Использование цвета в психодиагностике

Анашкина Екатерина Александровна
Казалось бы такое обычное и привычное для нас понятие цвета. Это то, что окружает нас повсеместно, что проникает везде, без чего человек не мыслит свою жизнь. А задумывались ли Вы когда-нибудь, что бы было, если бы разом с нашей планеты исчезли все цвета? Какую роль играет цвет в жизни человека? Как влияет цвет на наше настроение, мысли, эмоции и поступки? Почему мы предпочитаем в одежде те или иные цвета? Почему нам иногда хочется кардинально поменять макияж, цвет волос и лака для ногтей? Насколько велико значение цвета в развитии ребёнка? Как выявить при помощи цвета способности и предпочтения ребёнка? На какие особенности детской психики указывает предпочтение ребёнком того или иного цвета? Как использование цветовой диагностики позволяет вовремя выявить существующую проблему? Какие цветовые тесты используют современные психологи? И как при помощи цвета и игр с ним можно скорректировать ту или иную проблему ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tsveta_v_psihodiagnostike_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цвета в психодиагностике

Итак,  уважаемые родители, дедушки и бабушки, дяди и тёти, Вы держите в руках книгу о психологии  цвета. Да, да, это книга  о цвете.  О том самом, который мы предпочитаем в одежде, или  выбираем при ремонте для обоев. О цвете,  который наши дети, внуки и внучки, племянники и племянницы выбирают, когда рисуют.

Казалось бы такое обычное и привычное для нас понятие цвета. Это то, что окружает нас повсеместно, что проникает везде, без чего человек не мыслит свою жизнь. А задумывались ли Вы когда-нибудь,  что бы было, если бы разом с нашей планеты исчезли все цвета?

Какую роль играет цвет в жизни человека? Как влияет цвет на наше настроение, мысли, эмоции и поступки? Почему мы предпочитаем в одежде те или иные цвета? Почему нам иногда хочется кардинально поменять макияж, цвет волос и лака для ногтей? Насколько велико значение цвета в развитии ребёнка? Как выявить при помощи цвета способности и предпочтения ребёнка? На какие  особенности детской психики указывает предпочтение ребёнком того или иного цвета? Как использование цветовой диагностики позволяет вовремя выявить существующую проблему? Какие цветовые тесты используют современные психологи? И как при помощи цвета и игр с ним можно скорректировать ту или иную проблему ребёнка?

Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил «Всё живое стремится к цвету…». А великий немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют…» Швейцарский психолог Макс Люшер - знаменитый создатель цветового теста,  говорил: «Добивайся равновесия энергии красного цвета, стремись к радости желтого цвета, самоуважению зеленого, удовлетворенной гармонии синего.»  

Если разобраться,  то цветовая диагностика и тесты, основанные на использовании цвета,  это прекрасное средство самопознания себя и исследования окружающих.

Однако следует сразу заметить, что упоминаемые  в книге тесты и методики,  в полном объёме и правильно может использовать только профессиональный психолог. Человеку,  далёкому от психологии,   использование и интерпретация  этих тестов,  как правило,  даёт неправильное представление о себе и других. Особенно опасно использовать цветовую диагностику самостоятельно в отношении детей.

Поэтому в книге будет дан обзор основных цветовых тестов, используемых психологами в своей работе, дабы родители были в курсе и имели представление о том, что предложит психолог на диагностике их ребёнку. А вот для конкретного использования родителями, в книге будут предложены  некоторые игры  с цветом и элементы упражнений из области  арт – терапии, которые помогут вам самостоятельно и плодотворно заниматься с ребёнком.  

Актуальность и необходимость применения методик цветовой диагностики очевидна, так как человеческие эмоции и настроения (особенно детские) являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования и понимания.

Удобство цветовых методик диагностики заключается ещё и в том, что они просты в использовании. Нет необходимости отвечать на большое количество вопросов и обрабатывать большой массив данных. Как правило,  ребёнком любая цветовая диагностика воспринимается как игра, что немаловажно для детей, особенно в дошкольном возрасте, где игровая деятельность является ведущей. Кроме того, ни одно описание результатов анкетирования не может охватить всех оттенков человеческих чувств и эмоций. Такую возможность дают только цветовые тесты.

И хотя каждый цвет имеет множество значений, существует определённое взаимодействие цвета и времени, цвета и эмоции, цвета и проблемы.

