Занятие. "Мудрый слушатель".

Образование и педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Мудрый слушатель"22.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Мудрый слушатель»

Задачи занятия:

  1. Знакомство с типами слушателей и техниками активного слушания.
  2. Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
  3. Сплочение группы.
  4. Повышение заинтересованности педагогов в посещении занятий.

Структура занятия:

Вводная часть.

Групповое приветствие.

Разминка.

1. Упражнение «Сбор по голосам».

2. упражнение «Стеклянная дверь», «Кто быстрее?», «Шарики в воздухе».

Информационный блок.

3. Упражнение «Интересная лекция» (знакомство с типологией неэффективных слушателей).

4. Мини-лекция « Приемы и способы активного слушания».

5. Упражнение «Мудрый слушатель»

Заключительная часть.

Групповое прощание.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

РАЗМИНКА.

Упражнение «Сбор по голосам»

Описание упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т.п.) – по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: « Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».

Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Стеклянная дверь»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй - нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд - потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду : «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15- 17 секунд ведущий говорит «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все – таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует так же обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.

Психологический смысл упражнения: Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники в ходке выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.

Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;
  • птичий косяк.

Упражнение «Шарики в воздухе»

Цель упражнения: Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Описание упражнения: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.

Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Упражнение « Интересная лекция»

Цель: Познакомить участников с типологией неэффективных слушателей.

Один из участников, который будет играть роль лектора, покидает аудиторию и готовится к проведению лекции на знакомую и интересную для него тему (например как готовить салат «Оливье» к Новому году, как убрать квартиру, как ухаживать за кактусами) Продолжительность лекции - 10 минут. В это время группа делится на 5 подгрупп, и каждая из них получает задание, которое она будет выполнять в течение 2 минут.

Участники первой группы будут имитировать внимательное слушание лектора: поддакивать, кивать головой, но при этом каждый участник подгруппы будет заниматься каким-либо своим делом (точить карандаш, причесываться, искать губную помаду в сумке, листать конспекты и т.д.)

Участники второй подгруппы должны перебивать лектора и уводить разговор в сторону, не давая возможности продолжать лекцию.

Третья подгруппа должна внимательно слушать первую часть предложения, перебивая лектора, сочиняя свое окончание предложения.

Например, если лектор скажет «Сварить для салата картошку…» , слушатели тут же продолжают: «Разрезать каждую картофелину на четыре части и помазать горчицей…»

Четвертая группа часть информации будет слушать внимательно, а потом каждый участник подгруппы начнет разговаривать с соседом, после чего снова будет слушать лектора.

Пятая группа участников будет ждать, когда «лектор» допустит какую либо неточность и начнет его исправлять, поучать, и говорить только об этом.

Когда «лектор» входит в « аудиторию» и начинает лекцию, каждый участник по сигналу ведущего начинает выполнять порученное ему задание.

Обсуждение: Вопрос лектору: насколько он удовлетворен своей лекцией и аудиторией? Какая часть лекции, по его мнению, была наиболее удачной, наиболее трудной. Почему? Как помогала и мешала ему аудитория? Какие группы слушателей он может выделить?

Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного слушания»

Однажды к Будде пришёл человек, очень культурный, очень образованный и очень учёный. И он задал Будде вопрос. Будда сказал: "Пожалуйста. Но прямо сейчас я не могу ответить". Человек удивился: "Почему вы не можете ответить? Вы заняты или что-то другое мешает вам?" Это был очень важный человек, хорошо известный всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что Будда так занят, что не может уделить ему немного времени.

Будда сказал: "Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ". - "Что вы имеете в виду?" - "Есть три типа слушателей, - сказал Будда. - Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателя подобен горшку с дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном положении; всё, как должно быть, но в его дне - дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же загнивает.

И вы принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов, поскольку вы такой знающий. То, что не осознано вами, не познано - это отбросы".

Далее вниманию педагогов предоставляется информация о типах слушателей и способах активного слушания.

Упражнение «Мудрый слушатель»

Цель: Отработать техники активного слушания.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку  с каким либо высказыванием, которое громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто- то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.

Обсуждение: проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. Групповое прощание.

Литература:

  1. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова- Робертс. Речь. Санкт- Петербург, 2007.
  2. Тренинг общения для подростков. А Грецов. Питер, 2005 .
  3.  Формирование коллектива ДОУ. Психлогическое сопровождение. М.А. Аралова. Творческий Центр Сфера, Москва , 2005.