Отчет о рааботе педагога-психолога за три года
Предварительный просмотр:
Отчет
об основных итогах профессиональной деятельности Бакшалиевой Ольги Ионасовны, педагога-психолога отделения психолого-педагогической реабилитации за 2019, 2020, 2021 годы.
В Тбилисском районе Краснодарского края функционирует Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», который постановлением главы администрации Тбилисского района Краснодарского края от 28 февраля 1996 года №124 «Об открытии социально-реабилитационного центра Тбилисского района при управлении социальной защиты населения», был образован 01.02.1996г., как центр медико-социальной помощи детям и инвалидам.
В структуру ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр» входят:
- аппарат центра;
- отделение диагностики и разработки планов социальной реабилитации;
- отделение психолого-педагогической реабилитации;
- отделение социально-медицинской реабилитации.
Я работаю в отделении психолого-педагогической реабилитации с 12 февраля 2012 года.
В коллективе меня считают опытным и профессионально грамотным специалистом. Я всегда соблюдаю методики проведения занятий, диагностических обследований, их последовательность. Доброжелательно отношусь ко всем получателям услуг, поддерживаю и укрепляю их моральное состояние. В работе строго руководствуюсь принципами педагогической этики.
За последние 3 года мною обслужено 1390 человек, в том числе 280 родителей, 160 несовершеннолетних с ограниченными возможностями, 220 детей-инвалидов. Всего родителям, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями оказано 6826 психолого-педагогических услуг.
Таблица №1
«Количество оказываемых услуг»
Год | Количество обслуженных человек | |||||
Всего чел. | РИ | ОВ | Родители | Педагоги | Количество оказанных услуг | |
2019 | 360 | 120 | 100 | 132 | 8 | 1170 |
2020 | 500 | 170 | 130 | 192 | 8 | 2626 |
2021 | 530 | 200 | 100 | 222 | 8 | 3030 |
Всего: | 1390 | 490 | 330 | 546 | 24 | 6826 |
Диаграмма «Количество обслуженных человек»
Я принимаю участие в заседаниях социального-медико-психолого-педагогического консилиума, на которых информирую о результатах реабилитационного курса, вношу предложения в индивидуальную программу реабилитации ребенка и его семьи.
Таблица №2
Участие в социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра и в заседаниях экспертного совета
Год | Социальный медико-психолого-педагогический консилиум |
2019 | 55 |
2020 | 58 |
2021 | 72 |
После проведения курса реабилитации готовлю рекомендации родителям, консультирую их по вопросам проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, а также профилактике различных эмоциональных нарушений.
Принимаю активное участие в социокультурной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете в центре. При проведении выездных экускурсий, поездок в театры, кинотеатры, развлекательные центры осуществляю сопровождение детей в данных мероприятиях. С большим желанием принимаю участие в социально значимых, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых меропрятиях, организую выставки рисунков воспитанников центра.
Осуществляю консультативно-просветительскую работу основной смысл которой заключается в том, чтобы:
- знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований,
- формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности,
- достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в центре.
В клубах для родителей и несовершеннолетних «Малышок», «Большая перемена», «Мы вместе» и «Радуга улыбок» провожу консультации и беседы с несовершеннолетними и их родителями:
- «Портрет гиперактивного ребенка»;
- «Вместе к успеху»;
- «Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста»;
- «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»;
- «Воздействие на психику ребенка с помощью изобразительного искусства»;
- «Я и мои друзья»;
- «Какие мы»;
- «АВА-метод для работы с детьми с аутизмом»;
- «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»;
- «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции эмоционального состояния детей с РАС»;
- «Использование светового планшета в работе с детьми с РАС»;
- «Как научить ребенка с РАС релаксации»;
- «Четыре техники для развития эмоционально-волевой сферы у детей с РАС».
С целью распространения и использования передовых методик провожу методические учебы со специалистами центра:
- «Сенсорные системы ребенка с РАС»,
- «Психологическая песочница. Интерактивное средство развития ребенка в работе педагога-психолога»,
- «Флештренинг-новый метод работы педагога-психолога с родителями и педагогами»,
- «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»,
- «Использование психогимнастики в реабилитационном процессе»,
- «Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность»,
- «Современные технологии работы психолога с детьми с особыми потребностями».
Таблица №3
Консультативно - просветительская работа
Год | Консультации для родителей | Беседы | Методическая учеба со специалистами | |
С детьми | С родителями | |||
2019 | 332 | 20 | 156 | 6 |
2020 | 424 | 27 | 161 | 6 |
2021 | 566 | 65 | 180 | 6 |
Также разрабатываю информационные и просветительские материалы (памятки, буклеты, листовки) для детей, родителей и специалистов центра:
- «Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста»;
- «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»;
- «Воздействие на психику ребенка с помощью изобразительного искусства»;
- «Я и мои друзья»;
- «Я выбираю жизнь»
- «Какие мы»;
- «АВА-метод для работы с детьми с аутизмом»;
- «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»;
- «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции эмоционального состояния детей с РАС»;
- «Использование светового планшета в работе с детьми с РАС»;
- «Как научить ребенка с РАС релаксации»;
- «Психологическая песочница. Интерактивное средство развития ребенка в работе педагога-психолога»,
- «Флештренинг-новый метод работы педагога-психолога с родителями и педагогами»,
- «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»,
- «Использование психогимнастики в реабилитационном процессе»,
- «Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность».
