Практико-ориентированный проект "Эффективное взаимодействие взрослого с детьми" или "Наставление о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы"

Федотова Анжелика Николаевна

Реакции детей на побуждения, обращения и действия взрослых может быть самой непредсказуемой и удивительной, иногда до такой степени, что мы, взрослые, испытываем чувство растерянности и не знаем, как правильно поступить. Данный проект - краткое руководство по оптимизации межличностных отношений в системе "взрослый - ребёнок", предназначенный для специалистов ДОО и родителей, у которых имеются трудности во взаимодействии с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ 445030, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТТИ УЛ. 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ Д. 32, ИНН 6323091856, КПП 632101001, ТЕЛ/ФАКС 8 (8482)761515, e - mail chgard 210@ edu . tgl . ru Практико-ориентированный проект: «Эффективное взаимодействие взрослых и детей» или «Наставление о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы» Подготовила: Федотова А.Н., педагог-психолог

Слайд 2

Сроки реализации проекта сентябрь 2021 – май 2024 педагог-психолог педагоги родители дети узкие специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учителя-логопеды Руководитель проекта Участники проекта

Слайд 3

Основание для разработки проекта Наличие «неудобных» детей, с которыми взрослые обязаны установить конструктивное взаимодействие Неумение или нежелание выстраивать партнёрское взаимодействие Оптимизация межличностных отношений в системе «взрослый-ребёнок», сегодня зависят: от индивидуальных качеств и умений взрослого, от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне: партнёрства, сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения.

Слайд 4

Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию взрослого с детьми субъективное восприятие ребёнка, наличие штампов, предварительной информации о ребёнке незнание возрастных особенностей, новообразований, индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка предъявление завышенных требований к ребёнку наличие негативных установок относительно конкретного ребёнка или группы в целом

Слайд 5

Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию педагога с детьми перенос эмоционально-личностного отношения к родителям воспитанника на самого ребёнка наличие страха педагогических ошибок навешивание психологических ярлыков на ребёнка стереотипное мышление, восприятие (например, если в очках - умный) неумение менять социальные роли алекситимия – неспособность определения и проявления собственных эмоций наличие симптомов синдрома эмоционального выго рания

Слайд 6

Количество обращений взрослых с трудностями во взаимодействии с детьми

Слайд 7

Новизна проекта «Наставление о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы» заключается: в рассмотрении данного вопроса с точки зрения наличия у взрослого способности и готовности эффективно и конструктивно взаимодействовать с детьми при любых обстоятельствах ; в нахождении ответа на вопрос: «Как ?»

Слайд 8

Цель и задачи проекта Цель: Оптимизация межличностных отношений в системе «педагог - ребёнок» Задачи: формирование готовности к взаимодействию с детьми формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии с детьми разработка наставления по конструктивному взаимодействию взрослого с детьми

Слайд 9

Формирование готовности к взаимодействию с детьми Актуализировать знания о возрастных особенностях воспитанников (новообразования возраста, возрастные кризисы, групповые и индивидуальные потребности и возможности ) Активизировать умение отслеживать собственные чувства и эмоции, устанавливать причинно-следственные связи в восприятии ребенка (ответить себе на вопрос: «Почему я к конкретному ребёнку испытываю, чувствую…»)

Слайд 10

Формирование коммуникативной компетентности педагога во взаимодействии с детьми Актуализировать чувство эмпатии у взрослых Актуализировать чувство уважения к себе и личности ребёнка, способность соблюдать культуру общения

Слайд 11

Разработка наставления по конструктивному взаимодействию взрослого с ребёнком Наставление – это инструктаж, включающий: Оцениваемые критерии: собственная активность ребёнка во взаимодействии со взрослым реакция ребёнка на действия взрослого Показатели: ответные реакции (эмоционально-положительные и эмоционально-отрицательные ) отказные реакции Рекомендуемые действия взрослого Способы и приёмы, р екомендуемые к применению взрослыми во взаимодействии с детьми

Слайд 12

Образец «Наставления о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы» Критерий Показатель Действия взрослого Способы и приёмы взаимодействия Реакция ребёнка на действия взрослого Отказные реакции (отказ от взаимодействия, игнорирование) Как бы Вы поступили в подобной ситуации?! Что бы Вы предприняли для установления контакта?! Динамика развития 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Новообразования: Противоречия : Задача взрослых: ……. …… …….. ……. …… …….. ……. …… ……..

