Курс занятий для старшеклассников «Психология семьи»
На занятиях курса рассматриваются актуальные для современного общества вопросы, такие как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_zanyatiy_psihologiya_semi.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс занятий для старшеклассников «Психология семьи»
Пояснительная записка
Роль семьи для человека велика. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. На занятиях курса рассматриваются актуальные для современного общества вопросы, такие как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи и т.д. Особенно важно изучение психологии семьи для старшеклассников, которые вступают во взрослую жизнь. Психологические знания призваны помочь юношам и девушкам найти себя в этом мире, дают возможность для саморазвития и самопознания, для лучшего понимания самих себя и других людей.
Цель: Пропаганда научных психологических знаний, развитие мотивационного интереса у обучающихся к изучению семейной психологии, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.
Задачи:
- формирование представлений о значимости психологических знаний в жизни человека;
- формирование у обучающихся общего представления о семейной психологии;
- формирование представления о семье как социальном институте и как малой группе;
- ознакомление обучающихся с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно – брачных отношений.
Методы и формы работы:
- лекция, рассказ;
- беседа, дискуссия;
- психологические упражнения;
- анализ ситуаций.
Общие методические принципы работы:
- Продолжительность занятия 45 минут (время одного школьного урока).
- Программа рассчитана на 12 часов.
- Курс рассчитан на обучающихся 9-11 классов. Набор в группу производится на добровольной основе.
По окончании обучения учащиеся
должны знать:
- основные понятия, используемые на занятиях;
- общие вопросы теории семьи;
- основные функции, структуру, типы и особенности жизненного цикла семьи.
должны уметь:
- использовать психологические термины;
научно обосновывать свою точку зрения.
Оценка эффективности занятий:
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
- освоение детьми теоретических основ программы;
- участие в олимпиаде школьников по психологии.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Семья и ее основные функции. | 1 |
2 | Структура семьи. | 1 |
3 | Типология семьи. | 1 |
4 | Семейные роли. | 1 |
5 | Жизненный цикл семьи. | 1 |
6 | Организация семейного быта, семейная экономика. | 1 |
7 | Семейное воспитание. | 1 |
8 | Семейная социализация. | 1 |
9 | Эмоциональные отношения в семье. | 1 |
10 | Супружеские конфликты. | 1 |
11 | Причины и мотивы разводов. | 1 |
12 | Итоговое | 1 |
Всего | 12 |
Содержание курса
- Семья и ее основные функции.
Семья как социальный институт и как малая группа. Соотношение понятий «семья» и «брак». Мотивы выбора брачного партнера. Традиционные и современные функции семьи. Упражнение «Доска объявлений».
- Структура семьи. Понятие структуры семьи. Структурные элементы: численный и персональный состав; легенды или мифы; осознанные и неосознанные правила; границы семьи.
- Типология семьи. Выделение типов семей с учетом различных критериев.
- Семейные роли. Понятие семейной роли. Внутрисемейная ролевая структура. Ролевое соответствие. Упражнение «Скульптура семьи».
- Жизненный цикл семьи. Понятие и стадии жизненного цикла: период добрачного ухаживания; молодая брачная пара без детей; молодая семья с малыми детьми; зрелая семья; семья со взрослыми детьми; стареющая семья. Задачи развития семьи на каждой стадии.
- Организация семейного быта, семейная экономика. Организация семейной экономики в современных социально-экономических условиях. Формирование и распределение бюджета семьи. Распределение экономических функций в семье. Упражнение «Семейное событие».
- Семейное воспитание. Психолого-педагогические факторы воспитания детей. Типы и стили семейного воспитания. Особенности воспитания в неполных и многодетных семьях. Ошибки семейного воспитания
- Семейная социализация. Этапы социализации. Факторы влияния семьи на социализацию личности. Соотношении социализации в семье и семейного воспитания.
- Эмоциональные отношения в семье. Психология симпатии. Теории и классификации любви. Типы психологических отношений в браке. Упражнение «Связанные одной цепью».
- Супружеские конфликты.
Понятие семейных конфликтов. Особенности супружеских конфликтов, их причины. Кризисные периоды в браке. Стадии протекания конфликта. Модели поведения в конфликте. Способы предотвращения и разрешения семейных конфликтов. Упражнение «Поведение в конфликте».
- Причины и мотивы разводов. Факторы, разрушающие семейно-брачные отношения. Особенности меняющейся семьи. Развод. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин. Упражнение «Идеальная семья».
- Итоговое.
Подведение итогов работы. Коллаж «Моя семья в будущем».
Литература
- Андреева, Т.В. Психология современной семьи. – М.: Речь, 2005 – 436с.
- Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений / Т.В. Андреева. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998. – 100с.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи : 3-е изд.- СПб.: Питер,2006. – 176с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Владос-Пресс, 2004.– 320 с.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми /И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2004. – 150 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития /В.С. Мухина. - М.: Изд-во «Академия», 2009.
- Николаева Е.И. Психология семьи. - СПб.: Питер,2013. – 243с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред.Н.Н. Посысоева.– М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Силяевой. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
- Психология человека от рождения до смерти. /под ред. А.А.Реана – Спб: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2002.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
- Тренинг развития жизненных целей. Я сам строю свою жизнь / под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.