Программа формирования стрессоустойчивости «Модель стрессоустойчивости»

Данная программа направлена формирование стрессоустойчивости подростков через умение опираться на  свои собственные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_stressoustoychivosti.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

формирования стрессоустойчивости

«Модель стрессоустойчивости»

(для обучающихся 7 – 11 классов)

Пояснительная записка

 В современных, быстро меняющихся условиях жизни, все люди испытывают стресс. Наиболее эмоционально стресс начинает осознаваться в подростковом возрасте. Это связано с возрастными психофизиологическими особенностями подростков, освоением социального пространства, апробированием социальных ролей, а также с кризисом идентичности личности, проявляющимся в пубертатном периоде.  У подростков проявления стресса могут быть настолько неприятны, что это начинает пагубно сказываться на их здоровье, самочувствии, могут приводить к тревожно-депрессивным состояниям, снижению успеваемости, трудностям социализации. В связи с этим одной из актуальных задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся является организация работы по формированию стрессоустойчивости.   Развитие стрессоустойчивости – это творческий процесс исследования человеком самого себя, формирование представлений о том, что помогает в трудных ситуациях именно данному человеку. Для повышения стрессоустойчивости у подростков важно научить их находить и использовать в повседневной жизни свои собственные ресурсы. Ресурсы личности – это жизненные опоры человека, которые находятся в его распоряжении, позволяют ему обеспечивать свои основные потребности и удовлетворять их.

В 90-х годах израильский профессор и практик Мули Лаад предложил многомерную модель стрессоустойчивости BASIC Ph. Автор утверждает, что у человека существуют шесть основных опор, «каналов стрессоустойчивости».  Исследование и осознание того, опора на какие каналы помогает справляться со сложностями, не только повышает уровень стрессоустойчивости человека, но и формирует ответственное и осознанное отношение к себе и своей жизни:

Верования (система верований и убеждений) – опора на возможность придать смысл ситуации или событию, определить место ситуации в собственной ценностной системе. (Belief and values)

Чувство (эмоциональный канал) – опора на возможность выразить свои чувства приемлемым и безопасным способом. (Affect and emotion)

Социум (социальная сфера) – опора на социальное окружение, понимание условий при которых поддержкой является референтная группа, значимый человек, а при каких необходимо уединение. (Social)

Воображение (сфера фантазии) – опора на фантазии, юмор, творчество (в любом его проявлении), способность переключиться на дело, занятие, приносящих удовольствие. (Imagination)

Познание (когнитивный канал) – опора на аналитические способности, возможность получить необходимую информацию, составление планов, способность понять логику ситуации. (Cognition and thought)

Тело (телесный канал) – опора на физические и физиологические потребности. (Physiology)

При этом профессор М. Лаад утверждает, что у каждого человека существуют все шесть опор, но преобладает обычно одна или несколько. В связи с этим важно понимать, что целенаправленное «включение» всех опор повышает стрессостойчивость.  

Данная программа направлена формирование стрессоустойчивости подростков через умение опираться на  свои собственные ресурсы.

Цель программы: развитие навыков стрессоустойчивости, повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.

Задачи: 

  • Повышение психологической грамотности в вопросах, посвященных стрессу и стрессоустойчивости;
  • ознакомление                 обучающихся         с         многомерной моделью стрессоустойчивости BASIC Ph;
  • активизация стремления к пониманию, осознанию и использованию своих ресурсов, ответственного отношения к себе, своей жизни;
  • формирование отношения к жизни как ценности;
  • развитие навыков применения практических приемов преодоления стресса;
  • предоставление возможности отреагирования актуального эмоционального состояния;       
  • снижение тревожно-депрессивных симптомов;
  • формирование адекватных реакций на стресс в обычных жизненных ситуаций и способов его преодоления. 

Методы и формы работы: программа может быть адаптирована как для индивидуальной, так и для групповой работы; может применяться как для коррекционной, так и для профилактико-просветительской работы. Основной формой проведения занятий по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекции. В работе применяются диагностические методики; арт-упражнения; лекции, рассказы, беседы, дискуссии, психологические игры.

