Паспорт технологии «Баламетрикс (Balametrics) - доска Бильгоу»

Ефтифеева Наталья Григорьевна

Представлен паспорт технологии «Баламетрикс (Balametrics) - доска Бильгоу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ

«Баламетрикс (Balametrics) - доска Бильгоу»

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Контактная информация

Государственное автономное  учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края.

Рабочий номер телефона:- тел/факс: 8-(3022)28-26-75

1.2. Проблемы, на решение которых направлена технология

  • ЗРР разной степени тяжести.
  • Проблема дисграфии или дислексии.
  • ЗПР и ЗПРР.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.
  • Алалия.
  • Логоневроз (заикание).
  • Отставания в развитии моторики и координации.
  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
  • Поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность.
  • Несобранность, повышенная отвлекаемость, ребенок быстро возбуждается и утомляется, испытывает трудности в самоконтроле.
  • Нарушения осанки.
  • Проблемы с обучаемостью.
  • сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы

1.3. Целевые группы (выгодополучатели)

Дети дошкольного,  младшего школьного возраста, подростки:

- с ОВЗ,

- с нарушениями развития (двигательными, умственными, сенсорными, коммуникатив-ными, эмоциональными, поведенческими) или выраженными психогенными расстройствами.

Взрослые (родители или лица их заменяющие; сотрудники учреждения)

1.4. Цель применения технологии

Цель методики Бильгоу  развитие  координации, общей моторики, осознание схемы собственного тела (соматогнозис), формирование эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения, речи ребенка, повышение эффективности работы мозга. 

II. ОПИСАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Основное содержание и алгоритм действий

Доска Балансировочная (Баламетрикс)  для занятий по методике Бильгоу (программа мозжечковой стимуляции) способствует совершенствованию функций мозжечка и базальных ганглиев — структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка, улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, а также дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Алгоритм технологии:

I этап — подготовительный: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Цель: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Стратегия:

1. Набор целевой группы.

2. Первичные диагностические процедуры.

3. Составление плана работы.

4. Разработка индивидуальной программы помощи детям с учётом сложной структуры нарушений детей и уровня их развития.

II этап — реализационный (основной): осуществление коррекционно-развивающей занятий по методике Бильгоу

Стратегия:

1. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения.

2. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

3.Отслеживание динамики развития детей в процессе получения услуги (промежуточные диагностические процедуры).

III этап — итоговый: обобщение результатов деятельности специалистов.

Стратегия:

1. Заключительные диагностические процедуры. Мониторинг состояния ребёнка.

Обобщение полученных результатов с помощью опроса родителей и профессиональной рефлексии.

2. Фиксация полученных результатов (диаграммы, отражающие результаты работы), написание рекомендаций и сбор пакета сопроводительных документов.

3. Обеспечение родителей материалами информационно- методической поддержки.

Формы работы  с «Баламетрикс (Balametrics)- доска Бильгоу»:

1. Консультация – это встреча специалиста с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.

2. Индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия:

-  1й блок: «Освоение балансировочной доски Бильгоу»;

- 2й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;

- 3й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;

- 4й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»;

- 5й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;

- 6й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».

Занятия по методике Бильгоу (программа мозжечковой стимуляции):

1. Повышают эффективность основных мозговых процессов, которые служат основой мышления и действий.

2.  Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. 

3. Планомерно и полноценно развивается мозжечок ребёнка, а также увеличивается эффективность проводимых занятий с другими специалистами.

4. Активизируется двигательная сфера, сенсомоторная активность детей; развивается общая моторика, что формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка.

5.Оптимизируются коммуникативные навыки – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Качественные показатели

  • - улучшение концентрации и внимания;
  • - повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
  • - улучшение зрительно-моторной координации;
  • - развитие пространственного восприятия и воображения;
  • - развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
  • - развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
  • - развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
  • - оптимизация навыков механического чтения;
  • - развитие интеллектуальных способностей;
  • - развитие математических и логических способностей;
  • - развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • - гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • - нормализации поведения;

- улучшение качества письма, чтения;

-  содействие формированию у ребенка необходимых навы- ков, способствующих социальной адаптации (интеллекту- альных, двигательных, речевых, социальных).

-  оказание родителям помощи в поиске наиболее разумного и адекватного способа взаимодействия со своим ребенком, учитывая индивидуальные особенности и уровень его актуального развития.

3.2. Количественные показатели

- количество получателей услуг, прошедших реабилитацию(ед.);

- количество проведенных занятий в отчетном периоде (ед.).

3.3. Обоснование эффективности разработанной технологии

Для оценки  эффективности работы по методике Бильгоу (программа мозжечковой стимуляции)  как новой формы работы  с детьми и взрослыми,  специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и  по  результатам установлено, что на протяжении  всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается:

  • - оптимизация уровня развития общей и мелкой моторики;
  • - оптимизация зрительно-моторной координации;
  • - улучшение координации и моторной ловкости, способности удержания баланса тела;
  • - улучшение работы артикуляционного аппарата и речевого аппарата в целом;
  • - развитие навыков позитивного общения и конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок»;
  • - повышение самоконтроля и саморегуляции;
  • - снижение гравитационной неуверенности;
  • -повышение учебной мотивации;
  • - стабилизация эмоционального фона;

После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились, родители стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, специалисты добиваются хороших результатов. 

IV. НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Кадровые

- педагог-психолог

- логопед

- инструктор ЛФК

Высшее педагогическое образование, специализация по психологии и основам психологической работы, логопедия.

4.2. Материально-технические

  • Балансировочная доска с цветной разметкой – 1 шт.
  • Полусферические полозья – 2 шт.
  • Доска для отбивания с цифрами – 1 шт.
  • Мячик для отбивания – 3 шт.
  • Мешочки с разными цветами и разные по весу – 3 шт.
  • Мяч на веревке – 1 шт.
  • Цветная палка для отбивания, пронумерованная от 1 до 8 – 1 шт.
  • Стойка с фигурками – 1 шт.

4.3. Информационные, включая Интернет-ресурсы

Ссылки на источники:

  1. 1. Александрова С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. Учебное пособие для студентов.(2014г)
  2. 2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитиеребенка (1985г)
  3. 3.Давиденко Н.В. Особенности пространственно-временнойориентации младших школьников (2011г)
  4. 4. Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса «LEARNING BREAKTHROUGH KIT» (BALAMETRICS) в коррекции психофизического развития детей. Москва (2016г)
  5. 5. Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса «LEARNING BREAKTHROUGH KIT» (BALAMETRICS) в коррекционно-развивающей работе с детьми. Москва (2018

Библиографический список по теме:

1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004. 

2. Масюкова Е.М.Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция (1992г)

 3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3

4. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.

5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

6. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 240с.

Интернет ресурсы:

 -http://cns-neiro.ru/articles/metod-mozzhechkovoy-stimulyatsii-dlya-detey/ 

-https://medalvian.ru/detyam/dvigatelnye-i-tvorcheskie-metodiki/programma-belgou/ 

-https://psy-med.ru/articles/metodika-balametrics.html

-http://karkusha.su/mozzhechkovaya-stimulyatsiya-zanyatiya-na-balansirovochnoy-doske/

-Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru

-Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/Lisenok-Belk/3140921

4.4. Иные ресурсы

-