«Особенности копинг–стратегий у подростков с задержкой психического развития»
В настоящее время в нашей стране и в мире в целом возрастает интерес к изучению и оказанию психолого-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются различные аспекты жизни данной категории лиц, происходит переход от парадигмы отношения к ним, как к «инвалидам», до выявления их способностей, внутренних ресурсов, развития сильных сторон личности, способствующих успешной адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-prospekt.yugova_a.i.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности копинг–стратегий у подростков с задержкой психического развития»
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в нашей стране и в мире в целом возрастает интерес к изучению и оказанию психолого-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются различные аспекты жизни данной категории лиц, происходит переход от парадигмы отношения к ним, как к «инвалидам», до выявления их способностей, внутренних ресурсов, развития сильных сторон личности, способствующих успешной адаптации в социуме.
Одним из менее выраженных, однако, требующих оказания специальной помощи проявлений ограниченных возможностей здоровья является задержка психического развития (ЗПР). Изучением причин ЗПР, особенностей, динамики занимались многие отечественные психологи, педагоги и врачи: Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская. Само определение «задержка психического развития» в нашей стране было введено Г. Е. Сухаревой в 1959 году.
Задержка психического развития - это замедление скорости формирования, становления основных функций: когнитивных процессов, логического и образного мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, памяти. При ЗПР уровень развития не соответствует или значительно отстает от общепринятых норм, характерных для того или иного возрастного периода.
Симптомы ЗПР наиболее ярко проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако данная категория детей получает цензовое образование и к окончанию школьного возраста должна полностью выйти на уровень развития своих сверстников, не имеющих особенностей.
Безусловно, для успешной адаптации и социализации лица с ЗПР нуждаются не только в поддержке при освоении школьной программы, но и при формировании и развитии различных сторон личности. На наш взгляд, большое значение в данном направлении приобретает задача формирования у них копинг-стратегий. Копинг-стратегии позволяют справляться с жизненными трудностями посредством осознанных действий, направленных на совладание с ними. При этом отмечается, что именно на подростковый возраст приходится важнейший этап становления жизнестойкости и копинг-поведения, поскольку именно этот возрастной период связан с интенсивным развитием самосознания и активным осмыслением отношений к себе и к миру.
Понятие «копинг-стратегии» охватывает различные сферы адаптации человека к жизни, что делает его особенно интересным и актуальным при рассмотрении относительно лиц с теми или иными особенностями развития, в том числе, с ЗПР.
При этом период старшего школьного возраста, когда подростки находятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благоприятных для формирования и развития жизнестойких черт личности. Это может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здоровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникающих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешными и полезными членами общества.
Объект исследования: копинг-стратегии.
Предмет исследования: специфика копинг-стратегий у подростков с задержкой психического развития.
Цель: выявление видов копинг-стратегий характерных для подростков с задержкой психического развития.
На основании сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие копинг-стратегии.
- Проанализировать особенности копинг-стратегий у нормативно развивающихся подростков.
- Проанализировать особенности копинг-стратегий у подростков с задержкой психического развития.
Теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме позволил сформулировать гипотезу, которая основана на предположении о том, что особенности копинг-стратегий у подростков с ЗПР будет различаться от нормативно развивающихся подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного исследования данные могут быть использованы в работе школьных педагогов при составлении психокоррекционных программ, направленных на развитие копинг-стратегий у подростков с ЗПР. Они позволят повысить эффективность адаптации данной группы лиц не только к образовательному процессу в рамках учебных заведений, но и в целом к условиям внешней социальной среды. Данные могут быть использованы родителями для организации оптимального воспитательного процесса детей и подростков с ЗПР.
Обзор
Изучение поведения подростка в стрессовых ситуациях привело к выявлению «копинг-механизмов» или «механизмов приспособления», которые определяют успешную или неудачную адаптацию. Проблема преодоления поведения подростками была разработана как многими зарубежными, так и советскими психологами (Л. Мерфи, С. Фолкман, Э. Хейм, К.А. Абульханова, В.А. Бодров, А.А. Либин, К. Муздыбаев, И.М. Никольская и другие).
На протяжении всей жизни почти каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно воспринимаются как трудные и нарушающие нормальный ход жизни. Опыт таких ситуаций часто меняет как восприятие мира, так и восприятие своего места в нем [2].
Под «копингом» понимаются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться с конкретными внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряженные или превышающие возможности человека справиться с ними.
Общепринятой классификацией копинг-стратегий является адаптивные и дезадаптивные; пассивные и активные копинг-стратегии. Дезадаптивные стратегии включают размышление и самообвинение, поскольку они не могут изменить реальную ситуацию и помещают индивида в негативную когнитивную петлю, которая усиливает негативное состояние. Напротив, решение проблем и принятие перспектив, которые предполагают активный поиск решения, являются примерами адаптивных стратегий совладания [5].
Копинг-поведение подростков до сих пор плохо изучено. Существует нехватка методического инструментария для диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации и масштабы ее возникновения [2].
