КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить будущему школьнику зачем нужно учиться.
Что же такое мотивация и почему она так нужна?
Если мы обратимся к словарям, то найдем определение "мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sformirovat_u_rebenka_zhelanie_uchitsya_i_razvivat_uchebnuyu_motivatsiyu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить будущему школьнику зачем нужно учиться.
Что же такое мотивация и почему она так нужна?
Если мы обратимся к словарям, то найдем определение "мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом".
Почему так важно развивать мотивацию к учебе? Есть известная фраза "Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться". Так и в обучении. Мы можем привести ребенка в школу, можем дать ему всё необходимое, но учиться ему нужно самостоятельно, заставить это делать мы не можем.
Человек любое действие совершает тогда, когда есть в этом потребность, когда есть мотив, желание, необходимость что-то получить. Так и в учебе. Только тогда, когда у ребенка будет необходимость выучить, он выучит. Вот это и есть учебная мотивация - стремление учиться. И возникает она тогда, когда у ребенка есть потребность. Причем, эта потребность может быть как внутренней, так и внешней.
К сожалению, сейчас у многих детей нет желания учиться. У ребенка не развиты познавательные интересы, следовательно, и учиться нет необходимости. Почему так получается?
Вспомните, какое количество игрушек есть у вашего ребенка. Это множество машинок, конструкторы у мальчиков или разнообразные куклы, домики для кукол, коляски у девочек. Игрушки уже некуда складывать, а мы покупаем все новые и новые. Что в этом плохого и при чем здесь мотивация? Вроде бы прямой зависимости нет, но на самом деле ребенок привык получать все в готовом виде и у него не было необходимости что-то придумывать, делать самому.
Сейчас многие бабушки говорят, что раньше никаких развивающих курсов не было, но дети учились с интересом. Но ведь и такого количества игрушек не было.
Детям покупали какие-то игрушки, а то, чего не было, они придумывали сами. Можно было сделать пистолет из сломанной ветки, куколок из цветка или картона, одёжки для куклы мы рисовали и вырезали из бумаги. Была необходимость придумывать и что-то делать самостоятельно. Сейчас этого нет. Даже собирая конструктор, многие дети делают строго по схеме, так как нарисовано и мысли что-то изменить и сделать по-другому у них даже не появляется.
Изначально мы приучаем ребенка получать всё в готовом виде, что никак не способствует формированию желания учиться. Ведь в процессе учебы надо не только получать знания, но и самостоятельно искать ответы на вопросы, отрабатывать определенные навыки, трудиться.
Есть еще другая сторона. Мы можем научить ребенка определенным навыкам, используя какие-то специальные упражнения. Любой музыкант начинается с проигрывания гамм и этюдов. Спортсмен развивает свои способности путем тренировок. К сожалению, специальных упражнений, которые бы формировали мотивацию к учению, просто нет.
Многие психологи работали и продолжают работать над этой проблемой, но до сих пор остаётся много неизвестного в вопросе формирования учебной мотивации. Возможно, в скором будущем ученые и найдут ответы на свои вопросы, но нам же надо это сейчас. Нам надо, чтобы наши дети хотели учиться и учились как можно лучше. Как этого добиться?
Нет таблетки, которая бы развивала учебную мотивацию. Нет упражнений, формирующих мотивацию к учению. Но есть условия, при которых школьная мотивация начнет формироваться. Если в семье родители будут придерживаться определенных правил, учитывать эти условия, то постепенно сформируется учебная мотивация и ребенок поймет для чего он учится. И тогда вопрос "Зачем мне это надо?" отпадет сам собой. Вот эти условия.
Дайте ребенку достаточную самостоятельность. Помогайте только тогда, когда ребенок попросил о помощи. Важно обратить внимание, что самостоятельность проявляется в умении ставить перед собой жизненные задачи и решать их.
А решить задачу успешно можно, если правильно составить план работы и его соблюдать. Следовательно, нам надо научить ребенка планировать свои действия и соблюдать этот план. Простой пример.
Составьте план выполнения домашнего задания и наблюдайте, как ребенок его выполняет. Сначала лучше повесить план на видное место, чтобы ребенок не забывал этапы работы, а потом уберите. И составление плана работы полезно не только в учебной деятельности. Перед тем, как начнете уборку в комнате, распланируйте что и как будете делать и только после этого приступайте к работе. Это можно делать и с дошкольниками.
Интересуйтесь не оценками ребенка, а тем, что изучали в школе. Старайтесь показать практическое применение этих знаний. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Почему рубашка промокает, а куртка нет? Почему снег скрипит, а асфальт нет? Нужно ли водителю знать, как посчитать скорость или расстояние? Ставьте перед ребенком необычные задачи.
Дети говорят, что не нужно знать таблицу умножения, т.к. есть калькулятор. А если электричество отключат, как будешь считать? А если пойдешь на рынок, где нет калькуляторов, то как посчитаешь, сколько надо заплатить? Когда ребенок понимает, что он учит и зачем, то и обучение идёт легче.
Хвалите за ошибки и учите искать пути исправления. В погоне за хорошими отметками мы , сами того не ведая, формируем у детей боязнь ошибиться. И часто маленький школьник не делает работу именно потому, что он боится сделать не так, как надо.
Чтобы такого не получилось, нам надо дать понять ребенку, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И не ругать за ошибки, а учить их исправлять. Сделал сын массу ошибок в тетради по математике. От того, что мы его будем ругать, накажем, не пустим гулять ошибок меньше не станет. А вот, если мы разберем эти ошибки, поработаем над ними, то в следующий раз работа будет намного лучше. Принес ошибки ребенок - хорошо, давай подумаем, что сделать, чтобы их исправить.
Чаще используйте «пряник». Основной метод воспитания - "метод кнута и пряника". Мы наказываем, если что-то плохо и хвалим, если всё хорошо. К сожалению, на этапе обучения, чаще бывает что-то недостаточно хорошо и, соответственно "кнут" используется больше, чем "пряник". А зачем ребенку стараться, если опять будут ругать? А вот, если вы похвалите ребенка хоть за самую малость, то у него появится желание сделать еще лучше. Поэтому чаще ищите хорошее, то, за что можно похвалить.
Соблюдая эти условия в своей семье, вы поможете ребенку, сформируете у него учебную мотивацию. И начинать это надо еще до школы, ведь формирование мотивации - процесс длительный. Кроме того, по мнению доктора психологических наук Катерины Поливановой учебная мотивация формируется в начальной школе, а вот в средней и старшей школе работают уже другие мотивы.