Рабочие программы
Программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профилактическая программа «Я выбираю жизнь»
по предупреждению суицидального поведения
среди детей и подростков с умственной отсталостью
1.Пояснительная записка
Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286.
- Информационным письмом Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
- Информационным письмом Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков".
- Письмом Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- Учебным планом для общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10» на 2022-2023 учебный год.
Педагог – психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей:
- Федеральным законом от 24.07.1998г. No-124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность предложенной программы обоснована ростом числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни, а уровень самоубийств в целом является одним из самых высоких в мире.
Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Особую остроту приобретает проблема детских суицидов для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Попытки суицида являются следствием нарушения эмоционального контакта с окружающим миром и взаимодействия в нем. Необходимо отметить тот факт, что подростки с интеллектуальной недостаточностью более подвержены влиянию общества, они более импульсивны и агрессивны и в момент трудной ситуации им сложно прийти к правильному решению. Такие дети, с трудом способны понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия. Они имеют низкий уровень саморегуляции поведения и деятельности, что в свою очередь приводит к непродуктивной (защитной) адаптацию к жизни. Поэтому, вовремя оказанная психологическая помощь, подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Все вышеизложенное говорит об актуальности и значимости разработки программы, предназначенной для организации профилактической работы по предупреждению суицидального поведения среди подростков с интеллектуальной недостаточностью, т.к. особенно дети с нарушениями развития интеллекта относятся к категории «стрессонеустойчивых».
Реализация программы поможет осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить девиантные проявления в поведении и избежать суицидальных попыток.
1.1. Цели и задачи Программы
Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для предотвращения и профилактики суицидального поведения среди детей и подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
- выявление детей, нуждающихся в помощи и защите и оказание экстренной первой помощи.
- снятие психоэмоционального напряжения у подростков
- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости своей личности и личностей других людей.
- развитие ценностных отношений внутри школьного коллектива
- просвещение родителей по вопросам детского развития и детско-родительских отношений
- просвещение педагогов по вопросам детского развития и решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Основным направлением профилактики суицидального поведения среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни
Участники программы: учащиеся школы; педагоги; родители
Сроки реализации программы: 2022-2023 уч. гг.
1.2 Специфика профилактической работы с детьми и подростками с умственной отсталостью
При осуществлении профилактической работы с обучающимися следует учитывать интеллектуальные особенности данного контингента. Во избежание акцентирования темы «суицида» и суицидальных поведенческих предпосылок, достаточным является проведение мероприятий не более 1-2 раз в четверть, без употребления слова «суицид», «суицидальные проявления» и т.д.
Обозначенная форма работы выбрана неслучайно, так как особенный контингент обучающихся наиболее успешно принимает именно такой спектр мероприятий, который не акцентируется на сложной теме программы, но несомненно затрагивает эмоциональные стороны нарушенного интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
При реализации Программы учитывается характеристика возрастных особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, с учетом которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10».
Возрастные особенности детей с умственной отсталостью соответствуют описанию, представленному в программе: Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие закономерности, а также возрастные и специфические особенности развития детей с разной степенью умственной отсталости обуславливают их особые образовательные потребности, которые соответствуют описанию, представленному в программе.
1.4 Структура Программы
Программа профилактики предусматривает комплексную систематическую работу в трёх направлениях:
- работа с детьми и подростками, включающая диагностический и коррекционно-развивающий блок;
- работа с родителями (законными представителями), включающая диагностический и просветительский блок;
- работа с педагогами, включающая просветительский блок.
Программа предполагает проведение тридцати различных мероприятий, направленных на предотвращение суицида и развитию стрессоустойчивости детей и подростков с умственной отсталостью.
1.5 Принципы реализации Программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
⎯ Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
⎯ Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
⎯ Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
⎯ Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
2. Предполагаемые результаты освоения Программы
В ходе реализации профилактической программы ожидается:
- снижение количества детей с девиантным поведением;
- повышение информированности родителей и педагогов в решении конфликтных ситуаций с детьми;
- снижение общей тревожности у подростков.
Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Наибольший эффект программа может иметь, если будет реализована как целостная система взаимодействия психолога с педагогами и специалистами образовательного учреждения.
3. Оценка эффективности результатов освоения Программы
Мониторинг в данном направлении профилактики не предполагается. Анкеты, либо другие тестовые материалы для оценки уровня суицидального риска сложны для восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учитывается также тот факт, что формы взаимодействия не обозначают прямую цель профилактики, то и сама диагностика становится несостоятельной и неуместной для данной категории детей.
Основным критерием успешности реализации программы является исключение суицидальных проявлений в поведении среди детей и подростков школы-интерната, а также удовлетворительные результаты социально-психологического тестирования, которые позволяют сделать вывод, что в жизни обучающихся нашего учреждения, главным приоритетом является здоровый образ жизни.
4. Тематический план занятий
Работа с детьми и подростками | |||
Диагностика | Ответственный | ||
1. | Диагностика адаптации «Урок в моём классе» Т.Ю. Андрущенко | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2 | Диагностика адаптации «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А.Ореховой) в 5 классе | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
3 | Диагностика адаптации в 10 классе | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
4. | Диагностика уровня тревожности учащихся 1-4 классов с помощью теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
5. | Диагностика уровня тревожности учащихся 5-7 классов с помощью проективной методики А.М. Прихожан «Диагностика школьной тревожности» | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
6. | Социометрия в 5-9 классах | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
7. | Диагностика уровня тревожности с помощью методики Филлипса у 8-10 классов | Ноябрь | Педагог-психолог |
8. | Измерение самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в 8-10 классах | Ноябрь-декабрь | Педагог-психолог |
9. | Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко | Январь | Педагог-психолог |
Развивающие занятия | |||
10. | Тренинговое занятие «Все вместе» на развитие самооценки и сплоченности внутри коллектива 2 класс | октябрь | Педагог-психолог |
11. | Тренинговое занятие Мои чувства и эмоции» 3 класс | октябрь | Педагог-психолог |
12. | Развивающее занятие для учащихся 4-х классов по теме снятия эмоционального напряжения при переходе в среднее звено | апрель | Педагог-психолог |
13. | Цикл занятий, направленных на профилактику предэкзаменационного стресса 9 класс | февраль-апрель | Педагог-психолог |
14. | Цикл занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы 5-9 класс | Педагог-психолог | |
15. | Цикл занятий, направленных на профессиональное самоопределение 9-10 класс | Педагог-психолог | |
16. | Тренинг развития сплоченности и коммуникативной компетентности у подростков 5-6 класс. | март | Педагог-психолог |
17. | Тренинг на сплочение для подростков 7-8 класс | ноябрь | Педагог-психолог |
18. | Занятие «Я-ценный» в 9-10 классах | декабрь | Педагог-психолог |
19. | Права подростка: отстаиваю свои права 8-10 класс | декабрь | Педагог-психолог |
20. | Тренинговое занятие «Толерантность среди подростков» 8-10 класс | январь | Педагог-психолог |
21. | Тренинговое занятие «Межличностные отношения у подростков» 9-10 класс | февраль | Педагог-психолог |
22. | Тренинговое занятие «Уверенное поведение» 10 класс | ноябрь | Педагог-психолог |
Работа с педагогами | |||
23. | Раздача карт наблюдений за состоянием и поведением учеников для классных руководителей | Сентябрь | Педагог-психолог |
24 | Буклеты , памятки | Февраль | Педагог-психолог |
Работа с родителями | |||
25. | Опросник для родителей «Прогностическая таблица для риска суицида у детей и подростков» А.Н Волковой | Ноябрь | Педагог-психолог |
26. | Буклеты, памятки. Материал по теме: Тревожность детей и подростков ( в вайбер) | Декабрь | Педагог-психолог |
27. | Информация (в вайбер) «Что такое суицид: особенности и профилактические меры» | Февраль | Педагог-психолог |
28. | Просвещение родителей (в вайбер) на тему: «Как не допустить суицид у подростка» | Май | Педагог-психолог |
- Материально-техническое обеспечение Программы
ГКОУ «Школа-интернат № 10» оснащено необходимым оборудованием для полноценного функционирования и реализации Программы в полном объеме.
