Использование цвета в психодиагностике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsveta_v_psihodiagnostike_1.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цвета в психодиагностике
Итак, уважаемые родители, дедушки и бабушки, дяди и тёти, Вы держите в руках книгу о психологии цвета. Да, да, это книга о цвете. О том самом, который мы предпочитаем в одежде, или выбираем при ремонте для обоев. О цвете, который наши дети, внуки и внучки, племянники и племянницы выбирают, когда рисуют.
Казалось бы такое обычное и привычное для нас понятие цвета. Это то, что окружает нас повсеместно, что проникает везде, без чего человек не мыслит свою жизнь. А задумывались ли Вы когда-нибудь, что бы было, если бы разом с нашей планеты исчезли все цвета?
Какую роль играет цвет в жизни человека? Как влияет цвет на наше настроение, мысли, эмоции и поступки? Почему мы предпочитаем в одежде те или иные цвета? Почему нам иногда хочется кардинально поменять макияж, цвет волос и лака для ногтей? Насколько велико значение цвета в развитии ребёнка? Как выявить при помощи цвета способности и предпочтения ребёнка? На какие особенности детской психики указывает предпочтение ребёнком того или иного цвета? Как использование цветовой диагностики позволяет вовремя выявить существующую проблему? Какие цветовые тесты используют современные психологи? И как при помощи цвета и игр с ним можно скорректировать ту или иную проблему ребёнка?
Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил «Всё живое стремится к цвету…». А великий немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют…» Швейцарский психолог Макс Люшер - знаменитый создатель цветового теста, говорил: «Добивайся равновесия энергии красного цвета, стремись к радости желтого цвета, самоуважению зеленого, удовлетворенной гармонии синего.»
Если разобраться, то цветовая диагностика и тесты, основанные на использовании цвета, это прекрасное средство самопознания себя и исследования окружающих.
Однако следует сразу заметить, что упоминаемые в книге тесты и методики, в полном объёме и правильно может использовать только профессиональный психолог. Человеку, далёкому от психологии, использование и интерпретация этих тестов, как правило, даёт неправильное представление о себе и других. Особенно опасно использовать цветовую диагностику самостоятельно в отношении детей.
Поэтому в книге будет дан обзор основных цветовых тестов, используемых психологами в своей работе, дабы родители были в курсе и имели представление о том, что предложит психолог на диагностике их ребёнку. А вот для конкретного использования родителями, в книге будут предложены некоторые игры с цветом и элементы упражнений из области арт – терапии, которые помогут вам самостоятельно и плодотворно заниматься с ребёнком.
Актуальность и необходимость применения методик цветовой диагностики очевидна, так как человеческие эмоции и настроения (особенно детские) являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования и понимания.
Удобство цветовых методик диагностики заключается ещё и в том, что они просты в использовании. Нет необходимости отвечать на большое количество вопросов и обрабатывать большой массив данных. Как правило, ребёнком любая цветовая диагностика воспринимается как игра, что немаловажно для детей, особенно в дошкольном возрасте, где игровая деятельность является ведущей. Кроме того, ни одно описание результатов анкетирования не может охватить всех оттенков человеческих чувств и эмоций. Такую возможность дают только цветовые тесты.
И хотя каждый цвет имеет множество значений, существует определённое взаимодействие цвета и времени, цвета и эмоции, цвета и проблемы.
Например, швейцарский психолог, Макс Люшер связывал цвет и болезнь человека. В его теории предпочтение человеком во время диагностики синего цвета говорит о склонности индивида к алкоголизму и ожирению, а отвергание синего - о депрессии, вегето -сосудистой дистонии, аллергии или сексуальных проблемах.
Отвергание зелёного указывает на проблемы с позвоночником, головные боли , диарею; а предпочтение этого же цвета говорит нам о том, что у испытуемого не всё в порядке с опорожнением кишечника (запоры) или развивается язвенная болезнь.
Напомню, что речь не идёт о предпочтении цвета, например, в одежде или интерьере. Мы говорим только о ситуации диагностики (тестирования).