Таблица №4
Разработка информационных и просветительских материалов
Год | Для родителей | Для несовершеннолетних | Для специалистов |
2019 | 10 | 5 | 2 |
2020 | 15 | 10 | 2 |
2021 | 22 | 20 | 2 |
За период работы с целью создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность в 2019 году я разработала дополнительную общеразвивающую образовательную программу для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет «Мир песочной фантазии».
Цель: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность.
Задачи:
Образовательные:
- обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
- обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- развивать умение действовать по инструкции;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильнокинестетической чувствительности.
Воспитательные:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с педагогом;
- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методика и технология реализации:
Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:
-1 -й начальный – знакомство с песком;
-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;
-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми состоит из вводной, основной из заключительной частей.
Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет.
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.
Форма обучения: занятия могут проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.
Состав исполнителей: педагог-психолог.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).
Ожидаемые результаты реализации программы: развитие зрительного и слухового восприятия; развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени; развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; развитие творческого воображения и творческих способностей; овладение навыками конструктивного общения; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.
За период с 2019г.-2021г. мною также апробированы и внедрены в коррекционную работу дополнительные общеразвивающие образовательные программы:
1. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
для детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 3 до 10 лет
«Мы вместе»;
Цель программы: коррекция аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с аутизмом.
Задачи программы:
- формирование эмоционального контакта у ребенка с психологом, создание атмосферы психологического комфорта для ребенка;
- формирование и стимуляция сенсорно - перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;
- развитие целенаправленных предметно-практических манипуляций;
- развитие эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с расстройством аутического спектра, которые способствуют коррекции аффективных и интеллектуальных нарушений у детей, формированию сенсорно - перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитию эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.
При планировании коррекционных занятий соблюдаются следующие принципы:
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
- принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка;
- принцип систематичности занятий;
- принцип закрепления усвоенного;
- принцип формирования учебного стереотипа;
- в ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и
эмоционально-смысловой комментарий.
Категория обучаемых: дети с расстройством аутистического спектра
в возрасте от 3 до 10 лет
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия и консультации рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке. Занятия проводятся в познавательно-игровой форме.
Форма обучения: очная, занятия.
Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20 минут.
Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, информационно-просветительские материалы (буклеты, памятки) и канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты: развитие слухового и зрительного восприятия и внимания; развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации; развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
развитие игровой деятельности. А так же позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.
2. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет «Приглашаем в мир спокойствия»
Цель программы: обучение приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры и формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи программы:
- воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
- эффективно взаимодействовать, общаться. Справляться со стрессом.
- формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
- делать выбор и принимать решения.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые способствуют обучению детей и подростков приемам общения, стимулируют развитие их коммуникативной культуры и формируют умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. При планировании коррекционных занятий соблюдаются следующие принципы:
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
- принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка;
- принцип систематичности занятий;
- принцип закрепления усвоенного;
- принцип формирования учебного стереотипа;
- в ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и
эмоционально-смысловой комментарий.
Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями
в возрасте от 12 до 18 лет.
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.
Форма обучения: очная, занятия.
Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.
Состав исполнителей: педагог-психолог.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, информационно-просветительские материалы (буклеты, памятки) и канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты: позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся снижением показателей агрессии; контроль над проявлением агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации.
Также мною были разработаны занятия-упражнения с применением инновационной технологии спектрокарты:
Цель – активизация творческого мышления, самоактуализация.
Задачи:
- развивать социализацию у детей;
- развивать умение выражать свои мысли и чувства посредством образов;
- уметь работать в паре (педагогом-психологом, детьми).
Методика и технология реализации:
для успешной реализации задач по развитию у детей от 10 до 18 лет творческого мышления составлен план, элементы которого используются при диагностических мероприятиях и коррекции.
Категория обучаемых: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями в возрасте от 10 до 18 лет, а так же (дети, отстающие в развитии в соответствии с особенностями заболевания).
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия и консультации рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.
Форма обучения: практические и теоретические занятия.
Режим занятий: проводятся в виде индивидуальных и подгрупповых занятий, продолжительностью от 20 до 30 минут (в соответствии с возрастом и особенностями заболевания).
Состав исполнителей: педагог-психолог.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната, светлая и проветриваемая, не проходная и не просматриваемая для посторонних, методическое оснащение.
Ожидаемые результаты реализации: по окончанию цикла занятий у несовершеннолетних прослеживается:
- развитие творческих способностей;
- умение вести дискуссию.
Также я регулярно повышаю свой профессиональный уровень в области педагогики и психологии, систематически занимаюсь самообразованием. Повышаю квалификацию, изучаю новинки методической литературы, знакомлюсь с инновационными технологиями.