конспект тренингового занятия "«Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене»"

Хертек Раджана Романовна

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов, освоить способы управления эмоциональным состоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене»

C:\Users\user\Desktop\пси з.jpg

Разработала:

Хертек Раджана Романовна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла РТ

План-конспект

Тема: Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене.

         Основная образовательная область: социально-коммуникативная.       

         Цель: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов, освоить способы управления эмоциональным состоянием. 

         Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление знания понятия  «стресс»;

- содействовать осознанию учащимися собственных целей и стремлений.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие интереса, развитие коммуникативных навыков и умений;

- сформировать у детей навыки конструктивного выражения эмоций и чувств;

- сохранять психическое здоровье учащихся.

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательных отношений между учащимися, желания активно взаимодействовать;

- воспитание умения доставлять радость от совместной деятельности.

          Методы:

- наглядные: показ презентации, игрушка-антистресс, буклеты;

- словесные: знакомство с МАК, текст для релаксации;

- игровые: занятие проходит в форме игры.

         Интеграция образовательных областей, которые дают формирование предпосылок к УУД (универсальные учебные действия) на данном занятии:

  1. Социально-коммуникативное развитие: совместная деятельность со сверстниками.
  2. Познавательное развитие: развитие познавательной, творческой активности, воображения.
  3. Речевое развитие:  понимание на слух инструкций, текстов, владение речью как средства общения и культуры, коммуникативное взаимодействие.
  4. Художественно-эстетическое – восприятие музыки, наглядных материалов.
  5. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, саморегуляции.

           Тренинг построен на партнерском взаимодействии: взрослый – партнер, рядом с детьми вместе, разрешается свободное перемещение учащихся в процессе деятельности.

Форма организации: групповая.

Продолжительность: 40 минут.

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, метафорические ассоциативные карты, фломастеры, игрушки-антистресс, буклеты.

План:

  1. Приветствие.
  2. Самоопределение темы занятия путем проблемного вопроса.
  3. Показ презентации «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене».
  4. Упражнение «Волны стресса».
  5.       Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
  6.       Упражнение «Календарь самоанализа».
  7.       Упражнение «Сценарий на успех».
  8.       Игрушка-антистресс.
  9.       Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
  10. Рефлексия. Завершение занятия.

Ход тренинга:

  1. Организационная часть:

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга.  Упражнение «Зеркало в коробке». В этой коробке вы увидите самого счастливого, умного талантливого человека и скажите ему «Привет!»

         - Мы с вами прекрасно знаем и понимаем, что впереди у вас ответственный момент – это экзамены. А как вы думаете, что испытывает человек перед экзаменом и во время экзамена? (возможные ответы: тревога, страх, СТРЕСС, радость, волнение, депрессия).  И именно, экзаменационному  стрессу и как его преодолеть,  посвящено наше сегодняшнее занятие.

Показ презентации  «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене».

  1. Основная часть:
  1. Упражнение «Волны стресса».

- Подумай о  том, что сейчас вызывает у  тебя стресс. Представь эти стресс-факторы в виде волн. Может быть, это цунами, а может, совсем маленькие волны.  Сейчас нарисуйте, пожалуйста,  как выглядят сейчас ваши волны стресса.

Какие чувства ты испытываешь, когда видишь перед собой этот образ?

  1. Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».

Цель: актуализировать внутренние ресурсы, помочь обучающимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

- Да, есть сложные ситуации, как экзамен, но это не значит, что они неразрешимы, хотя, безусловно, требуют усилий. И на помощь может прийти наше подсознание и это, мы попытаемся понять с помощью метафорических ассоциативных карт. Среди карт интуитивно, вслепую, вытяните карту и ответьте на вопрос: Что в твоей жизни сейчас работает не на тебя и, возможно, создает проблемы?

