Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог».

Жижина Татьяна Михайловна

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания; снятие психического напряжения и эмоциональной усталости; изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог».

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания; снятие психического напряжения и эмоциональной усталости; изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.

Оборудование: листы формата А4, карандаши и ручки, музыка.

Целевая аудитория: педагоги, администрация школы.

Количество участников: 15- 20 человек.

Время проведения: 40 мин.

Содержание тренинга.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».

Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.

Китайская поговорка гласит:

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает. 

Упражнение «Пожелание на сегодня»

Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.

Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге свое пожелание на сегодняшний день. Затем мы поменяемся листочками.

Опросник на определение уровня психического выгорания  (MBI)

(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

Инструкция:

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст опросника

 Вопросы

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень

 часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

 

 

 

 

 

 

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

 

 

 

 

 

 

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

 

 

 

 

 

 

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

 

 

 

 

 

 

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

 

 

 

 

 

 

8.Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

 

 

 

 

 

 

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

 

 

 

 

 

 

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

 

 

 

 

 

 

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегам

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

 

 

 

 

 

 

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

 

 

 

 

 

 

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

 

 

 

 

 

 

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

 

 

 

 

 

 

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов:

Опросник имеет 3 шкалы «психоэмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ:

«Психоэмоциональное истощение» – ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

Таблица норм

Компонент

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

«Психоэмоциональное истощение»

0 -10

11 - 20

21 - 30

31 - 40

41 - 54

«Деперсонализация» (личностное отдаление)

0 - 5

6 - 11

12 - 17

18 - 23

24 – 30

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация)

39 – 48

0 - 8

29 – 38

9 - 18

19 – 28

9 – 18

29 - 38

0 – 8

39 - 48

Психическое выгорание

0 - 23

24 - 49

50 - 75

76 - 101

102 - 132

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») суммируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

 Содержательные характеристик шкал

«Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;

•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Снятию стресса помогает как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!

Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.

 Вопросы

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень

 часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

 

 

 

 

 

 

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

 

 

 

 

 

 

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

 

 

 

 

 

 

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

 

 

 

 

 

 

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

 

 

 

 

 

 

8.Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

 

 

 

 

 

 

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

 

 

 

 

 

 

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

 

 

 

 

 

 

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегам

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

 

 

 

 

 

 

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

 

 

 

 

 

 

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

 

 

 

 

 

 

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

 

 

 

 

 

 

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 Вопросы

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень

 часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

 

 

 

 

 

 

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

 

 

 

 

 

 

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

 

 

 

 

 

 

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

 

 

 

 

 

 

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

 

 

 

 

 

 

8.Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

 

 

 

 

 

 

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

 

 

 

 

 

 

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

 

 

 

 

 

 

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегам

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

 

 

 

 

 

 

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

 

 

 

 

 

 

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

 

 

 

 

 

 

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

 

 

 

 

 

 

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

А вот что советует Мадэлин Беркли-Ален.

Памятка «Двенадцать советов».

Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).

Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.

Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.

Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».

Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.

В выходной позволь себе подольше поспать.

Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.

Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.

Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.

Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.