Практико-ориентированный проект "Эффективное взаимодействие взрослого с детьми" или "Наставление о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы"
Реакции детей на побуждения, обращения и действия взрослых может быть самой непредсказуемой и удивительной, иногда до такой степени, что мы, взрослые, испытываем чувство растерянности и не знаем, как правильно поступить. Данный проект - краткое руководство по оптимизации межличностных отношений в системе "взрослый - ребёнок", предназначенный для специалистов ДОО и родителей, у которых имеются трудности во взаимодействии с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сроки реализации проекта сентябрь 2021 – май 2024 педагог-психолог педагоги родители дети узкие специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учителя-логопеды Руководитель проекта Участники проекта
Основание для разработки проекта Наличие «неудобных» детей, с которыми взрослые обязаны установить конструктивное взаимодействие Неумение или нежелание выстраивать партнёрское взаимодействие Оптимизация межличностных отношений в системе «взрослый-ребёнок», сегодня зависят: от индивидуальных качеств и умений взрослого, от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне: партнёрства, сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения.
Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию взрослого с детьми субъективное восприятие ребёнка, наличие штампов, предварительной информации о ребёнке незнание возрастных особенностей, новообразований, индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка предъявление завышенных требований к ребёнку наличие негативных установок относительно конкретного ребёнка или группы в целом
Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию педагога с детьми перенос эмоционально-личностного отношения к родителям воспитанника на самого ребёнка наличие страха педагогических ошибок навешивание психологических ярлыков на ребёнка стереотипное мышление, восприятие (например, если в очках - умный) неумение менять социальные роли алекситимия – неспособность определения и проявления собственных эмоций наличие симптомов синдрома эмоционального выго рания
Количество обращений взрослых с трудностями во взаимодействии с детьми
Новизна проекта «Наставление о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы» заключается: в рассмотрении данного вопроса с точки зрения наличия у взрослого способности и готовности эффективно и конструктивно взаимодействовать с детьми при любых обстоятельствах ; в нахождении ответа на вопрос: «Как ?»
Цель и задачи проекта Цель: Оптимизация межличностных отношений в системе «педагог - ребёнок» Задачи: формирование готовности к взаимодействию с детьми формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии с детьми разработка наставления по конструктивному взаимодействию взрослого с детьми
Формирование готовности к взаимодействию с детьми Актуализировать знания о возрастных особенностях воспитанников (новообразования возраста, возрастные кризисы, групповые и индивидуальные потребности и возможности ) Активизировать умение отслеживать собственные чувства и эмоции, устанавливать причинно-следственные связи в восприятии ребенка (ответить себе на вопрос: «Почему я к конкретному ребёнку испытываю, чувствую…»)
Формирование коммуникативной компетентности педагога во взаимодействии с детьми Актуализировать чувство эмпатии у взрослых Актуализировать чувство уважения к себе и личности ребёнка, способность соблюдать культуру общения
Разработка наставления по конструктивному взаимодействию взрослого с ребёнком Наставление – это инструктаж, включающий: Оцениваемые критерии: собственная активность ребёнка во взаимодействии со взрослым реакция ребёнка на действия взрослого Показатели: ответные реакции (эмоционально-положительные и эмоционально-отрицательные ) отказные реакции Рекомендуемые действия взрослого Способы и приёмы, р екомендуемые к применению взрослыми во взаимодействии с детьми
Образец «Наставления о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы» Критерий Показатель Действия взрослого Способы и приёмы взаимодействия Реакция ребёнка на действия взрослого Отказные реакции (отказ от взаимодействия, игнорирование) Как бы Вы поступили в подобной ситуации?! Что бы Вы предприняли для установления контакта?! Динамика развития 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Новообразования: Противоречия : Задача взрослых: ……. …… …….. ……. …… …….. ……. …… ……..
