Фототерапия

Пинчук Екатерина Вячеславовна
Фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fototerapiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фототерапия в психологии

Фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях. 

Проблемы, с которыми в медицине и психологии успешно справляются средствами фототерапии:

·         стресс;

·         депрессия;

·         суицидальные попытки;

·         фобии;

·         невротические состояния;

·         расстройства сна;

·         тревожность;

·         апатия;

·         внутриличностные конфликты;

·         низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе;

·         замкнутость;

·         немотивированная агрессия;

·         психотравма;

·         трудности в установлении взаимопонимания в малой социальной группе;

·         Показаниями для проведения сеансов фототерапии могут стать любые расстройства эмоционально-волевой сферы и отклонения в поведении.

Психологические функции фотографии:

  1. Фокусирующая / актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий – как положительно, так и отрицательно окрашенных. 
  2. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем – прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
  3. Организующая (интегрирующая) функция фотографии. Фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом. 
  4. Объективирующая функция заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии, человек также может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе.
  5. Отражение динамики внешних и внутренних изменений – еще одна важная психологическая функция фотографии. Фотография позволяет увидеть и осознать изменения, которые происходят с человеком вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. 
  6. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний – как своих собственных, так и других людей. 
  7. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразуюшую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей, является не столько «природно данным», сколько внедренным в его сознание и бессознательное в процессе социализации.  
  8. «Рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в иную рамку» и связан с включением объекта (каковыми могут также являться поступки, чувства и мысли человека) в иной контекст восприятия, что приводит к изменению его смысла. 
  9. Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. 
  10. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, в особенности если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний
  11. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. 

Принято выделять следующие виды фототерапии:

1.      Автопортрет.

Этот вид фототерапии требует использования метафорических ассоциативных карт и реального портретного снимка человека. В центре листа размещается реальный снимок, а вокруг него – ассоциативные карты. Психолог организует работу участников группы в парах, где они обсуждают метафорическое сходство реальной фотографии и ассоциативных изображений.

2.      Создание коллажа.

Эта разновидность предполагает работу клиента с готовыми снимками. Они могут быть его собственные. Также психолог может предложить для работы тематическую серию картинок, вырезанных из журналов. Распространенной темой коллажа является «Прошлое, настоящее и будущее» – эта тема стимулирует рефлексивные способности клиентов, помогает найти ресурс для достижения поставленных целей.

3.      Создание авторских фотографий.

В этом случае психолог задает тему, организует предварительное обсуждение заявленной проблемы в группе, а затем дает задание участникам: сделать снимки, отражающие эту проблему в реальной жизни.

4.      Фоторепортаж.

Техника предполагает создание клиентом авторской серии снимков, по которой он составляет рассказ. Анализируя кадры и словесное творчество клиента, психолог открывает для человека грани его личности. Эта техника способствует самоактуализации и самовыражению.

5.      Постановочная фотосессия.

Этот вид терапии используется для лучшего понимания клиентом самого себя, проработки негативных переживаний. Клиенту рекомендуются дополнительные сеансы гипноза для предотвращения побочных эффектов от данного вида фототерапии.

6.      Семейная фотография.

Техника используется при коррекции детско-родительских или супружеских отношений, способствует гармонизации социально-психологического климата в семье.

7.      Спонтанное фото.

Этот вид фототерапии требует от человека отключения контроля со стороны разума. Человеку предлагается сделать случайные снимки людей, животных, природы. Затем кадры анализируются психологом. В ходе обсуждения снимков удается выделить характерные личностные особенности клиента, определить направления его личностной коррекции.

8.      Жизненный путь.

Методика предполагает создание хронологии жизненного пути клиента с опорой на фотоснимки с его участием из разных временных этапов его жизни. Эта технология подходит для работы с пожилыми людьми. Она помогает человеку осознать свою значимость, пробудить у него желание передать свой опыт подрастающему поколению, укрепить внутрисемейные связи, пробудить желание заниматься творчеством.

Необходимые для использования изобразительного средства умения: применение фотографии не потребует технического мастерства, а затраты сил и времени на создание авторских работ будут определяться психологическими потребностями и мотивацией участников занятий. 

Преимущества и недостатки.

Достоинствами фототерапии являются:

·     Доступность методики.

Для того, чтобы попробовать на себе фототерапию, не требуется специальной техники. Для многих видов фототерапии достаточно камеры на мобильном телефоне.

·     Технология работы с фотоснимками позволяет человеку мысленно перенестись в прошлое, пережить определенные чувства, проработать их.

Работа зрительного анализатора стимулирует работу мозга, помогает человеку понять то, что раньше не удавалось постичь с помощью мышления и логики.

·     Методика зарекомендовала себя как эффективное средство коррекции девиантного поведения подростков.

В процессе фототерапии у трудных подростков происходит становление системы ценностных ориентаций, формирование нравственных начал личности.

К недостаткам данной методики можно отнести:

·     Одним из осложнений фототерапии является пробуждение негативных эмоций.

Психологу важно наблюдать за динамикой эмоционального состояния клиента во время сеанса. При вспышках негативных эмоций сеанс рекомендуется прекратить. На следующей встрече нужно обязательно обсудить негативные реакции клиента картинки.

У вспыльчивых клиентов работа с фотографиями может вызвать неконтролируемую агрессию. Клиент может ударить психолога или самого себя.

 Противопоказаний и ограничений в использовании фототерапии нет.

 Фототерапию можно применять в работе не только со взрослыми, но и с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками.