Программа формирования стрессоустойчивости «Модель стрессоустойчивости»
Данная программа направлена формирование стрессоустойчивости подростков через умение опираться на свои собственные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_stressoustoychivosti.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
формирования стрессоустойчивости
«Модель стрессоустойчивости»
(для обучающихся 7 – 11 классов)
Пояснительная записка
В современных, быстро меняющихся условиях жизни, все люди испытывают стресс. Наиболее эмоционально стресс начинает осознаваться в подростковом возрасте. Это связано с возрастными психофизиологическими особенностями подростков, освоением социального пространства, апробированием социальных ролей, а также с кризисом идентичности личности, проявляющимся в пубертатном периоде. У подростков проявления стресса могут быть настолько неприятны, что это начинает пагубно сказываться на их здоровье, самочувствии, могут приводить к тревожно-депрессивным состояниям, снижению успеваемости, трудностям социализации. В связи с этим одной из актуальных задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся является организация работы по формированию стрессоустойчивости. Развитие стрессоустойчивости – это творческий процесс исследования человеком самого себя, формирование представлений о том, что помогает в трудных ситуациях именно данному человеку. Для повышения стрессоустойчивости у подростков важно научить их находить и использовать в повседневной жизни свои собственные ресурсы. Ресурсы личности – это жизненные опоры человека, которые находятся в его распоряжении, позволяют ему обеспечивать свои основные потребности и удовлетворять их.
В 90-х годах израильский профессор и практик Мули Лаад предложил многомерную модель стрессоустойчивости BASIC Ph. Автор утверждает, что у человека существуют шесть основных опор, «каналов стрессоустойчивости». Исследование и осознание того, опора на какие каналы помогает справляться со сложностями, не только повышает уровень стрессоустойчивости человека, но и формирует ответственное и осознанное отношение к себе и своей жизни:
Верования (система верований и убеждений) – опора на возможность придать смысл ситуации или событию, определить место ситуации в собственной ценностной системе. (Belief and values)
Чувство (эмоциональный канал) – опора на возможность выразить свои чувства приемлемым и безопасным способом. (Affect and emotion)
Социум (социальная сфера) – опора на социальное окружение, понимание условий при которых поддержкой является референтная группа, значимый человек, а при каких необходимо уединение. (Social)
Воображение (сфера фантазии) – опора на фантазии, юмор, творчество (в любом его проявлении), способность переключиться на дело, занятие, приносящих удовольствие. (Imagination)
Познание (когнитивный канал) – опора на аналитические способности, возможность получить необходимую информацию, составление планов, способность понять логику ситуации. (Cognition and thought)
Тело (телесный канал) – опора на физические и физиологические потребности. (Physiology)
При этом профессор М. Лаад утверждает, что у каждого человека существуют все шесть опор, но преобладает обычно одна или несколько. В связи с этим важно понимать, что целенаправленное «включение» всех опор повышает стрессостойчивость.
Данная программа направлена формирование стрессоустойчивости подростков через умение опираться на свои собственные ресурсы.
Цель программы: развитие навыков стрессоустойчивости, повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.
Задачи:
- Повышение психологической грамотности в вопросах, посвященных стрессу и стрессоустойчивости;
- ознакомление обучающихся с многомерной моделью стрессоустойчивости BASIC Ph;
- активизация стремления к пониманию, осознанию и использованию своих ресурсов, ответственного отношения к себе, своей жизни;
- формирование отношения к жизни как ценности;
- развитие навыков применения практических приемов преодоления стресса;
- предоставление возможности отреагирования актуального эмоционального состояния;
- снижение тревожно-депрессивных симптомов;
- формирование адекватных реакций на стресс в обычных жизненных ситуаций и способов его преодоления.
Методы и формы работы: программа может быть адаптирована как для индивидуальной, так и для групповой работы; может применяться как для коррекционной, так и для профилактико-просветительской работы. Основной формой проведения занятий по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекции. В работе применяются диагностические методики; арт-упражнения; лекции, рассказы, беседы, дискуссии, психологические игры.
Общие методические принципы работы по данной программе:
- Программа предназначена для обучающихся 7-11 классов.
- Частота встреч: 1-2 раза в неделю (возможны другие варианты).
- Занятие длится 30 – 40 минут.