По мнению Люшера, отвергание красного цвета говорит о гипотонии (низком артериальном давлении), а предпочтение о гипертонии (повышенном давлении). Отвергание жёлтого цвета свойственно астматикам и пессимистам.
На основе этой теории строится методика исцеления цветом. Интересен следующий факт- в Древнем Китае больные оспой лежали на солнце в красном шёлке и так излечивали следы оспы.
Также красным цветом в древности лечили ветрянку, скарлатину, корь и кожные заболевания. Голубой цвет считался болеутоляющим. Оттенками голубого цвета и фиолетовым пытались лечить неврологические заболевания. Зелёный цвет широко использовался в психиатрии для лечения психических отклонений у больных. Подмечено, что жёлтый цвет хорошо влияет на апатичных и анемичных детей.
Ещё древние греки задумались над тем, что свет, проходя через храмовые окна, разбивается на спектр. Наверное, поэтому так часто в европейских храмах 18 века встречаются витражные окна.
Верующие люди подтвердят мои слова о том, что у каждого из нас, кто посещает храм. есть не только любимая церковь, но и своё место внутри неё, где нам наиболее комфортно находиться.
Это связано с тем, что человек впитывает только нужный ему цвет из спектра, который образовался в результате прохождения света через окна храма.
Говорят, самая лучшая и сильная энергетика в храме, если стоять под куполом. Скорее всего, это действительно так, ведь сверху вниз стекают все цветовые лучи спектра, и каждый цвет оказывает в человеке влияние на «свою проблему». Красный цвет всегда влияет на физическое состояние человека; жёлтый - на умственное, а голубой цвет оказывает действие на наши эмоции.
Психологи, которые занимались исследованиями в области цвета, накопили много удивительных фактов. Вот некоторые из них. Существует предположение о существовании и функционировании Единой Живой Энергии. Её формы и состояния воспринимаются человеком как отдельные цвета.
Логоарт-терапевты корректируют психологические проблемы детей и взрослых при помощи использования в рисовании и творчестве естественных природных цветов и их сочетаний (охра, индиго, алый, жёлтый и лимонный) и материалов (глина, дерево, вода). 1
В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет также широко используется в коррекционной работе психологов.
Наблюдения учёных показали, что у каждого человека, будь то взрослый или ребёнок, существует своё особое отношение к цвету, определённые симпатии и антипатии к тем или иным цветам и оттенкам. Шкалу предпочитаемых цветов можно расценивать как проявление индивидуальности, хотя выбор цвета во многом и определяется временными и духовными факторами. Однако определённая структура предпочитаемых оттенков у человека приблизительно всегда одинакова.
Дети, как правило предпочитают красный цвет всем другим. А вот у взрослых на первом месте среди предпочтений уже оказывается синий цвет, а уже потом красный. Это неудивительно. Красный цвет в выборе детей говорит о стремлении к активности и деятельности, о привлечении внимания к себе. А вот синий цвет - это уже стремление к покою, красный же во взрослом возрасте интерпретируется как склонность к борьбе и агрессии. Предпочтение фиолетового цвета у детей говорит об их творческом начале, розового - о мечтательной натуре и вере ребёнка в чудеса и сказки. А вот если эти цвета выбирает взрослый человек, как свои любимые, то тут уже психологи всерьёз говорят о клиническом аспекте проблемы.2
1 Логоарт-терапия - философско-психологическое направление в науке. Особенно получило большую популярность в последние годы в скандинавских странах и Латинской Америке. ЛогоАрттерапия это синтез экзистенциального анализа (логотерапии) В. Франкла и арттетрапии М. Хаушка. Особенность метода заключается в динамичном ведении клиента без «застревания» на проблеме. Клиент рисует природными красками определённые рисунки или лепит из глины природные формы. Таким образом происходит раскрытие внутреннего потенциала клиента и высвобождается энергия человека, которая помогает решить проблему.
