Технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Малютина Юлия Владимировна

В настоящее время актуальным направлением модернизации современного общего и специального образования выступает интеграция, понимаемая как предоставление права и возможности человеку с ограниченными возможностями здоровья участия во всех видах социальной жизни, в том числе и образовании, наравне с остальными членами общества. Инклюзивное (включенное) образование подразумевает включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной общеобразовательной школы. 

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Современные коррекционно-развивающие технологии, направленные на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагог- психолог: Малютина Ю.В. апрель 2023

Слайд 2

Инклюзивное (включенное) образование подразумевает включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной общеобразовательной школы. Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации.

Слайд 3

Педагог инклюзивного образования занимается обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья. В его обязанности входит не только обеспечение процесса получения образования, но и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Педагог инклюзивного образования старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении конкретных людей, учитывает их индивидуальные особенности. Он также должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимы умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных и неожиданных ситуациях.

Слайд 5

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ Технология проблемного обучения Направлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. Технология уровневой дифференциации Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития Информационные компьютерные технологии Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной.

Слайд 6

Технологии компенсирующего обучения Компенсирующее обучение – это создание вокруг учащегося реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье. К элементам реабилитационного пространства и различным видам педагогической поддержки относятся: любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, какой он есть; обучение без принуждения; урок как система реабилитации; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и элементов логического мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение , диалогические методики.

Слайд 7

Игротерапия ; Физкультминутки Физкультминутка как форма активного отдыха школьников, проводится на протяжении всей образовательной деятельности, с целью предупреждения и снятия утомления Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика А.П. Савиной; Гимнастика для глаз Е.А. Каралашвили ; Дыхательная гимнастика; Мимическая гимнастика; Занятия в спортивных кружках и секциях; Релаксирующие упражнения; Элементы музыкотерапии; Элементы цветотерапии; Зрительная гимнастика; «Динамические паузы»; Элементы самомассажа; Прогулки; Пешеходные экскурсии

Слайд 8

Ребенок с нарушением речи: эмоционально нестабилен; склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии; вялый; находится в подавленном состоянии; часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей; является изгоем среди сверстников.

Слайд 9

Коррекция нарушений речи переспрашивание; одобрение и мотивация к дальнейшему развитию навыков; наводящие вопросы; коррекция ошибок при помощи советов и подсказок; демонстрация упражнения с последующей просьбой повторить; обучение на личном примере тому, как надо выполнять задание.