Например, швейцарский психолог, Макс Люшер связывал цвет и болезнь человека.  В его теории предпочтение человеком во время диагностики синего цвета говорит о склонности индивида к алкоголизму и ожирению, а отвергание синего - о депрессии, вегето -сосудистой дистонии, аллергии или сексуальных проблемах.

Отвергание зелёного указывает на проблемы с позвоночником, головные боли , диарею; а предпочтение этого же  цвета говорит нам о том, что у испытуемого не всё в порядке с опорожнением кишечника (запоры) или развивается язвенная болезнь.

Напомню, что речь не идёт о предпочтении цвета, например, в одежде или интерьере. Мы говорим только о ситуации диагностики (тестирования).

По мнению Люшера, отвергание красного цвета говорит о гипотонии (низком артериальном давлении), а предпочтение о гипертонии (повышенном давлении). Отвергание жёлтого цвета свойственно астматикам и пессимистам.

На основе этой теории строится методика исцеления цветом.  Интересен следующий факт-  в  Древнем Китае больные оспой лежали на солнце в красном шёлке и так излечивали следы оспы.

Также красным цветом  в древности лечили ветрянку, скарлатину, корь и кожные заболевания. Голубой цвет считался болеутоляющим. Оттенками голубого цвета  и фиолетовым  пытались лечить неврологические заболевания. Зелёный цвет широко использовался в психиатрии для лечения психических отклонений у больных. Подмечено, что жёлтый цвет хорошо влияет на апатичных и анемичных детей.

Ещё древние греки задумались над тем, что свет, проходя через храмовые окна,  разбивается на спектр. Наверное,  поэтому так часто в европейских храмах 18 века  встречаются витражные окна.  

Верующие люди подтвердят мои слова о том, что у каждого из нас, кто посещает храм. есть не только любимая церковь, но и своё место внутри неё, где нам наиболее комфортно находиться.

Это связано с тем, что человек впитывает только нужный ему цвет из спектра,  который образовался в результате прохождения света через окна храма.

Говорят,  самая лучшая и сильная энергетика в храме,  если стоять под куполом. Скорее всего,  это действительно так, ведь сверху вниз стекают все цветовые лучи спектра,  и каждый цвет оказывает в человеке влияние на «свою проблему». Красный цвет всегда влияет на физическое состояние человека;  жёлтый - на умственное, а  голубой цвет оказывает действие на наши эмоции.

Психологи, которые занимались исследованиями в области цвета,  накопили много удивительных фактов. Вот некоторые из них. Существует предположение о существовании и функционировании Единой Живой Энергии. Её формы и состояния воспринимаются человеком как отдельные цвета.

Логоарт-терапевты корректируют психологические проблемы детей и взрослых  при помощи  использования в рисовании и творчестве естественных природных цветов и их сочетаний (охра, индиго, алый,  жёлтый и лимонный)  и материалов (глина, дерево, вода). 1

В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет также  широко используется в коррекционной работе психологов.

Наблюдения учёных показали, что у каждого человека, будь то взрослый или ребёнок,  существует своё особое отношение к цвету, определённые симпатии и антипатии к тем или иным цветам и оттенкам. Шкалу предпочитаемых цветов можно расценивать как проявление индивидуальности, хотя выбор цвета во многом и определяется временными и духовными факторами. Однако определённая структура предпочитаемых оттенков у человека приблизительно всегда одинакова.

Дети, как правило предпочитают красный цвет всем другим. А вот у взрослых на первом месте среди предпочтений уже оказывается синий цвет,  а уже потом красный. Это неудивительно. Красный цвет  в выборе детей говорит о стремлении  к  активности и деятельности, о привлечении внимания к себе. А  вот синий цвет - это уже стремление к покою, красный же во взрослом возрасте интерпретируется как склонность к борьбе и агрессии. Предпочтение фиолетового цвета у детей говорит об их творческом начале, розового -  о мечтательной натуре и вере ребёнка в чудеса и сказки. А вот если эти цвета выбирает взрослый человек, как свои любимые, то тут уже психологи всерьёз говорят о клиническом аспекте проблемы.2

1 Логоарт-терапия  - философско-психологическое направление в науке. Особенно получило большую популярность в последние годы в скандинавских странах и Латинской Америке. ЛогоАрттерапия это синтез экзистенциального анализа (логотерапии) В. Франкла  и арттетрапии М. Хаушка. Особенность метода заключается в динамичном ведении клиента без «застревания» на проблеме. Клиент рисует природными красками определённые рисунки или лепит из глины природные формы. Таким образом происходит раскрытие внутреннего потенциала клиента и высвобождается энергия человека, которая помогает решить проблему.

