».
- Пальчиковая гимнастика. «Уточки»
- Подвижная игра «Бабочка»
Ритуал прощания.
5. «Необыкновенные следы»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Игра «Необыкновенные следы»
- Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
Ритуал прощания.
6. «Песочные строители»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Упражнение «Бегемотик»
- Игровое упражнение «Кто к нам приходил»
Ритуал прощания.
7. «Цветочная фантазия»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Рефлексия.
Ритуал прощания.
8. «Минутка свободного рисования»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Упражнение «Чувствительные ладошки»
- Игровое упражнение «Минутка свободного рисования»
Ритуал прощания.
9. «Позитивный настрой»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения «Поздороваемся с песочком». - Рисование.
Ритуал прощания.
10. «Сказочная страна»
Ритуал приветствия.
Основная часть.
- Упражнение «Я и мои чувства»
- Упражнение «Сказочная страна»
Ритуал прощания.
- Упражнение «Дорисуй картинку»