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-содержание развивающей предметно-пространственной средой соответствует требованиям ФГОС.
Реализация программы не предполагает специальных дидактических и раздаточных материалов.
- Список используемой литературы
- Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков [Текст] / Е.М. Вроно – М.: Академический проект, 2001 – 232 с.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
- Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
- Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография). – Краснодар «АСВ-полиграфия», 2009.
- Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001,т№ 10, 12, 16, 19.
- Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании [Текст]: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В. – Барнаул, 2014 – 184 с.
- Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху» // Школьный психолог , 2008, №14
- Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска
(для классного руководителя)
Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых было или Вы замечали:
Факторы | Особенности | Фамилия |
ИДЕАЛЬНЫЕ | Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»). | |
Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не Придется за меня волноваться»). | ||
СИТУАТИВНЫЕ | Суициды родственников, родителей. | |
Смерть близкого родственника. | ||
Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка. | ||
Наличие в семье психических больных. | ||
Разводящиеся родители, конфликты в семье. | ||
Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья. | ||
Неполная семья, семья с отчимом или мачехой. | ||
Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение). | ||
Изменение места жительства, места учебы (в течение последнего года) | ||
Является отверженным. | ||
Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого). | ||
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ | Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи). | |
Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим). | ||
Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение. | ||
Употребление подростком наркотиков. | ||
Изменение аппетита, сна, ритма жизни. | ||
Стремление к рискованным действиям | ||
Резкое несоблюдение правил личной гигиены. | ||
Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство. |
Классный руководитель __________________________________ (фамилия)
Дата________________ подпись____________________________
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое заключение
__________________________________________________________________
(наименование образовательной организации, класс/курс/группа)
Ф.И.О. ___________________________________________________________
Пол: (мужской/женский); возраст _________лет; дата рождения ______________________
подчеркнуть
Домашний адрес пострадавшего _____________________________________________________
Состоял на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете с _______________по _______________
по причине __________________________________________________________________
Обстоятельства суицида
1. Дата и время происшествия: «___» ___________20____г.; время _______________________
2. Вид происшествия (суицид/суицидальная попытка) _____________________________________________________
3. Способ совершения суицида/суицидальной попытки(повешение, медикаментозное отравление, огнестрельное ранение, порезы в области вен, и др.)_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
4. Непосредственный повод (описание ситуации)
__________________________________________________________________
5. Наличие предсмертной записки (содержание) _________________________________________________________
6. Наличие алкогольного (наркотического) опьянения во время совершения суицида/суицидальной попытки _____________________________________________________
7. Наличие факторов суицидального поведения:
- словесных (высказывания о своем негативном душевном состоянии; шутки на тему самоубийства; заинтересованность вопросами смерти и т.п.)
__________________________________________________________________________________
- поведенческих (радикальные перемены в поведении: появилась замкнутость, неряшливость, признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния, пропуски занятий; изменились привычки, нарушился сон, аппетит и др.)
