Главные вкладки
Краткосрочная программа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних "Мир моими глазами"
Цель программы: создание социально – педагогических условий, нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение обучающихся школы.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_deviantnomu_povedeniyu.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области, «Школа-интернат «Радуга»
Краткосрочная программа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
«Мир моими глазами»
Составила:
педагог-психолог
Самсонова А.В.
п.г.т. Смирных
2023г.
В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов.
Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности, неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не автономны в принятии решений. Подростки отличаются инфантилизмом, не здравомыслием, ригидностью, неадекватностью самооценки, несамостоятельностью и так далее.
Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:
· осознать нормы общества;
· осознать себя частью общества;
· принять нормы общества как свои.
Подростки с ОВЗ испытывают затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием.
Многие трудности школьной адаптации детей с ОВЗ обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Дети с ОВЗ имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Все это приводит к дисгармонии с социальной средой.
Цель программы: создание социально – педагогических условий, нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение обучающихся школы.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся знают моральные принципы общества, умеют правильно оценивать сове поведение и исправлять недостатки.
- Обучающиеся могут осуществлять правильный выбор своего поведения.
- Обучающиеся имеют статус в коллективе, заинтересованы и проявляют эмпатию к членам коллектива.
№ п/п | Индивидуальная работа с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению | Цели |
1. | Комплекс медиативных упражнений по профилактике сквернословия несовершеннолетних | Содействие подросткам в преодолении склонности к сквернословию, осознание негативных последствий этой привычки, выработке личных позитивных стандартов речевого поведения |
Упражнение «По дороги жизни» | Осознание того, что нецензурные выражения, используемые в своей речи, мешают продвигаться вперед. | |
Упражнение «Сосуды» | Осознание недопустимости использования сквернословия. | |
Упражнение «Кляксожизнь» | Определение причин, почему появилось сквернословие в вашей жизни, недопустимость его использования в новой жизни. | |
Упражнение «Обойти слово» | Развивать способность переформулировать бранные, сквернословные слова в позитивные. | |
2. | Комплекс упражнений по коррекции эмоциональных нарушений личности несовершеннолетних | Обучение личности социального приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с оружающимися |
Упражнение «Поддержка» | Научить различать понятия похвала, знак внимания и поддержка,освоить навык поддержки применительно к школьным ситуациям. | |
Упражнение «Я – слушание». | Усвоить понятие «Я –слушание» и найти свои собственные! Я –слушания» для рефлексии своего поведения, в том числе в конфликтах с подростками. | |
Упражнение «Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем». | Дать представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; провести практическую отработку навыков преодоления проблем. | |
Упражнение «Разрешения проблем и принятия решения. | Тренировка навыков принятия решения. | |
Упражнение «Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации». | Ознакомить обучающихся с процессом первичной, вторичной оценки проблемной и стрессовой ситуации, провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации. | |
Упражнение «Модификация копинг-стратегии избегания и тренинг адекватных форм стратегии избегания». | Ознакомить подростков с поведенческими стратегиями преодоления стресса, провести тренировку адекватного выбора поведенческой стратегии избегания. | |
Упражнение «Развитие Я-концепции. Тренировка навыков самоконтроля самоэффективности». | Научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработать навыки самоэффективности и самоконтроля. | |
Упражнение «Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной социальной компетентности. Тренировка коммуникативных навыков». | Научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей; развить способности «вставать» на позицию других; научиться «принимать их роли»; научиться умело и с удовольствием общаться с людьми; понимать людей и смысл общения. |