При изучении особенностей копинг-стратегий у подростков можно увидеть, что перечень жизненных ситуаций, при этом необязательно позитивных, может кардинально меняться на протяжении всей жизни человека. Способы решения будут меняться в соответствии с данными жизненными ситуациями. Период подросткового возраста проходит в два этапа: от 10-11 до 14-15 лет. Этот период сопровождается появлением ряда черт, наиболее важными из них выделяют общение с ровесниками, стремление к утверждению собственной самостоятельности, лидерству, личностной автономии, активное отстаивание собственного мнения. Подростковый возраст принято считать периодом отстранения от взрослых, разграничения территории. Наряду с четко прорисованными попытками контрастировать на фоне взрослого, отстаиванием привилегий и независимости, в противовес всему, отмечается еще и предвкушение помощи, исходящей от старшего поколения, нужда в личном покровительстве и незамедлительной опеке; самостоятельно решать проблемы юный гражданин еще не научился, поэтому надеется, что ему обязательно помогут близкие люди.
Следует заметить, что переживание значительной части жизненных ситуаций как трудных составляет своеобразную психологическую норму для подросткового возраста. Причем подобные переживания имеют преимущественно эндогенную обусловленность: активно происходящие в этот период жизни трансформации самосознания личности закономерно отражаются на способах восприятия и интерпретации действительности, порождая характерную для подростков склонность к проблематизации жизненных впечатлений. Вполне обычные (с точки зрения более зрелого человека) внешние воздействия воспринимаются и переживаются подростками как стрессовые и запредельные [1].
В настоящее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности психологической адаптации, обусловленные особенностями социальной ситуации их развития [4].
Особенности копинг-поведения рассматриваются как характеристики ресурсно-мобилизационного аспекта социально-коммуникативной компетентности данной категории подростков. Показано, что в сравнении со своими возрастно-нормативными сверстниками, эти подростки менее продуктивны в избирательной актуализации ресурсов, релевантных психологической природе переживаемых трудностей. При этом они отличаются большей личностной вовлеченностью в преодоление жизненных трудностей, энергией и напором [1].
Выявление присущих подросткам стратегий преодоления жизненных трудностей, осуществлялось при помощи теста Э. Хейма (E. Heim), адаптированного в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана [3].
Обобщенные характеристики копинг-стратегий подростков с затрудненной и нормативной траекториями психического развития в большинстве своем одинаковы. Особые и обычные подростки обнаруживают сходный характер реагирования на трудные ситуации: сталкиваясь со сложностями, они обращаются в первую очередь к поведенческим и когнитивным ресурсам, существенно реже задействуя ресурсы эмоциональной природы [1].
Анализ результатов проведенного исследования даёт основание заключить, что затрудненность психического развития в детские годы и последующая компенсация этой затрудненности оказывают значимое влияние на операционально-поведенческий (социально-коммуникативные умения) и ресурсно-мобилизационный (копинг-стратегии) компоненты социально-коммуникативной компетентности личности в старшем подростковом возрасте. Наиболее ярко данное влияние проявляется не столько на уровне того или иного компонента, сколько в характере их взаимосвязи и взаимодействия между собой. У подростков с задержкой психического развития рассматриваемые компоненты социально-коммуникативной компетентности тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, в отличие от возрастно-нормативных сверстников, у которых данные регулятивные образования функционируют практически автономно. Это может рассматриваться как свидетельство того, что ситуации повседневного общения представляют для «особых» подростков большую трудность, чем для их «обычных» сверстников (что и приводит к более активному задействованию копинг-ресурсов для построения обыденных контактов). Также «особые» подростки чаще и активнее используют свои коммуникативные умения в ситуациях преодоления жизненных трудностей. Сами же трудные жизненные ситуации видятся этим подросткам как коммуникативно-опосредованные и потенциально разрешимые путем общения с другими людьми, так или иначе вовлеченными в эти ситуации. Выявленные особенности социально-коммуникативных умений и копинг-стратегий конкретизируют существующие в современной психологической науке представления о феноменологии, закономерностях и механизмах влияния затрудненности психического развития в детские годы на регуляцию социальных контактов и взаимодействия личности на более поздних этапах жизненного пути.
Таким образом, полученные данные позволяют существенно уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки и развития подростков с задержкой психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения [3].
Библиографический список
- Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. Преодоление трудных ситуаций подростками с компенсированной затрудненностью психического развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2012. №2. С. 31-46.
- Азимова Сада Фуад Кызы. «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ» И «КОПИНГ - ПОВЕДЕНИЕ» ПОДРОСТКОВ // Academy. 2020. №12. С. 113-116.
- Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. Взаимосвязь социально-коммуникативных умений и копинг-стратегий подростков с компенсированной затрудненностью психического развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2014. №1. С. 124-141.
- Попова Т.М. Девиантное копинг-поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья // МНКО. 2016. №2. С. 290-292.
- Antonietti C., Camerini A., Marciano L. The impact of self-esteem, family and peer cohesion on social appearance anxiety in adolescence: Examination of the mediating role of coping // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25 (1). P. 1089-1102.