Результаты исследования социализации подростков в объединении «Горизонт»

Анкетирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты исследования социализация подростков в объединении «Горизонт» МАУДО  «Дом детского творчества»

Опросник, направленный на определение особенностей социализации подростка состоит из 12 вопросов. Опросник составлен на основе методики ЛПП (личной профессиональной перспективы) (Н.С. Пряжников), а также на основе компонентов социализации, выделенной Г.М. Андреевой: деятельность, общение, самосознание.

В исследование показателя «деятельность» вошли вопросы:

  1. На данном этапе вашей жизни, что для вас является самым главным?
  2. О какой профессии вы мечтаете в идеале?
  3. А в какой профессии вы реально представляете себя работающим?
  4. Как должен выглядеть представитель выбранной вами профессии?
  5. Какие трудности вы видите на пути к достижению своей профессиональной цели?
  6. Что может помочь вам в овладении данной профессией?
  7. Какие возможности вы для себя видите после окончания школы?

Оценка компонента социализации «деятельность» происходила на основе следующих критериев:

– ориентировка в системе связей (умение находить систему и связи между отдельными показателями к достижению поставленной цели);

– центрирование вокруг главного (умение выделить из множества занятий главное, на которое направить все силы);

– принятие и освоение новых ролей (умение видеть переходы в будущем от одной роли к другой).

На основе данных критериев мы выделили 3 уровня социализации подростка по показателю «деятельность»:

Высокий уровень – 7 человек (35%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, представление о данной профессии, определённые планы по её достижению, представление о препятствиях и трудностях на пути к её овладению.

Средний уровень – 8 человек (40%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, есть определённые представления о ней, но планы размыты.

Низкий уровень – 5 человек (25%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых наблюдалось различие между желаемой профессией и той, в которой они реально себя представляют, а также обозначение нескольких несовместимых профессий. Соответственно отсутствие планов по достижению и освоению профессии.

Оценка компонента социализации «деятельность» происходила на основе следующих критериев:

– ориентировка в системе связей (умение находить систему и связи между отдельными показателями к достижению поставленной цели);

– центрирование вокруг главного (умение выделить из множества занятий главное, на которое направить все силы);

– принятие и освоение новых ролей (умение видеть переходы в будущем от одной роли к другой).

На основе данных критериев выделилилось 3 уровня социализации подростка по показателю «деятельность»:

Высокий уровень – 7 человек (35%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, представление о данной профессии, определённые планы по её достижению, представление о препятствиях и трудностях на пути к её овладению.

Средний уровень – 8 человек (40%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, есть определённые представления о ней, но планы размыты.

Низкий уровень – 5 человек (25%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых наблюдалось различие между желаемой профессией и той, в которой они реально себя представляют, а также обозначение нескольких несовместимых профессий. Соответственно отсутствие планов по достижению и освоению профессии.

В исследование показателя «общение» вошли вопросы:

  1. Как у вас складываются взаимоотношения со сверстниками?
  2. Общаетесь ли вы с людьми, разделяющие ваши взгляды на будущую профессию?
  3. Кто входит в круг вашего общения?
  4. Считаете ли вы, что можете свободно выражать свои чувства перед друзьями и близкими людьми?
  5. Как вы считаете, можете ли вы доверять людям?

Оценка показателя социализации «общение» происходила на основе следующих критериев: количество контактов (в том числе учитывался возраст знакомых, сверстников); децентрация (умение ориентироваться на партнёра); качество взаимоотношений (глубокими или поверхностными являются отношения).

Высокий уровень показали 10 человека (50%). В данную категорию попали респонденты, в чьих ответах был перечислен широкий круг общения, не ограничивающийся одноклассниками, но где указывались друзья, близкие, а также круг знакомых. В чьих ответах выражалась глубина отношений и доверие к определённому кругу людей.

Средний уровень 8 человека (40%) в данную категорию попали респонденты, которые указывали очень широкий круг общения, но в чьих ответах не было глубины отношений и отсутствовало доверие даже к близким людям.

Низкий уровень: 2 человек (10%) В данную категорию попали респонденты, которые ограничили свой круг общения 2–3 людьми и родителями, или же которые указали, что вообще мало общаются и не имеют друзей. У таких подростков взаимоотношения с одноклассниками складываются тяжело, что ведёт за собой и трудности установления контактов с людьми за пределами школы.

Приложение

I

1.        На данном этапе вашей жизни, что для вас является самым главным?

2.        О какой профессии вы мечтаете в идеале?

3.        А в какой профессии вы реально представляете себя работающим?

4.        Как должен выглядеть представитель выбранной вами профессии?

5.        Какие трудности вы видите на пути к достижению своей профессиональной цели?

6.        Что может помочь вам в овладении данной профессией?

7.        Какие возможности вы для себя видите после окончания школы?

II

1.        Как у вас складываются взаимоотношения со сверстниками?

2.        Общаетесь ли вы с людьми, разделяющие ваши взгляды на будущую профессию?

3.        Кто входит в круг вашего общения?

4.        Считаете ли вы, что можете свободно выражать свои чувства перед друзьями и близкими людьми?

5.        Как вы считаете, можете ли вы доверять людям?