Слайд 13

Результаты проекта Результат-эффект: внедрение и реализация взрослыми Наставления по взаимодействию с ребёнком возможность взрослого оперативно сориентироваться в проблемной для него ситуации. Результат-продукт: Разработка «Наставления о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы»

Слайд 14

Динамика по итогам реализации проекта

Слайд 15

Успехов Вам во взаимодействии с детьми! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

5-6 лет

Новообразования:

  • Произвольность психических процессов
  • Способность управлять своим поведением
  • Изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке (Я-реальное и Я-потенциальное), отсюда
  • Появление учебной мотивации
  • Появление интереса к личности и личным качествам других детей
  • Освоение социальных отношений и понимание подчинённых позиций в различных видах деятельности взрослых
  • Умение принимать объясняемые взрослым цель и мотив деятельности, что обеспечивает интерес и положительное отношение ребёнка к предстоящей работе

Отказные реакции могут быть в случае:

  • проявления неуважения к личности ребёнка, отсюда страх ошибиться, быть высмеянным и т.д.
  • отсутствия значимого мотива предстоящей деятельности
  • дезадаптация

C:\Users\user\Desktop\2022-2023\консультации на сайт\images.jpg

6-7 лет

Новообразования:

  • Появление внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме
  • Развитие рефлексии
  • Моральное развитие
  • Преобладание личностного общения
  • Проявление произвольности всех психических процессов

Отказные реакции могут быть в случае:

  • проявления неуважения к личности ребёнка, отсюда страх ошибиться, быть высмеянным и т.д.
  • отсутствия значимого мотива предстоящей деятельности
  • дезадаптация
  • наличия антипатии к взрослому

C:\Users\user\Downloads\1684825821268.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 210 «ЛАДУШКИ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

445044, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТИ,

Б-Р СОЛНЕЧНЫЙ, Д.3 инн 6323091856, кпп 632101001,

ТЕЛ/ФАКС 8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru

_______________________________________________

Наставление

«Как быть,

если получается не так,

как хотелось бы»

C:\Users\user\Desktop\2022-2023\консультации на сайт\картинка.jpg

Подготовил:

Педагог-психолог

Федотова А.Н.

2023-2024 учебный год

Реакция детей на действия взрослых может быть самой непредсказуемой и удивительной, иногда до такой степени, что мы, взрослые, испытываем чувство растерянности и не знаем, как правильно поступить.

  1. Отметим, что реакции могут быть: ответными:
  • эмоционально-положительными
  • эмоционально-отрицательными
  1. отказными.

Что делать,

если ребёнок проявляет

отказные реакции 

на побуждение взрослого к действию?

Следуйте инструкции:

  1. «Когда не знаете, как поступить – наблюдайте!»
  • Пассивное наблюдение  

(безучастное, наблюдение со стороны за поведенческими реакциями ребёнка, его эмоциональным состоянием, его образовательными и коммуникативными потребностями, возможностями)

  • Активное наблюдение,

когда взрослый включён в процесс взаимодействия, но через взаимодействие с детьми, у которых наблюдаются ответные реакции. То есть, взрослый играет с детьми, наблюдая за ребёнком с отказными реакциями, замечая его «комплексы оживления» и аккуратно предлагая участвовать в процессе.

  1. Продемонстрируйте своё уважение и принятие позиции ребёнка, и продолжайте наблюдать за ним с целью поиска индивидуального подхода
  1. Используйте аргументированное убеждение с целью мотивации его на совместную деятельность 

(то есть показываем ему все преимущества взаимодействия с нами)

  1. Используйте приёмы игровой мотивации:
  • Сюрпризные моменты
  • Рассказ терапевтических сказок

(про мальчика или девочку Буку, Капризулю, медвежонка Нехочуху)

  • Создание игровых ситуаций: «Сегодня мы будем кошечками…»
  • Изменение местонахождения игрушек с просьбой о помощи найти
  • Элементы драматизации, инсценировки
  • Внесение соревновательных элементов
  • Обыгрывание игрушек

(«Зайку бросила хозяйка»,

 предметов («Что звучит, на что похож, что можно с его помощью сделать»)

Динамика развития

3-4 года

Новообразования:

  • Самосознание – потребность поступать согласно собственному желанию (проявление вспышек негативизма, упрямства, неустойчивости настроения)
  • Самооценка – стремление соответствовать требованиям взрослых, потребность быть хорошим

Противоречие: желание быть самостоятельным и потребность в признании при реальной «несамостоятельности» часто провоцирует отказные реакции

4-5 лет

Новообразования:

  • Закладываются основы созидательного отношения к предметному миру
  • Возникает подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать, то есть «возраст почемучек»

Противоречие:

ребёнок способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт, т.е появляется круг чисто словесных знаний, и оперируя этими знаниями, он может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты, что, в свою очередь, может вызвать смех или неуважительное отношение взрослых к этим первым интеллектуальным шагам, и, соответственно, может привести к потере познавательного интереса и неуверенности ребёнка в себе.

Следствие – отказные реакции