2 психиатрические проблемы

Наши цветопредпочтения – это наш психологический тип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов или конфликтов в той или иной области, за которую отвечает цвет. Скачки в выборе любимого цвета говорят об импульсивности личности. В зависимости от цветопредпочтений выделяют следующие психологические типы личности:

  • Мыслительный тип (предпочтительные тона зелёно-синие)
  • Чувственный тип (предпочтительные тона красно-оранжевые)
  • Интуитивный тип (предпочтительные тона оливково-зелёные)
  • Экстраверты 1( предпочтительные тона жёлто-оранжевые)
  • Интроверты 2 (предпочтительные тона фиолетово-чёрно-розовые)

Использование психологами цвета в диагностике привело к изобретению следующих тестов.

В 1952 году Р. Хейс и Г. Хилтман создали тест цветных пирамид. Широкой известности, например, как тест Люшера он не получил, тем не менее методика интересна тем что, выявляется связь предпочитаемого в выборе цвета с уровнем интеллекта и потом уже только связь с типом личности.

Процедура теста заключается в том что человек оклеивает цветными квадратиками (24 цвета)  три или больше нарисованных пирамиды из 15 пустых квадратов. Результат оценивается по выбору основных тонов без учёта оттенков. Также рассматривается форма пирамиды и характер её оклеивания.

Для детей этот тест хорош тем, что его можно проводить в игре.

         Следующий цветовой тест отношений А.М. Эткинда (ЦТО) хорош тем, что используется для диагностики эмоций, которые человек проявляет в своих социальных отношениях. Базируется данный тест на 8-ми цветовом тесте Макса Люшера.

ЦТО позволяет выявить бессознательные, а значит истинные,  компоненты отношений личности, так как минует механизмы психологической защиты. Процедура тестирования проходит следующим образом. Вначале выбираются значимые для тестируемого события, люди,  явления, дальше его просят подобрать к каждому событию подходящий,  по его мнению цвет. И  дальше цвета выкладываются испытуемым в стандартную выборку по тесту Люшера.

ЦТО больше подходит к использованию в работе с подростками. Им легче выявить и объяснить значимые для них события.   К тому же подростковые  механизмы психологической защиты уже сильнее развиты,  чем у детей.

Напоследок следует упомянуть методику цветовых порогов.

В конце 60- х годов 20 –го века  группа учёных во главе с Э. Т. Дорофеевой создала и проверяла методику диагностики, основанную на том,  что в зависимости от эмоционального состояния человека меняется его восприимчивость к различным цветам. А конкретнее - сдвиг цветовой чувствительности глаза отражает эмоциональное состояние человека.

Цветовая чувствительность определялась с помощью специального оборудования. В этом собственно и состоит недостаток данного метода цветовой диагностики. Не всегда удобно и возможно использовать спецоборудование, особенно в работе с детьми. Ведь дети  боятся всего, что на психологической диагностике  связано с использованием инструментов или оборудования.

Ну, и,  конечно же, в вопросе цветодиагностики нельзя не упомянуть знаменитого Макса Люшера. Его цветовой личностный тест (ЦТЛ) стал классикой мировой психологии и по праву входит в золотой фонд лучших психологических тестов.

Макс Люшер создал тест свободный от языковых и нравственных барьеров. Достоинство этого теста заключается в его простоте, доступности и широкой вариативности. ЦТЛ рассчитан в использовании,  как на детей, так и на взрослых. Его легко применять в игре и работе, в терапии и коррекции.

Процедура теста заключается в том, что испытуемый ранжирует по порядку 8 цветов – серый, чёрный, коричневый, красный, зелёный, фиолетовый, синий,  жёлтый.  Ранжирование выполняется 2 раза с перерывом по времени.

Интерпретация производится по сочетанию цветов и их месту в первой и второй выборке.

На основе ЦТЛ Люшера строили свои тесты и теории многие психологи.

Более подробно об упомянутых тестах и работе с ними, когда в качестве тестируемых выступают дети и пойдёт речь в данной книге.

__________________________________________________________________  

1 экстраверт - их жизненная энергия направлена во внешний мир. Они ориентированы,  прежде всего на окружающих и общение с ними.

2 интроверт - человек, «обращённый внутрь себя», такие люди ориентированы на свой внутренний мир и свои переживания.