2 психиатрические проблемы
Наши цветопредпочтения – это наш психологический тип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов или конфликтов в той или иной области, за которую отвечает цвет. Скачки в выборе любимого цвета говорят об импульсивности личности. В зависимости от цветопредпочтений выделяют следующие психологические типы личности:
- Мыслительный тип (предпочтительные тона зелёно-синие)
- Чувственный тип (предпочтительные тона красно-оранжевые)
- Интуитивный тип (предпочтительные тона оливково-зелёные)
- Экстраверты 1( предпочтительные тона жёлто-оранжевые)
- Интроверты 2 (предпочтительные тона фиолетово-чёрно-розовые)
Использование психологами цвета в диагностике привело к изобретению следующих тестов.
В 1952 году Р. Хейс и Г. Хилтман создали тест цветных пирамид. Широкой известности, например, как тест Люшера он не получил, тем не менее методика интересна тем что, выявляется связь предпочитаемого в выборе цвета с уровнем интеллекта и потом уже только связь с типом личности.
Процедура теста заключается в том что человек оклеивает цветными квадратиками (24 цвета) три или больше нарисованных пирамиды из 15 пустых квадратов. Результат оценивается по выбору основных тонов без учёта оттенков. Также рассматривается форма пирамиды и характер её оклеивания.
Для детей этот тест хорош тем, что его можно проводить в игре.
Следующий цветовой тест отношений А.М. Эткинда (ЦТО) хорош тем, что используется для диагностики эмоций, которые человек проявляет в своих социальных отношениях. Базируется данный тест на 8-ми цветовом тесте Макса Люшера.
ЦТО позволяет выявить бессознательные, а значит истинные, компоненты отношений личности, так как минует механизмы психологической защиты. Процедура тестирования проходит следующим образом. Вначале выбираются значимые для тестируемого события, люди, явления, дальше его просят подобрать к каждому событию подходящий, по его мнению цвет. И дальше цвета выкладываются испытуемым в стандартную выборку по тесту Люшера.
ЦТО больше подходит к использованию в работе с подростками. Им легче выявить и объяснить значимые для них события. К тому же подростковые механизмы психологической защиты уже сильнее развиты, чем у детей.
Напоследок следует упомянуть методику цветовых порогов.
В конце 60- х годов 20 –го века группа учёных во главе с Э. Т. Дорофеевой создала и проверяла методику диагностики, основанную на том, что в зависимости от эмоционального состояния человека меняется его восприимчивость к различным цветам. А конкретнее - сдвиг цветовой чувствительности глаза отражает эмоциональное состояние человека.
Цветовая чувствительность определялась с помощью специального оборудования. В этом собственно и состоит недостаток данного метода цветовой диагностики. Не всегда удобно и возможно использовать спецоборудование, особенно в работе с детьми. Ведь дети боятся всего, что на психологической диагностике связано с использованием инструментов или оборудования.
Ну, и, конечно же, в вопросе цветодиагностики нельзя не упомянуть знаменитого Макса Люшера. Его цветовой личностный тест (ЦТЛ) стал классикой мировой психологии и по праву входит в золотой фонд лучших психологических тестов.
Макс Люшер создал тест свободный от языковых и нравственных барьеров. Достоинство этого теста заключается в его простоте, доступности и широкой вариативности. ЦТЛ рассчитан в использовании, как на детей, так и на взрослых. Его легко применять в игре и работе, в терапии и коррекции.
Процедура теста заключается в том, что испытуемый ранжирует по порядку 8 цветов – серый, чёрный, коричневый, красный, зелёный, фиолетовый, синий, жёлтый. Ранжирование выполняется 2 раза с перерывом по времени.
Интерпретация производится по сочетанию цветов и их месту в первой и второй выборке.
На основе ЦТЛ Люшера строили свои тесты и теории многие психологи.
Более подробно об упомянутых тестах и работе с ними, когда в качестве тестируемых выступают дети и пойдёт речь в данной книге.
__________________________________________________________________
1 экстраверт - их жизненная энергия направлена во внешний мир. Они ориентированы, прежде всего на окружающих и общение с ними.
2 интроверт - человек, «обращённый внутрь себя», такие люди ориентированы на свой внутренний мир и свои переживания.