__________________________________________________________________________________
- ситуационных (ранее предпринимал попытку суицида; перенес тяжелую потерю: смерть близкого, развод родителей, разрыв отношений с любимым человеком; социально изолирован: не имеет друзей, чувствует себя отверженным; конфликтные взаимоотношения в семье, кризис в семье и др.) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Наличие факторов, вызвавших психологическое напряжение и/или факторов, непосредственно спровоцировавших суицидальное поведение_____________________________
__________________________________________________________________
9. Наличие сексуальных контактов ____________________________________________________
10. Наличие фактов психического, физического, сексуального насилия______________________
__________________________________________________________________
Усвоение образовательной программы
Программу _______________________________________________________________________(название общеобразовательной программы)
усваивает/усваивает частично/не усваивает (нужное подчеркнуть)
дублировал ________класс по причине ________________________________________________
мотивация к обучению сформирована/не сформирована (нужное подчеркнуть)
наличие конфликтов с учителями, их причины, динамика______________________________
_________________________________________________________________________________
Характеристика семейного и ближайшего окружения
1. Состав семьи (перечислить членов семьи с указанием возраста, образования, профессии):_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Состояние здоровья членов семьи:
- наличие острых и хронических заболеваний у членов семьи: _______________________
____________________________________________________________________________
- наличие психических заболеваний у членов семьи и близких родственников: ____________________________________________________________________________
- случаи скоропостижной смерти членов семьи, близких родственников, ближайшего окружения _________________________________________________________________
- наличие алкоголизма (наркомании, токсикомании) у родственников: ________________
____________________________________________________________________________
3. Семейная история суицида (наличие фактов суицида, суицидальных попыток у родственников и ближайшего окружения) _________________________________________ __________________________________________________________________________________
4. Формы отклоняющегося поведения у близких родственников (склонность к правонарушениям, повышенная агрессивность, слабая степень социальных контактов и др.) __________________________________________________________________________________
5. Характеристика семейно-бытовых и материальных условий: ___________________________
__________________________________________________________________________________
6. Лидерство в семье: _______________________________________________________________
7. Особенности семейного воспитания (стили воспитания) ___________________________ __________________________________________________________________________________
8. Взаимоотношения с родителями, другими членами семьи ______________________________
__________________________________________________________________________________
9. Участие родителей в жизни несовершеннолетнего __________________________________________________________________________________
10. Реакция семьи на вмешательство и предложение помощи ______________________________
__________________________________________________________________________________
Индивидуально-личностные особенности
1. Позиция несовершеннолетнего в классе (общая активность лидер/отверженный)__________
__________________________________________________________________________________
2.Особенности взаимоотношений со сверстниками (с одноклассниками, с лицами противоположного пола, наличие друзей, тип дружеских связей, наличие и характер устойчивых конфликтов с одноклассниками…)__________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Особенности взаимоотношений со взрослыми (с учителями, воспитателями, администрацией ОУ,…)____________________________________________________________________________
4.Самооценка: адекватная/повышенная/пониженная/амбивалентная (нужное подчеркнуть)
5. Особенности характера, способы реагирования на жизненные затруднения, склонность к рискованному поведению, наличие суицидальных знаков_______________________________
_________________________________________________________________________________
6. Особенности эмоционально-волевой сферы (агрессивность, импульсивность, раздражительность, замкнутость, склонность к депрессиям, …): _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Определение типа кризисного состояния обучающегося (возрастной кризис, кризис накопительного типа, «потеря контроля над жизнью», кризис утраты, унижение и т.д.)_____
_______________________________________________________________________________
8. Характеристика интересов (увлечения, хобби, привычные формы проведения досуга, участие в неформальных группах, в интернет сообществах, участие в классных и общешкольных мероприятиях, …..), оценка степени вовлеченности учителей и родителей в их формирование. ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
9. Планы на будущее. Оценка степени определенности и конкретности планов на будущее. Влияние учителей, сверстников, родителей на формирование планов на будущее_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение
1.Диагностика (методики, использованные для диагностики у обучающегося степени выраженности суицидальных намерений,группыриска)
__________________________________________________________________________________
2. Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось с ___________ по ____________
по поводу _________________________________________________________________________
Форма сопровождения: индивидуальная (беседы, консультации, коррекционные занятия); групповая (тренинги, коррекционно-развивающие программы).
Название:______________________________________________________________________; цель:___________________________________________________________________________
Подписи Дата «___» _______20___г.
Предварительный просмотр:
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся
Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социальнопсихологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761; "План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и "План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р. В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана разработка системы первоочередных мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).
Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156).
Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).
Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:
Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков".
Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования*.