Конспект родительского собрания по профилактике суицидального поведения среди подростков "Я и мой ребенок. Как не потерять контакт?"

Ивлева Екатерина Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

по профилактике суицида и правонарушениям

с элементами тренинга

«Я и мой ребенок. Как не потерять контакт?»

C:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\коучинг 2.jpegC:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\коучинг.jpeg

Разработала:

Педагог- психолог: Ивлева Е.А.

2020-2021 уч. г.

Пояснительная записка

Проблема подростковых самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особое значение в связи с их ростом. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в 15-19 лет.

Подростковый суицид – это форма символического проигрывания: чтобы все осознали, как мало любили, не понимали, не ценили, плохо вели себя по отношению к взрослеющему ребёнку. Подросток воображает, что будет после того, как он сделает этот поступок. Но понимания того, что это его последний поступок – нет. Он представляет, что всё будет так же, как было, только уладятся конфликты.

Как у детей, так и у взрослых обшей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия с ближайшим окружением, семьёй. Считаю, что школьному психологу, соц. педагогу, классному руководителю необходимо прежде всего работать с родителями (лицами их заменяющими), чтобы предотвратить трагедию.

Практика показывает, что групповая форма работы более эффективна, поэтому я решила провести собрание с родителями обучающихся, используя элементы тренинга. Мною разработана и реализована методическая разработка родительского собрания с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

- воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Ход родительского собрания

Упражнение «Психологическая зарядка» (проводит педагог- психолог)

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
= Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» - похлопайте в ладоши.


= Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.


= Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.


= Если у вас возникают какие – либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.


= Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – потопайте ногами.


= Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.
= Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.

Педагог- психолог: Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.


Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.


Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.


Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.

Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п.

Итак, родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.

Практическое задание № 1 (проводит психолог)

Педагог-психолог: «Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.

Педагог-психолог формулирует вслух вывод:


Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Практическое задание № 2«Не кричите на ребенка!»

Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй- родителя. Родитель должен стоять и кричать на ребенка по какому-то придуманному поводу, а «ребенок» должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили»

Примерно на третьем повторении этой фразы родитель, который находится на месте ребенка, начинает плакать, слезы льются без остановки… Приходят очень сильные чувства, часто воспоминания из собственного детства…

После этого упражнения кричать на своего ребенка становится практически невозможно. Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что ощущает и переживает в этот момент ребенок…

Социальный видеоролик «Я не хочу жить! Меня все достало…»

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Несовершеннолетние правонарушители, - говорил А.С. Макаренко, - обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания.

Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение. Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями.

Подстрекательство со стороны взрослых. Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, манипулируют ими.

Низкая правовая грамотность. Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Средства массовой коммуникации. Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие.

Интернет и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения и интернета дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по интернету внушает зрителям: а) агрессивные стили поведения; б) приучает к насилию; в) искажает представление об окружающей реальности.

В социальных сетях появляется все больше и больше информации о недетской игре «Синий кит», которую также называют «Тихий дом».


Игра «Синий кит» рассчитана на подростков. В течение 50-ти дней игрок получает разного рода задания от модератора, одно из которых — вырезать лезвием на руке рисунок кита. Последнее задание должно привести к смерти. Информация об игре разлетелась мгновенно. Однако сейчас многие подростки начинают играть ради интереса, забывая о реальности. Не выполнение заданий — приводит к угрозам.


Помимо этой игры в социальных сетях появилась новая игра «Беги или умри». Правила просты – по указу дети намеренно дожидаются красного сигнала светофора и перебегают дорогу перед близко движущимися машинами.

 
По мнению психологов – происходят несчастные случаи из-за того, что дети не получают должного внимания и заботу от родителей.


Этой ситуацией заинтересовали полицейские. В министерстве внутренних дел усмотрели в деятельности модераторов статью уголовного кодекса: «Доведение до самоубийства». На данный момент проводиться мониторинг сети интернет на предмет выявления групп с идеями суицида, для блокирования сайтов. В целях профилактики призываем родителей усилить контроль над виртуальной жизнью детей.


Демонстрация видеофильма «Влияние интернет игр на психику ребенка»

Педагог-психолог: «Как удержать ребенка от суицида…»:

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  2. Будьте внимательным слушателем
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  4. Помогите определить источник психического дискомфорта
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

Рекомендации родителям

  1. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке
  2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни
  3. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним
  4. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками
  5. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на компьютер не заменят ему вас
  6. Помните, что когда- нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами

Творческая работа

Разделились на 3 группы (каждая группа оформляет свой клипчарт)

1 группа

2 группа

3 группа

Интернет-друг или враг?

«Что делать?»

Запрещать?

Разрешать?

Как контролировать?

«Как обезопасить детей от злоумышленников?»

Спикер каждой команды защищают свои презентации.

Анкетирование родителей

  1. Спит ли ваш ребенок ночью?
  2. Как часто вы проверяете содержимое телефона своего ребенка?
  3. Какие сайты посещает твой ребенок?
  4. Какую музыку слушает?
  5. Для чего вашему ребенку смартфон?

Слово соцпедагогу.

Результат анонимных эссе на тему «Для чего я живу». Соцпедагог зачитывает некоторые эссе, не называя имена учащихся.

Китайская притча «Ладная семья».


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение.


И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел император и спросил:
- И все?


- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.


И, подумав, добавил:


- И мира тоже.


Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

ЗВР: Закончите предложения:

«Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (а), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

Психолог: Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!