Буклет педагога-психолога для родителей (законных представителей) "Психологическая готовность ребенка к школе"
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 189.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы.
Компоненты:
1.Мотивационная готовность
- Положительные представления о школе.
- Желание учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового.
- Сформированная позиция школьника.
2.Волевая готовность
Ребенок способен:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действия;
- реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия;
- оценить результат своего волевого действия.
3.Интеллектуальная готовность:
- кругозор ребенка (запас конкретных знаний о живой и
неживой природе, общественной жизни, людях, их деятельности);
- высокий уровень развития познавательных процессов;
- осмысленность запоминания, творческое воображение;
- образное мышление, зачатки логического мышления.
4.Коммуникативная готовность:
- гибкое владение способами установления взаимоотношений;
- умение подчиняться правилам и нормам;
- умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
У ребенка к семи годам должны быть развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь.
Внимание:
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов, объясняя отличие между ними.
Копировать в точности узор или движение по образцу.
Уметь находить одинаковые предметы.
Память:
Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинок.
Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.
Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Мышление:
Объединять предметы в группы по определённым признакам.
Находить закономерность в построении ряда предметов.
Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
Решать логические задачи.
Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Восприятие:
Различать цвет и форму предмета.
По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по велиине, форме, удалённости.
Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону…)
Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мелкая моторика:
Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Минимальный запас знаний и умений дошкольника в возрасте 6-7 лет:
- Фамилия, имя свое и родителей, кем и где работают.
- Свой возраст (дату рождения).
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
- Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность), части суток, цвета.
- Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.).
- Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий.
- Запоминать и называть 8-10 предметов, картинок, слов.