- Программа рассчитана на 9 часов, но, при необходимости, каждую тему можно прорабатывать дополнительно.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- повышение стрессоустойчивости;
- стабилизация эмоционального состояния;
- владение приёмами релаксации;
- способность к адекватному выражению эмоций;
- способность к саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Оценка эффективности реализации данной программы происходит на основе следующих критериев:
- интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
- освоение детьми теоретических основ программы;
- улучшение эмоционального состояния (на основе диагностики: тест САН, методика Люшера, Опросник депрессии Бека для подростков, Шкала тревоги Спилбергера).
Тематический план занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное. | 1 |
2 | Многомерная модель стрессоустойчивости BASIC Ph | 1 |
3 | Работа с опорой. Тело. Физические действия. | 1 |
4 | Работа с опорой. Осмысление. | 1 |
5 | Работа с опорой. Воображение. Творчество. | 1 |
6 | Работа с опорой. Общество. | 1 |
7 | Работа с опорой. Чувства. Эмоции. | 1 |
8 | Работа с опорой. Вера. Убеждения. | 1 |
9 | Заключительное. | 1 |
Итого | 9 |
Содержание программы
- Вводное Знакомство, установление контакта. Знакомство с понятиями стресс, стрессоустойчивость. Работа над актуальным состоянием клиента.
- Многомерная модель стрессоустойчивости BASIC Ph. Стрессоустойчивость, способы выхода из стрессовой ситуации. Знакомство с многомерной моделью стрессоустойчивости BASIC Ph.
- Работа с опорой. Тело. Физические действия. Знакомство с телесной опорой Physiology and activities. Обсуждение вопросов: «Как реагирует мое тело? Что хорошо для моего тела? Что плохо для моего тела? Что я могу делать для своего тела, чтобы снять стресс?» Упражнение «Карта тела». Способы преодоления стресса через физическую деятельность своего тела. Регуляция дыхания. Мышечная релаксация.
- Работа с опорой. Осмысление. Знакомство с когнитивной опорой - Cognition. Обсуждение вопроса: «Что я могу проанализировать?». Создание «Алгоритма осмысления проблемы». Идеомоторная тренировка (мысленное проигрывание предстоящей деятельности). Составление списка когнитивных стратегий, которые помогут, ничего не изменив по существу. Игра «Хорошо и плохо».
- Работа с опорой. Воображение. Творчество. Знакомство с творческой опорой - Imagination. Нахождение решения проблем через творческую деятельность. Упражнение «Линия времени». Обсуждение вопросов: «На что я могу переключиться в стрессовой ситуации? Какой из способов переключения для меня сейчас наиболее реалистичен? В случае какого напряжения я бы мог на это переключиться?». Рисование. Работа с МАК.
- Работа с опорой. Общество. Знакомство с социальной опорой - Social. Обсуждение вопросов: «Когда мне нужны люди, а когда я нуждаюсь в одиночестве? На кого из людей я могу опереться?» Упражнение «Я и мое окружение». Упражнение «Моя группа поддержки». Каждый записывает на свои листы, как минимум 6 человек с кем можно поговорить, а также телефон доверия. Работа с МАК.
- Работа с опорой. Чувства. Эмоции. Знакомство с эмоциональной опорой - Affect. Обсуждение вопроса: «Какие эмоции я испытываю и как?». Рисование «Мои чувства». Работа с МАК. Упражнение «Мусорная корзина».
- Работа с опорой. Вера. Убеждения. Знакомство с опорой ценностных убеждений – Believe. Обсуждение вопросов: «Когда стресс, во что я верю? Мы можем выбирать сами во что верить? Всегда я могу сам решать во что верить?» Упражнение «Мои ценности и убеждения». Арт-упражнение «Мои убеждения в рисунке». Работа с притчами.
- Заключительное. Актуализация личностностного потенциала. Работа с МАК. Упражнение «Чемодан».
Литература
- Андреева И.А. Стресс в подростковом возрасте / И.А. Андреева, С.А. Анохина, // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32), 2006.
- Анохина С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков / С.А. Анохина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34), 2007.
- Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: ЭКСМО, 2002. –272с.
- Молодцова Т.Д. Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума / Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – 286 с. – С. 115-120.
- Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004. – С.219.
- Формирование стрессоустойчивости у подростков: учебнометодическое пособие / Ред. коллегия: Боброва И.А., Францева Е.Н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. – 121 с.