  1. Упражнение «Календарь самоанализа»

- Прочти список вариантов (в пустых строках можешь добавить что-то от себя) и поставь галочки рядом с занятиями, которые доставляют тебе удовольствие. Потом выбери три самых любимых и поставь рядом с ними звездочки.

проводить время с домашними животными

гулять, бывать на природе

готовить

строить

петь

играть в компьютерные игры

ходить в магазин, заниматься шопингом

танцевать

разговаривать по телефону

путешествовать

ходить на концерты, ходить в походы

ходить на спортивные соревнования

ходить в кафе и рестораны

заниматься волонтерской работой

смотреть кино

принимать душ или ванну

читать

заниматься йогой

практиковать осознанность

играть в спортивные игры

делать физические упражнения

рисовать карандашом или красками

проводить время с семьей

работать в саду

проводить время с друзьями

слушать музыку или играть на музыкальных инструментах

фотографировать

заниматься хобби и мастерить

писать, вести дневник или блог

сидеть в интернете, соцсетях, писать посты и сообщения

водить машину

кататься на лыжах или сноуборде

- ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ!  Когда тебе плохо, ты всегда можешь обратиться к этому списку и сделать что-нибудь приятное.

  1. Упражнение «Сценарий на успех»

Цель: повысить уверенность в себе, создать положительный настрой.

Педагог-психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

- «Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в астральное путешествие.

И вот вы идете в пункт проведения экзаменов. Прекрасно светит солнце и оно, кажется, подмигивает тебе. Поют птицы – они радуются. Пахнет цветами черемухи.

Когда вы входите в школу, то вас встречают улыбкой и радостью. Вы идете по коридору легкой и уверенной походкой. Все здесь удобно, вы входите в аудиторию, вас встречает приветливый организатор экзамена, вы спокойно садитесь на место и вам подходит учитель и дает задания, вы спокойно смотрите и видите, что почти все задания очень хорошо знаете, вас ничто не отвлекает. Вы спокойно сделали все задания и сдаете материалы организатору экзамена. Вы выходите на улицу, и вам очень хорошо от чувства, что вам повезло и вообще все классно.

А сейчас сделайте глубокий вдох … и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам» 

  1. Игрушка-антистресс – сюрпризный момент.

Цель: снятие психофизического напряжения,  выяснение актуального состояния учащихся.

- Я подготовила для вас сюрприз – это игрушка-антистресс, также вы можете самостоятельно сделать такую игрушку своими руками. Для этого потребуется шарик и крахмал. Крахмал высыпаете в шарик, потом шарик завязываете, и получается такая игрушка-антистресс. Теперь каждый нарисуйте смайлик на своей игрушке, который соответствует вашему эмоциональному состоянию: радостное, безразличное, злое или грустное.

  1. Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».

Цель: актуализировать внутренние ресурсы, помочь обучающимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Среди карт интуитивно, вслепую, вытяните карту и продолжите, пожалуйста предложение  «Моя сила сейчас в…»

  1. Итог занятия:
  1. Рефлексия. Завершение занятия. 

Цель: закрепление полученных знаний и навыков, позитивное эмоциональное закрепление новой конструктивной информации.

- Что для вас было наиболее интересным и важным? Какие методы расслабления, преодоления стресса вам понравились и будете пользоваться ими?

- Как вы себя чувствуете?

- Ребята, я рада, что у нас получилась  встреча. Думаю, вы узнали новое и полезное про себя и про своих друзей, а также научились новым методам снятия эмоционального и физического напряжения. До свидания!

 

Список использованной литературы:

  1. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – 2-е изд., испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 212 с.
  2. Психология. Разработки занятий с детьми. 9 класс. 2 часть. / Сост. М.М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 80 с.
  3. Справочник педагога-психолога школы. Шрагина Е.Ю. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» - 2012. – 49 с.
  4. Тренинговые занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Материалы V республиканского совещания педагогов-психологов ОО Республики Тыва. – Кызыл: ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». – 2017. – 40 с.