Общие методические принципы работы по данной программе:

  • Программа предназначена для обучающихся 7-11 классов.
  • Частота встреч1-2 раза в неделю (возможны другие варианты). 
  • Занятие длится 30 – 40 минут.
  • Программа рассчитана на   9 часов, но, при необходимости, каждую тему можно прорабатывать дополнительно.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • повышение стрессоустойчивости;
  • стабилизация эмоционального состояния;
  • владение приёмами релаксации;
  • способность к адекватному выражению эмоций;
  • способность к саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Оценка эффективности реализации данной программы происходит на основе следующих критериев:

  • интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
  • освоение детьми теоретических основ программы;
  • улучшение эмоционального состояния (на основе диагностики: тест САН, методика Люшера, Опросник депрессии Бека для подростков, Шкала тревоги Спилбергера).

Тематический план занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное.

1

2

Многомерная модель стрессоустойчивости   BASIC Ph

1

3

Работа с опорой. Тело. Физические действия.

1

4

Работа с опорой. Осмысление.

1

5

Работа с опорой. Воображение. Творчество.

1

6

Работа с опорой. Общество.

1

7

Работа с опорой. Чувства. Эмоции.

1

8

Работа с опорой. Вера. Убеждения.

1

9

Заключительное.

1

Итого

9

Содержание программы  

  1. Вводное Знакомство, установление контакта. Знакомство с понятиями стресс, стрессоустойчивость. Работа над актуальным состоянием клиента.
  2. Многомерная модель стрессоустойчивости   BASIC Ph. Стрессоустойчивость, способы выхода из стрессовой ситуации. Знакомство с многомерной моделью стрессоустойчивости   BASIC Ph.
  3. Работа с опорой. Тело. Физические действия. Знакомство с телесной опорой Physiology and activities. Обсуждение вопросов: «Как реагирует мое тело? Что хорошо для моего тела? Что плохо для моего тела? Что я могу делать для своего тела, чтобы снять стресс?»  Упражнение «Карта тела». Способы преодоления стресса через физическую деятельность своего тела. Регуляция дыхания. Мышечная релаксация.
  4. Работа с опорой. Осмысление. Знакомство с когнитивной опорой   - Cognition. Обсуждение вопроса: «Что я могу проанализировать?». Создание «Алгоритма осмысления проблемы».  Идеомоторная тренировка (мысленное проигрывание предстоящей деятельности). Составление списка когнитивных стратегий, которые помогут, ничего не изменив по существу.  Игра «Хорошо и плохо».
  5. Работа с опорой. Воображение. Творчество. Знакомство с творческой опорой   - Imagination. Нахождение решения проблем через творческую деятельность. Упражнение «Линия времени». Обсуждение вопросов: «На что я могу переключиться в стрессовой ситуации? Какой из способов переключения для меня сейчас наиболее реалистичен?  В случае какого напряжения я бы мог на это переключиться?». Рисование. Работа с МАК.
  6. Работа с опорой. Общество. Знакомство с социальной опорой   - Social. Обсуждение вопросов: «Когда мне нужны люди, а когда я нуждаюсь в одиночестве? На кого из людей я могу опереться?» Упражнение «Я и мое окружение». Упражнение «Моя группа поддержки». Каждый записывает на свои листы, как минимум 6 человек с кем можно поговорить, а также телефон доверия.   Работа с МАК.
  7. Работа с опорой. Чувства. Эмоции. Знакомство с эмоциональной опорой   - Affect. Обсуждение вопроса: «Какие эмоции я испытываю и как?». Рисование «Мои чувства». Работа с МАК. Упражнение «Мусорная корзина».
  8. Работа с опорой. Вера. Убеждения. Знакомство с опорой ценностных убеждений – Believe. Обсуждение вопросов: «Когда стресс, во что я верю? Мы можем выбирать сами во что верить? Всегда я могу сам решать во что верить?» Упражнение «Мои ценности и убеждения». Арт-упражнение «Мои убеждения в рисунке». Работа с притчами.
  9. Заключительное. Актуализация личностностного потенциала. Работа с МАК. Упражнение «Чемодан».

Литература

  1. Андреева И.А. Стресс в подростковом возрасте / И.А. Андреева, С.А. Анохина, // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32), 2006.
  2. Анохина С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков / С.А. Анохина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34), 2007.
  3. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: ЭКСМО, 2002. –272с.
  4. Молодцова Т.Д. Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума / Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – 286 с. – С. 115-120.
  5. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004. – С.219.
  6. Формирование стрессоустойчивости у подростков: учебнометодическое пособие / Ред. коллегия: Боброва И.А., Францева Е.Н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. – 121 с.