Результаты проекта Результат-эффект: внедрение и реализация взрослыми Наставления по взаимодействию с ребёнком возможность взрослого оперативно сориентироваться в проблемной для него ситуации. Результат-продукт: Разработка «Наставления о том, как быть, если всё не так, как хотелось бы»
Динамика по итогам реализации проекта
Успехов Вам во взаимодействии с детьми! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
5-6 лет
Новообразования:
- Произвольность психических процессов
- Способность управлять своим поведением
- Изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке (Я-реальное и Я-потенциальное), отсюда
- Появление учебной мотивации
- Появление интереса к личности и личным качествам других детей
- Освоение социальных отношений и понимание подчинённых позиций в различных видах деятельности взрослых
- Умение принимать объясняемые взрослым цель и мотив деятельности, что обеспечивает интерес и положительное отношение ребёнка к предстоящей работе
Отказные реакции могут быть в случае:
- проявления неуважения к личности ребёнка, отсюда страх ошибиться, быть высмеянным и т.д.
- отсутствия значимого мотива предстоящей деятельности
- дезадаптация
6-7 лет
Новообразования:
- Появление внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме
- Развитие рефлексии
- Моральное развитие
- Преобладание личностного общения
- Проявление произвольности всех психических процессов
Отказные реакции могут быть в случае:
- проявления неуважения к личности ребёнка, отсюда страх ошибиться, быть высмеянным и т.д.
- отсутствия значимого мотива предстоящей деятельности
- дезадаптация
- наличия антипатии к взрослому
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
445044, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТИ,
Б-Р СОЛНЕЧНЫЙ, Д.3 инн 6323091856, кпп 632101001,
ТЕЛ/ФАКС 8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru
_______________________________________________
Наставление
«Как быть,
если получается не так,
как хотелось бы»
Подготовил:
Педагог-психолог
Федотова А.Н.
2023-2024 учебный год
Реакция детей на действия взрослых может быть самой непредсказуемой и удивительной, иногда до такой степени, что мы, взрослые, испытываем чувство растерянности и не знаем, как правильно поступить.
- Отметим, что реакции могут быть: ответными:
- эмоционально-положительными
- эмоционально-отрицательными
- отказными.
Что делать,
если ребёнок проявляет
отказные реакции
на побуждение взрослого к действию?
Следуйте инструкции:
- «Когда не знаете, как поступить – наблюдайте!»
- Пассивное наблюдение
(безучастное, наблюдение со стороны за поведенческими реакциями ребёнка, его эмоциональным состоянием, его образовательными и коммуникативными потребностями, возможностями)
- Активное наблюдение,
когда взрослый включён в процесс взаимодействия, но через взаимодействие с детьми, у которых наблюдаются ответные реакции. То есть, взрослый играет с детьми, наблюдая за ребёнком с отказными реакциями, замечая его «комплексы оживления» и аккуратно предлагая участвовать в процессе.
- Продемонстрируйте своё уважение и принятие позиции ребёнка, и продолжайте наблюдать за ним с целью поиска индивидуального подхода
- Используйте аргументированное убеждение с целью мотивации его на совместную деятельность
(то есть показываем ему все преимущества взаимодействия с нами)
- Используйте приёмы игровой мотивации:
- Сюрпризные моменты
- Рассказ терапевтических сказок
(про мальчика или девочку Буку, Капризулю, медвежонка Нехочуху)
- Создание игровых ситуаций: «Сегодня мы будем кошечками…»
- Изменение местонахождения игрушек с просьбой о помощи найти
- Элементы драматизации, инсценировки
- Внесение соревновательных элементов
- Обыгрывание игрушек
(«Зайку бросила хозяйка»,
предметов («Что звучит, на что похож, что можно с его помощью сделать»)
Динамика развития
3-4 года
Новообразования:
- Самосознание – потребность поступать согласно собственному желанию (проявление вспышек негативизма, упрямства, неустойчивости настроения)
- Самооценка – стремление соответствовать требованиям взрослых, потребность быть хорошим
Противоречие: желание быть самостоятельным и потребность в признании при реальной «несамостоятельности» часто провоцирует отказные реакции
4-5 лет
Новообразования:
- Закладываются основы созидательного отношения к предметному миру
- Возникает подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать, то есть «возраст почемучек»
Противоречие:
ребёнок способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт, т.е появляется круг чисто словесных знаний, и оперируя этими знаниями, он может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты, что, в свою очередь, может вызвать смех или неуважительное отношение взрослых к этим первым интеллектуальным шагам, и, соответственно, может привести к потере познавательного интереса и неуверенности ребёнка в себе.
Следствие – отказные реакции
- Мне нравится (1)