конспект тренингового занятия "«Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене»"
Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов, освоить способы управления эмоциональным состоянием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене»
Разработала:
Хертек Раджана Романовна,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла РТ
План-конспект
Тема: Экзамен не стресс, а путь к новым победам и свершениям. Как справиться со стрессом на экзамене.
Основная образовательная область: социально-коммуникативная.
Цель: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов, освоить способы управления эмоциональным состоянием.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление знания понятия «стресс»;
- содействовать осознанию учащимися собственных целей и стремлений.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие интереса, развитие коммуникативных навыков и умений;
- сформировать у детей навыки конструктивного выражения эмоций и чувств;
- сохранять психическое здоровье учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитание доброжелательных отношений между учащимися, желания активно взаимодействовать;
- воспитание умения доставлять радость от совместной деятельности.
Методы:
- наглядные: показ презентации, игрушка-антистресс, буклеты;
- словесные: знакомство с МАК, текст для релаксации;
- игровые: занятие проходит в форме игры.
Интеграция образовательных областей, которые дают формирование предпосылок к УУД (универсальные учебные действия) на данном занятии:
- Социально-коммуникативное развитие: совместная деятельность со сверстниками.
- Познавательное развитие: развитие познавательной, творческой активности, воображения.
- Речевое развитие: понимание на слух инструкций, текстов, владение речью как средства общения и культуры, коммуникативное взаимодействие.
- Художественно-эстетическое – восприятие музыки, наглядных материалов.
- Физическое развитие: развитие мелкой моторики, саморегуляции.
Тренинг построен на партнерском взаимодействии: взрослый – партнер, рядом с детьми вместе, разрешается свободное перемещение учащихся в процессе деятельности.
Форма организации: групповая.
Продолжительность: 40 минут.
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, метафорические ассоциативные карты, фломастеры, игрушки-антистресс, буклеты.
План:
- Приветствие.
- Самоопределение темы занятия путем проблемного вопроса.
- Показ презентации «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене».
- Упражнение «Волны стресса».
- Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
- Упражнение «Календарь самоанализа».
- Упражнение «Сценарий на успех».
- Игрушка-антистресс.
- Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
- Рефлексия. Завершение занятия.
Ход тренинга:
- Организационная часть:
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Упражнение «Зеркало в коробке». В этой коробке вы увидите самого счастливого, умного талантливого человека и скажите ему «Привет!»
- Мы с вами прекрасно знаем и понимаем, что впереди у вас ответственный момент – это экзамены. А как вы думаете, что испытывает человек перед экзаменом и во время экзамена? (возможные ответы: тревога, страх, СТРЕСС, радость, волнение, депрессия). И именно, экзаменационному стрессу и как его преодолеть, посвящено наше сегодняшнее занятие.
Показ презентации «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене».
- Основная часть:
- Упражнение «Волны стресса».
- Подумай о том, что сейчас вызывает у тебя стресс. Представь эти стресс-факторы в виде волн. Может быть, это цунами, а может, совсем маленькие волны. Сейчас нарисуйте, пожалуйста, как выглядят сейчас ваши волны стресса.
Какие чувства ты испытываешь, когда видишь перед собой этот образ?
- Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
Цель: актуализировать внутренние ресурсы, помочь обучающимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
- Да, есть сложные ситуации, как экзамен, но это не значит, что они неразрешимы, хотя, безусловно, требуют усилий. И на помощь может прийти наше подсознание и это, мы попытаемся понять с помощью метафорических ассоциативных карт. Среди карт интуитивно, вслепую, вытяните карту и ответьте на вопрос: Что в твоей жизни сейчас работает не на тебя и, возможно, создает проблемы?
- Упражнение «Календарь самоанализа»
- Прочти список вариантов (в пустых строках можешь добавить что-то от себя) и поставь галочки рядом с занятиями, которые доставляют тебе удовольствие. Потом выбери три самых любимых и поставь рядом с ними звездочки.
проводить время с домашними животными | гулять, бывать на природе |
готовить | строить |
петь | играть в компьютерные игры |
ходить в магазин, заниматься шопингом | танцевать |
разговаривать по телефону | путешествовать |
ходить на концерты, ходить в походы | ходить на спортивные соревнования |
ходить в кафе и рестораны | заниматься волонтерской работой |
смотреть кино | принимать душ или ванну |
читать | заниматься йогой |
практиковать осознанность | играть в спортивные игры |
делать физические упражнения | рисовать карандашом или красками |
проводить время с семьей | работать в саду |
проводить время с друзьями | слушать музыку или играть на музыкальных инструментах |
фотографировать | заниматься хобби и мастерить |
писать, вести дневник или блог | сидеть в интернете, соцсетях, писать посты и сообщения |
водить машину | кататься на лыжах или сноуборде |
- ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ! Когда тебе плохо, ты всегда можешь обратиться к этому списку и сделать что-нибудь приятное.
- Упражнение «Сценарий на успех»
Цель: повысить уверенность в себе, создать положительный настрой.
Педагог-психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
- «Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в астральное путешествие.
И вот вы идете в пункт проведения экзаменов. Прекрасно светит солнце и оно, кажется, подмигивает тебе. Поют птицы – они радуются. Пахнет цветами черемухи.
Когда вы входите в школу, то вас встречают улыбкой и радостью. Вы идете по коридору легкой и уверенной походкой. Все здесь удобно, вы входите в аудиторию, вас встречает приветливый организатор экзамена, вы спокойно садитесь на место и вам подходит учитель и дает задания, вы спокойно смотрите и видите, что почти все задания очень хорошо знаете, вас ничто не отвлекает. Вы спокойно сделали все задания и сдаете материалы организатору экзамена. Вы выходите на улицу, и вам очень хорошо от чувства, что вам повезло и вообще все классно.
А сейчас сделайте глубокий вдох … и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам»
- Игрушка-антистресс – сюрпризный момент.
Цель: снятие психофизического напряжения, выяснение актуального состояния учащихся.
- Я подготовила для вас сюрприз – это игрушка-антистресс, также вы можете самостоятельно сделать такую игрушку своими руками. Для этого потребуется шарик и крахмал. Крахмал высыпаете в шарик, потом шарик завязываете, и получается такая игрушка-антистресс. Теперь каждый нарисуйте смайлик на своей игрушке, который соответствует вашему эмоциональному состоянию: радостное, безразличное, злое или грустное.
- Упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Мои ресурсы».
Цель: актуализировать внутренние ресурсы, помочь обучающимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Среди карт интуитивно, вслепую, вытяните карту и продолжите, пожалуйста предложение «Моя сила сейчас в…»
- Итог занятия:
- Рефлексия. Завершение занятия.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков, позитивное эмоциональное закрепление новой конструктивной информации.
- Что для вас было наиболее интересным и важным? Какие методы расслабления, преодоления стресса вам понравились и будете пользоваться ими?
- Как вы себя чувствуете?
- Ребята, я рада, что у нас получилась встреча. Думаю, вы узнали новое и полезное про себя и про своих друзей, а также научились новым методам снятия эмоционального и физического напряжения. До свидания!
Список использованной литературы:
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – 2-е изд., испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 212 с.
- Психология. Разработки занятий с детьми. 9 класс. 2 часть. / Сост. М.М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 80 с.
- Справочник педагога-психолога школы. Шрагина Е.Ю. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» - 2012. – 49 с.
- Тренинговые занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Материалы V республиканского совещания педагогов-психологов ОО Республики Тыва. – Кызыл: ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». – 2017. – 40 с.